ПРОГРАММА группы кратковременного пребывания «Малышок» неорганизованных детей в дошкольных группах.


ПРОГРАММА
группы кратковременного пребывания «Малышок» неорганизованных детей в дошкольных группах.

Составитель:
заместитель директора поУРО.Ю.Степанова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших проблем дошкольного образования –остаётся проблема организации детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения. . Такие факторы как: отсутствие мест в дошкольном образовательном учреждении, состояние здоровья ребёнка, затруднительное материальное положение родителей– всё это является причиной непосещения детьми дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим остро встает вопрос о гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения и
разноуровневой подготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи. Поэтому главная цель сегодня- развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.
Данная программа направлена на:
•обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
•развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
•личностного развития детей раннего возраста;
•педагогическое просвещение родителей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие вариативных, менее затратных, форм работы с неорганизованными воспитанниками на основе их кратковременного (неполного) пребывания в дошкольных группах.
Задачи:
•обеспечение доступности образовательных услуг неорганизованным детям;
• организация адаптации детей раннего возраста к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
•педагогическое просвещение родителей
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

С 01.06.2011 – 31.09.11г. с дальнейшей организацией перехода пребывания детей в группы полного дня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы. И первым, кто поможет ему ответить на эти вопросы – это родители. Однако отсутствие компетентных знаний и времени – затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Таким детям и их родителям крайне необходима помощь со стороны педагогов, специалистов, практика общения дошкольников со своими сверстниками, ранней социализации. Однако первое посещение детского сада в любом возрасте является стрессовой ситуацией для малыша. Сущность данной проблемы, прежде всего, состоит в том, что привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи и т.д.
Поэтому очень важным моментом прихода в первый раз ребёнка в детский сад- является адаптационный период, период адаптации к новым условиям. Крайне важно, чтобы адаптационный период прошел без стрессов, слез и расстройств, как у ребенка, так и его семьи. Обычно, на адаптацию уходит от двух до четырех недель. В первые дни целесообразнее приводить ребёнка на час. Маме, бабушке или близкому человеку, приведшего ребёнка в детский сад – необходимо побыть с ним в группе, вместе поиграть или сходить на занятие. Тогда у ребенка не будет впечатления, что его оставили с незнакомыми людьми или просто бросили. Наши педагоги помогут преодолеть этот, порой достаточно сложный период, всегда окажут поддержку и ребенку и его родным.
I.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
•Путём опроса и анкетирования, с семьями, желающих воспользоваться услугами дошкольного образовательного учреждения, было выявлено, что 100% из 100% опрошенных родителей хотят, чтобы ребёнок посещал детский сад, однако проблемы материального положения не позволяют возможности решения этого вопроса. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания в дошкольном учреждении за небольшую плату – оптимальный вариант решения данного вопроса.
• Взаимоотношения между образовательными учреждениями и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
•Взимание платы с родителей (законных представителей) за содержание детей в группах кратковременного пребывания, зачисление, сохранение места и отчисление детей из групп кратковременного пребывания производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с решениями органов местного самоуправления, а также на основании Устава образовательного учреждения.
•Организация различных форм взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. (Приложение № 3)
II.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
•Прием в группу проводится в течение всего года по мере поступления заявления от родителей(законных представителей) при наличии свободных мест.
• Наполняемость группы - 10-15 человек.
•Образовательная деятельность проводится в первой половине дня, в соответствии с режимом дня реализуемой программы. (Приложение № 1, 2)
• Пребывание ребенка согласуется с нормами групп постоянного пребывания по количеству детей.
•Ребенок закрепляется в данной группе, ему оказываются образовательные услуги по общему графику.
• Предусмотрен постепенный перевод ребенка на полный день пребывания в дошкольном учреждении по мере адаптации ребенка к условиям группы.
III.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ГРУППЫ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
• Образовательный процесс строится на основе свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности педагогического работника с детьми.
•Привлечение детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
•Реализация процесса дифференцированного и индивидуального подхода по следующим направлениям:
организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы),
обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
организация совместной с родителями деятельности.
IV.РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
• Программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы»
• Элементы программы М. Монтессори.
V.УСЛОВИЯ
Групповая комната.
Спальная комната.
Музыкальный (спортивный зал).
Медицинский кабинет.
VI.ФОРМЫ РАБОТЫ
•Индивидуальные занятия.
•Групповые занятия.
• Диагностическое обследование.
• Работа по оздоровлению ребенка.
• Консультации для родителей.
VII.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
•Воспитатель.
•Младший воспитатель.
•Музыкальный работник
•Медсестра
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Особую ценность организации групп кратковременного пребывания детей представляет их вариативность и региональное своеобразие, стремление специалистов дошкольных образовательных учреждений адекватно действовать в конкретных условиях, отвечая социальному заказу населения. Предполагаемые конечные результаты:
•Облегчённый адаптационный период.
•Приобщение ребенка к жизни в группе, к новому распорядку дня, среде.
•Информированность родителей по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребёнка,
а также профессиональная работа с семьями и их детьми, внимание к ним специалистов детского сада приводят к положительным результатам: родители осознают всю полноту и значимость воспитательно-образовательной деятельности и оформляют его пребывание в группу полного дня.
Данная модель группы кратковременного пребывания детей экономически выгодна, так как не определяет дополнительных затрат на заработную плату и не приводят к перерасходу рабочего времени сотрудников дошкольного учреждения. В заключённом с родителями договоре, прописывается сумма оплаты родителями образовательных услуг, которые начисляется, исходя из материальных затрат на содержание ребенка в зависимости от количества проведённого времени ребёнком в дошкольном учреждении. Функционирование группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении крайне актуально как для городских жителей, так и для всех слоёв населения сельской местности, так как являются доступными даже в самых скромных экономических условиях.
Приложение № 1

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
группы кратковременного пребывания неорганизованных детей
« Малышок»
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00 - 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 - 8.20
Игры, подготовка к занятиям 8.20 - 9.00
Занятия по подгруппам
9.00 - 9.10
9.10-9.20
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения) 9.30 - 11.20
Возвращение с прогулки, игры 11.20 - 11.45
Подготовка к обеду, обед 11.45 - 12.20
Подготовка ко сну, сон 12.30 - 15.00
Подъём, уход домой 15.10.-15.20
Приложение № 2

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА
непосредственной образовательной деятельности группы кратковременного пребывания неорганизованных детей
« Малышок»
Понедельник Действия со строительным материалом 9.00 - 9.10
9.10-9.20
Вторник Развитие движений  9.00 - 9.10
9.10-9.20
Среда Музыкальное 9.00 - 9.10
Четверг Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 9.00 - 9.10
9.10-9.20
Пятница Действие с дидактическим материалом  9.00 - 9.10
9.10-9.20 
Приложение № 3
Примерное тематическое планирование работы с родителями
№ Мероприятия Сроки Ответственный
1 Проведение родительского собрания «Адаптационный период» Май Администрация
2 1.Оформление информационно-консультативного уголка «Семейный институт»
2.Оформление папки-передвижки «Азбука общения» Июнь Воспитатели
3 Работа почтового ящика «Почта пожеланий» Июль Воспитатели
4 Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности «Вместе с мамой» Август Воспитатели, родители
5 Семинар-практикум «Семейное дерево» Сентябрь Воспитатели, родители
6 Информационно-консультативное сообщение в папке-передвижке « Что значит быть хорошим родителем или о том как вырастить своих детей счастливыми»
Октябрь Воспитатели
7 Информационное обеспечение родителей литературой по вопросам воспитания детей «Библиотечка для родителей» Ноябрь Воспитатели
8 Информационное сообщение в папке «Секреты общения»
«Давайте жить дружно»
2.Привлечение родителей к организации и проведения новогодних утренников. Декабрь Воспитатели
9 Оформление фото- выставки «Мой мир» Январь Воспитатели
10 Родительское собрание» Разговорная речь взрослого, как игровое средство общения с ребёнком дома» Февраль Воспитатели
11 1.Совместная с родителями деятельность по организации и проведения праздника «С милой мамочкой моей»
2.Привлечение родителей к оформлению фото- выставки «Юные таланты» Март Воспитатели,
родители
12 1.День открытых дверей
2.Совместная, театрально-игровая с родителями деятельность «В гостях у сказки» Апрель Воспитатели
13 1. Родительское собрание «Уровень сформированности развития ребёнка данного возрастного периода».
2.Тематичекая консультация «Жизнь и здоровье ребёнка в летний период» Май Старший воспитатель, воспитатели