Рабочая программа для СПО Музееведение. Музей своими руками.
ГБПОУ К О « КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
г. СУХИНИЧИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. МУЗЕЙ СВОИМИ РУКАМИ»
на 2015-2016 учебный год
Автор: Кузнецова Елена Васильевна
Преподаватель истории и обществознания
Руководитель историко-краеведческого музея
ГБПОУ КО «КТС» «Искатели».
Сухиничи 2015
Кто не видит вещим оком глуби трех тысячелетий,
Тот в невежестве глубоком день и ночь живет на свете.
Гете.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Музей своими руками» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 22.08.2004 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 26.06.2007 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 23.07.2008 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 08.05.2010 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 23.02.2011 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Программа «Музей своими руками» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на один учебный год . Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 15 -18 лет.
Историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитывает у учащихся любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению традиций учебного заведения
Работа музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно-познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации учащихся средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ЭКСГУМАЦИОННЫХ РАБОТ И ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ ПОИСКОВЫХ ОТРЯДОВ «ПРЕДШКОЛА ГРАНИТА» ФАЙЗУЛЛИНА ТА – руководителя поискового отряда «ГРАНИТ»
Принципы реализации программы:- деятельностный подход – подросток развивается в деятельности;- принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации;- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта; - ученического исследования;- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;- технологии проблемного обучения.
- поискового исследования
Ведущие направления деятельности:
Организационная и методическая работа.
Поисково-исследовательская работа.
Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
Экскурсионно-массовая работа.
Учебно-образовательная и воспитательная.
Работа с фондами.
Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном; - внеклассном;- социально-проектном.
Формы работы в музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности;
- кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея;
- туристические поездки;
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее
- уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий;
- экскурсии, встречи в музее.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы музея ГБПОУ КО КТС. 3. Получение целостной картины по истории развития района, города, колледжа и его традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Сухиничского района и города Сухиничи. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии учащимися.10.Социализация учащихся. Формы контроля:
Тесты
Контрольные вопросы
Проекты
Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности музея:
- Устав колледжа;
- Положение о школьном музее;- Программа развития ГБПОУ КО КТС;- План работы ГБПОУ КО КТС на учебный год;- Программа развития музея;- План работы музея на учебный год;
- Рабочие программы авторских элективных курсов.
-Рабочая программа дополнительного образования «Музееведение»
На 2015- 2016 учебный год.Документация музея:- инвентарная книга;- журнал регистрации посещений.Управление реализацией программы:- директор колледжа;- руководитель музея;- заместитель директора по воспитательной работе;
- совет музея.
Учебно-тематический план к программе «ИСТОКИ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п.
Содержание программы
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего
1
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж
1
1
2
1. Всероссийское туристическо -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
1
2
3
3
2. Наследие в школьном музее.
2
2
4
4
3. Родной край в истории государства Российского.
1
5
6
5
4. Функции музея
2
-
2
6
5. Организация музея.
2
2
4
7
6. Моя семья и родной край.
2
6
8
8
7. Наш колледж в истории края
2
8
10
9
8. Комплектование фондов музея
2
8
10
10
9. Фонды музея
2
2
4
11
10. Учёт и описание музейных предметов
1
3
4
12
11.Экспозиция музея.
2
2
13
12.Тексты в музейной экспозиции
1
1
2
14
13. Военная слава земляков
3
7
10
15
14. Экскурсионная работа в музее.
3
7
10
16
Итоговое занятие
2
2
17
Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.
По плану
18
Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению
19
Заседание Совета и актива музея
По плану
20
Областные, городские и районные мероприятия
21
Индивидуальные консультации
Итого:
80
Содержание программы курса «Истоки»
Тема 1. Всероссийское туристическо - краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» , включая вводное занятие (4 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Музей колледжа как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (2 часа)
Участие в конкурсе о символике школы.
Тема 2. Наследие в музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории государства российского (6 часов)
Теоретические занятия (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 4. Функции музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: подростковый клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Музей колледжа как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета музея, руководителя музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наш колледж в истории края (10 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История колледжа. Традиции и достопримечательности. Преподаватели, мастера выпускники колледжа, их след в истории края. Публикации о колледже в СМИ. Летопись колледжа. Музей и архив. Источники по истории колледжа в районных, городских, областных и архивах.
Практические занятия (8 часов)
Выявление педагогов и выпускников колледжа разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории колледжа. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи колледжа. Колледж транспорта и сервиса г Сухиничи– «кузница кадров».
Тема 8. Комплектование фондов музея колледжа (10 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (8час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 9. Фонды музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания музея колледжа: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно - влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в музее колледжа.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЯ. «МУЗЕЙ – СВОИМИ РУКАМИ». Предшкола «Гранита». Эксгумационные работы.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции музея колледжа. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков (10 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники колледжа в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (3 ч.)
Практические занятия (7 часа)
Выявление выпускников колледжа - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Выпускники колледжа – участники локальных войн. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в музее (10 часов)
Теоретические занятия (3 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (7 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Итого: 80 часов, включая индивидуальные консультации, заседания Совета и актива музея, областные, городские и районные мероприятия, экскурсии, подготовка к конкурсам, итоговое занятие.
Календарно-тематический план к программе курса
«ИСТОКИ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п.
Содержание программы
Теоретические занятия
Практические
занятия
Всего
1
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж
1
4
1.1
1.Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество».
Целевые программы. Музей колледжа как организационно-методический центр движения «Отечество» в учебном заведении. Местные и региональные программы и подпрограммы. «Моя родина – Калужский край»
1
2
2
2. Наследие в музее колледжа. Понятие об историко-культурном наследии
2
4
2.1
Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
2
3
3. Родной край в истории государства Российского.
История заселения Сухиничского района района
Первые упоминания местности в официальных источниках. Этапы истории края
1
6
По плану
+
Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа.
5
4
4. Функции музея
Тестирование по теме: «Музей колледжа – как фактор формирования общественной активности учащихся»
2
-
2
5
5. Организация музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива музея. Учредительные документы музея колледжа. Совет музея.
2
2
4
6
6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.
1
3
8
6.1
Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Контрольные вопросы по теме «Учредительные документы музея»
1
3
7
7. Наш колледж в истории края История колледжа. Традиции и достопримечательности. Преподаватели мастера и выпускники колледжа, их след в истории области
1
4
10
Летопись колледжа. Музей и архив. Источники по истории колледжа в районных и областных архивах.
Проект «Наш колледж в истории Калужской области»
1
4
8
8. Комплектование фондов музея
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования.
1
4
10
8.1
Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций
1
4
9
9.Фонды музея Структура и состав собрания музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.
Тестирование по теме «Структура и состав музея колледжа»
2
4
9.1
Организация учёта фондов музея. Обеспечение сохранности музейных экспонатов
2
10
10. Учёт и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов
1
1
4
10.1
Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов
Контрольные вопросы по теме «Система учета музейных фондов»
2
11
11.Экспозиция музея. Концепция экспозиции музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция
2
2
12
12.Тексты в музейной экспозиции
1
1
2
13
13. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники колледжа в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Проект по теме «Великая Отечественная война – взгляд из 21 века»
Книги Памяти
3
7
10
14
14. Экскурсионная работа в музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами
2
2
10
14.1
Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная
Тестирование по теме: «Виды экскурсий»
1
2
14.2
Итоговое занятие
3
По плану
Индивидуальные консультации по темам проектов
По плану
Заседание Совета и актива музея
По плану
Областные, городские и районные мероприятия
14.2
По плану
Итоговая аттестация : Тест по теме «Музейное дело»
Итого:
80
Список литературы:
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2013 г.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 2004.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе 2013 г.
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2012.
Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения, М., Просвещение. 1985 г. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий, М., ЦРНБ Турист, 1980 г.
Емельянов Б. В., Организация экскурсионной работы: методика, опыт, М., Профиздат, 1984 г.
Илюхин М. М., Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации, М., Турист, 1981 г.
Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа в музее по истории, М., Просвещение, 1965г., 1974г.
Школьный музей. Сборник документов, М., 1987г. Методические рекомендации по учету и хранению фондов общественных музеев г. Волгограда и области, Волгоград, 1987г.
Музееведение. Музеи исторического профиля., М, Высшая школа, 1988г.
Музеи на общественных началах. Методические рекомендации, М., 1980г.
Самсонов А. М., Сталинградская битва, М., 1968, 1989г.
Черникова Т. В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах общения, Волгоград, 1994г.
О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе ДО. Решение коллегии МО РФ \\ ж. Вестник детско-юношеского туризма в России, 1996 г. №3 с.8-13
Сичинава В. А. Экскурсионная работа: Из опыта: Пособие для учителей М.:Просвещение, 1987 г.
Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей \ И. А. Верба, Я. П. Галкин, А. П. Радищев и др.; Под. Ред. В. В. Титова.- М.: Просвещение, 1988г.
ЮреневаТ. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003.
Ямбург Б. А. Воспитание историей. М.: Знание, 1989 г.
Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учебное пособие. СП б.: Паритет, 2002г.
Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.
Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое изд-во, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20
15