Рефлексивный отчет по самообразованию на тему Игра, как средство воспитания и обучения детей младшего школьного возраста


Отчет по самообразованию
учителя начальных классов Кажыбек М. С.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Поэтому тема моего исследования звучит так: «Игра – как средство обучения и воспитания детей младшего школьного возраста». По данной теме работаю 4 года. В 2014 – 2015 учебном году я находилась на этапе внедрения игровых технологий, которые я изучала на протяжении 2 этапов – подбор новых технологий и изучение особеннотей выбранных технологий. Предлагаю, рассмотреть результаты наблюдения, которые я получила при изучении данной темы.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Чтобы выяснить, какова роль дидактических игр на этапе освоения нового учебного материала учащимися на уроках в начальных классах, а также формирования познавательного интереса детей к изучению учебного материала на уроках в начальных классах, я решила провести сравнительный эксперимент в своем классе.
Во 2 «А» классе КГУ «СОШ № 10» всего 23 учащихся, из них 2 отличника, 9 ударников и 12 троечников. На факультативном занятии «Логика» я закрепляла знания и умения учащихся по теме «Табличное умножени и деление чисел в пределах 4» . В целях эксперимента класс был поделен на группу А и группу Б, в течение 30 дней группа А продолжала изучать программный материал традиционным методом, без использования игровых технологий, а в группе Б обучение строилось на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий. Я использовала на уроках различные дидактические игры, которые способствовали развитию логического мышления, смекалки, внимания, памяти, творческих способностей.
На 1 неделе эксперимента было проведено тестирование, которое позволило отслеживание знаний детей группы А и Б на начальном этапе эксперимента. В результате данного тестирования были получены, следующие результаты: качество знаний группы А составило 44%, а группы Б 46%. Из данной сравнительной таблицы (рисунок 1) мы можем увидеть, что на начальном этапе эксперимента обе группы имеют практически одинаковый процент качества знаний, что позволит нам более точно проследить рост каждый группы при сравнении.
Рисунок 1
120523082550
Уже на 2 неделе можно было наблюдать у учащихся группы Б повышение интереса к занятиям данного предмета, творческий подход к выполнению домашних заданий, развитие организаторских способностей, сплочение коллектива и стремление принять участие в игре. Освоение программного материала учащихся группы А протекало медленнее, не все дети на занятиях работали активно, домашнее задание выполнялись пассивно, так как использование только словесных методов обучения было не достаточным, чтобы заинтересовать учащихся и сконцентрировать их внимание больше, чем на 10 – 15 минут.
На начало 3 недели данного эксперимента был проведен промежуточный контроль качества знаний группы А и группы Б в виде индивидуальных карточек, где были получены следующие результаты: качество знания группы А составило 47 %, а группы Б 53 %. Результаты данного контроля отражены в ниже указанной диаграмме (рисунок 2).
72278547589Рисунок 2


В результате промежуточного контроля наблюдался небольшой рост в качестве знаний как в группе А, так и в группе Б. Но в группе Б рост в знаниях учащихся значительно выше, что позволяет сделать вывод: применение дидактических игр на занятиях делает процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?” и так далее.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы умножения в пределах 4 часто используют игру “Поймай рыбку”.
На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
3*2    4*3 4*1    5*4 3*7    4*2
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу умножения, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и  с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.
Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.
На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике и логике, учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике, логике.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
- Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
- Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и по использованию.
Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Каждый учитель знает, что приходится иногда много раз повторять с учащимися один и тот же материал по математике и все же он остается не усвоенным.
Дети, как будто знают алгоритм выполнения действий, умеют их формулировать, приводят примеры, но в заданиях допускают ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют правильно и эстетично оформить свою работу.
Таким образом, дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе, так как, это на много повышает усвояемость материала.
На 4 неделе эксперимента , соблюдая все методические рекомендации по внедрению и проведению дидактических игр для детей младшего школьного возраста, я закончила данный эксперимент и провела итоговый контроль качества знаний учащихся 2 «А» класса. В группе А, в которой ученики изучали программный материал без применения игровых технологий, качество знания было 54 %. Учащиеся данной группы, к окончанию эксперимента, показали рост качества знаний 10%. Качество знания учащихся группы Б в итоговом контроле составило 67 %, следовательно мы можем наблюдать рост качества знаний данной группы на 21%. Результаты всего эксперимента приведены ниже (рисунок 3).
Рисунок 3
808990271780

Вывод:
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в  освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.