Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке


Материал из своего опыта работы с младшими школьниками.
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке
Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. . Оказывается , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности. Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется. 
Как же повысить мотивацию учения для успешного обучения .С переходом на новые образовательные стандарты мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития». А ведущим фактором развития является деятельность.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности тогда , когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
- Цель моего выступления познакомить вас с приёмами, которые повышают мотивацию учения и которые я стараюсь применять на своих уроках.
(Слайд 2)
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1.     Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
 
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я! И т.д.
(Слайд 3 )2. Приход на урок сказочных героев , которые приготовили ученикам задание, выполнение которого мотивирует ребят на определение темы и целей урока.
(Слайд 4,5,6 ,7)
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».
(Слайд 8,9 )Устойчивый интерес к учебной деятельности формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
(Слайд 10 )Работу с текстом мотивирует приём «Волшебный сундук». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие: «Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.
(Слайд 11 )Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.
(Слайд 12,13 )Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха
(Слайд 14)
Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».
Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, иногда задаю задание массивом:
1) 10 задач или стихотворений из которых ученик должен выбрать сам по желанию и подготовить не менее заранее оговорённого минимального объёма задания.
2) Даётся  большой массив задач, например 15, сразу в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Минимум 5 ученик должен решить в обязательном порядке. Остальные - по желанию. Стимулирую это желание релейными контрольными работами, составленными из задач данного массива.
Релейная контрольная работа – это работа, которая проводится по текстам, ранее решённых дома задач.
Домашнее задание необычным способом:
4) Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой.
Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным  темам.
кроссворды.
(Слайд 15 )Этап завершения урока
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.
(Слайд 16 )
Необходимо хвалить за конкретные дела и успехи. Хвалить за старание. Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
Награда должна соответствовать достижению.