Презентация Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста


Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возрастаПодготовила:воспитатель МК ДОУ ЦРР – д/с № 5Казьмина Ирина Александровна Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.В.А. Сухомлинский Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования отношений между взрослыми и ребенком, фиксируемых в правилах определенных ролей.Игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на НОД, а также в непосредственном опыте детей. Основная единица игры – роль. Структура игры:правила игры;игровые действия;игровое употребление предметов;сюжет;содержание;отношения между детьми. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и других. Дидактическая игра:как средство воспитания и обучения детей;делает процесс обучения более лёгким, занимательным;имеет определённый результат;является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на НОД;способствует формированию правильных взаимоотношений между детьми;содействуют развитию инициативы;проводятся в часы игр и используются как форма и приём обучения во время НОД. Педагогическое руководство игрой:центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет решить воспитатель;руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей , но не навязчивым;воспитателю следует продумать и определить место и роль и связь игр с содержанием НОД, другими приёмами воспитания и обучения детей;в самом начале игры важны образность и краткость речи воспитателя; Воспитатель:должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их;должен чётко представлять себе, какие результаты он хочет получить средствами дидактических игр;придаёт игре игровой замысел, намечает игровые действия;должен учитывать индивидуальные особенности детей;является зачинщиком и участником игры и может руководить через роль;выступая в роли участника игры, не перестаёт быть педагогом; заканчивая игру, должен поддержать интерес к следующей игре: « А в следующий раз игра будет еще интереснее…» . Вывод:Таким образом, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры – в подборе игрушек, картинок, игрового материла, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, объяснении игрового замысла, в объяснении игровых действий и правил игры. Наиболее частые правила в ДИ:действовать по очереди;отвечать когда спрашивают;слушать товарища;не мешать другим в игре;выполнять правила;честно признаваться в ошибке. Мышление старших дошкольниковПредметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. Дидактические игры на развитие мышления:«Куда спрятался жучок?»«Секреты»«Перевёртыши»«Весёлые человечки»«Звёзды на небе»«Пирамидки» Из опыта работы Развивающая среда В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию мышления. Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается. Дидактическая игра «Где чей дом?»Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение. Дидактическая игра «Весёлая логика»Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет. Дидактическая игра «Головоломка»Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания. Дидактическая игра «Фиксики»Цель: развитие мышления, внимания, мелкой моторики, воображения. Дидактическая игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»Цель: развитие мышления. мелкой моторики, памяти. Дидактическая игра «Шифровальщик» «Шифровальщик»Цель: развитие мышления, внимания.Дидактическая задача: учить детей соотносить буквы с различными значками.Руководство: Дети сидят за столами. Взрослый говорит: « На этом листе написаны названия членов семьи - мама, папа, бабушка, дедушка, дочь и сын, внук и внучка Все слова закрыты и закодированы значками, по которым нужно догадаться, какое слово спрятано. Нужно соотнести букву с значком.» . Показывает полоску –образец и соотносят значок и букву. (Можно в парах – один ребенок пишет, другой – расшифровывает) Дидактическая игра «Пчела»Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, закрепление знания цифр (букв), внимания, логического мышления, памяти, воображения. Вывод:Дидактическая игра одна из форм развития мышления у детей. В процессе игры умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Спасибо за внимание!