Консультация для воспитателей Почему необходимо своевременно изменять РППС


Консультация для педагогов на тему:
«Почему необходимо своевременно изменять
развивающую предметно – пространственную и игровую среду?»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, её духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
(Е.И.Тихеева)
Воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребёнка – это цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый педагог. Всё, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Через предметы, ребёнок познаёт самого себя, свою индивидуальность, а также культуру и взаимоотношения людей друг с другом. Поэтому одной из главных задач воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно – пространственной и игровой среде.
Развивающая предметно – пространственная среда это:
«Система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребёнка» (С.Л.Новосёлова).
Комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
3)По мнению Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
4)По концепции В.А. Петровского и Л.М.Клариной, развивающая среда–это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включённого в неё субъекта.
5)Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 г., говорится следующее: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.
Компоненты развивающей
предметно – пространственной и игровой среды
Социальный компонент
- Взаимопонимание и удовлетворённость всех субъектов взаимоотношениями;
- Преобладающее позитивное настроение;
- Авторитетность руководителей;
- Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
- Сплочённость;
- Продуктивность взаимоотношений.
(Это основные характеристики, которые были выделены на основе исследований социальных психологов Е.А. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н. Емельянова.)
Пространственно – предметный компонент
Требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка» по В.В. Давыдову и Л.Б.Эльконину:
- Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
- Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
- Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.
Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребёнка – это организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
Принципы построения
развивающей предметно – пространственной
и игровой среды в ДОО:
- Принцип дистанции при взаимодействии. Отсутствие контакта между педагогом и ребёнком, не позволяет решать какие – либо образовательные задачи, которые ставит перед собой педагог. Установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, занимаемые педагогом и ребёнком – даже на физическом уровне педагог находится «сверху», а ребёнок - «снизу». Соответственно, в их позициях существует и психологическая разница – педагог «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом подчиняется ли ребёнок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В то время как организация пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми. При условии, которое делает такое общение более осуществимым – наличие мебели разной высоты. Это поможет не только взрослому без затруднений «спуститься», приблизиться к позиции ребёнка, но и ребёнку «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху.
- Принцип активности. Возможность проявления и формирования самостоятельности, творчества у детей и взрослых путём участия в создании своего предметного окружения. В отличие от семейной обстановки предметно – пространственная среда в ДОО должна быть более развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств. В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребёнком «взрослых» форм деятельности.
- Принцип стабильности и динамичности. Ориентация на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- Принцип эмоциогенности. Развивающая предметно – пространственная и игровая среда должна вызывать у детей положительный эмоциональный отклик, нравиться им. Среда должна побуждать у детей активность, а при необходимости «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть, расслабиться. Для этого, помимо активных зон, в группе должны быть зоны отдыха и релаксации, например «уголки уединения».
- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. В детском саду у каждого ребёнка должно быть личное пространство (своя кроватка, шкафчик, стульчик, на которых может быть фотография ребёнка или картинка, которая будет отличать его вещи от вещей других детей.) Если детям и взрослым комфортно в предметной деятельности, то она, конечно же, будет способствовать развитию детей.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Следует уделять особое внимание эстетической организации и визуальному оформлению развивающей предметно – пространственной и игровой среды.
- Принцип открытости – закрытости:
а ) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в уголках природы, оформленных в соответствии с возрастом детей, со временем приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, заботе и охране.
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка, особенно к результатам продуктивной деятельности (рисунки, поделки детей, а также совместные творческие работы взрослых и детей.)
в) Открытость обществу. Создание развивающей предметно – пространственной и игровой среды невозможно без участия родителей. Объём и содержание практической и материальной помощи обсуждается на общих и групповых родительских собраниях.
Нормативно – правовое обеспечение взаимодействия родителей с ДОО
Перед педагогами ДОО при создании развивающей предметно – пространственной и игровой среды стоит задача взаимодействовать (сотрудничать) с родителями своих воспитанников. Эта работа должна строиться не как сбор средств на оснащение группы, а как социальное партнёрство, при котором участники образовательного процесса - родители, дети, педагоги взаимозаинтересованны, равноправны, равноответственны. Родители, прежде всего, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Соответственно, родителям следует объяснять, что в документах международного права, декларации прав ребёнка 1959 года, Концепции ООН о правах детей 1989 года, во всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года, говорится о том, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются его родители, а не педагоги, и именно родители должны заботиться о здоровье, воспитании и развитии своих детей.В семейном кодексе посвящено шесть статей правам и обязанностям родителей. Одним из прав является взаимодействие с образовательной организацией. В новом положении о ДОО говорится о том, что родители обязаны участвовать в воспитательно – образовательном процессе, важной частью которого является развивающая предметно – пространственная и игровая среда. Задача руководителей и педагогов ДОО – донести до родителей эти положения нормативно – правовых документов. Эти положения могут отражаться в договоре, который заключает образовательная организация с родителями.
- Принцип учёта половых и возрастных различий. Реализация возможностей для мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, а именно содержание должно отражать в равной степени интересы, как мальчиков, так и девочек.
- Принцип обеспечения права ребёнка на игру. Предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.
- Принцип систематичности. Развивающая предметно – пространственная и игровая среда не должна быть перенасыщенной, а её пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и развивающей сущности игры. Следует уделять внимание играм – экспериментированиям, сюжетно – отобразительным, сюжетно – ролевым и режиссёрским играм, благодаря которым происходит развитие ребёнка.
- Принцип универсальности. Позволяет изменять, трансформировать развивающую предметно – пространственную и игровую среду в соответствии с замыслом.
Требования к организации
развивающей предметно – пространственной и игровой среды.
1)Развивающая предметно – пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки:
- для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности;
- для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами;
- детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении;
- детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.
2)Проведение отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно – гигиеническими, психолого – педагогическими и эстетическими требованиями.
С.А.Новосёлова выделяет основные элементы предметной среды:
- предметно – экологические и архитектурно – ландшафтные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование;
- крупногабаритные конструкторы (модули);
- тематические наборы игрушек, пособий;
- аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Игрушки не должны:
- провоцировать детей на агрессивные действия;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые).
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста.
В то время как особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребёнка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
- дидактические свойства (возможность обучения ребёнка конструированию, ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
- возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию её несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, как играющего партнёра, например, для коллективных построек);
- высокий художественно – эстетический уровень, либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству.
2)Доступность к содержанию развивающей предметно – пространственной и игровой среды. Расположение атрибутов и игрушек должно быть на уровне не выше вытянутой руки ребёнка.
3)Своевременное изменение развивающей предметно – пространственной и игровой среды в соответствии:
- с возрастными требованиями;
- с требованиями примерной образовательной программы ДОО;
- с комплексным тематическим планированием;
- обогащающимся жизненным и игровым опытом детей;
- выполнением требований своевременного внесения новых атрибутов, игрушек, игрового материала, дидактического материала в связи с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
- с предоставлением дошкольникам возможности самостоятельно менять игровую среду, в зависимости от их потребностей, игровых замыслов, эмоционального состояния с помощью легко трансформируемых, многофункциональных модулей, ширм.
4)Необходимо создавать условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего настроения.
5)Учитывать половые различия детей при организации развивающей предметно – пространственной и игровой среды, т.е. её содержание должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежёсткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Основные проблемы в организации развивающей
предметно – пространственной и игровой среды.
1)Сохранение, а нередко и доминирование традиционного (основанного на рекомендациях 60 – 80ых годов прошлого века) или формального («Куплено – красиво оформлено – расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебно – методических материалов. Среда выступает в своём роде фоном педагогического процесса.
2)Стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно – методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием, отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов, личными предпочтениями и запросами педагогов, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).
3)Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании одного вида материалов (печатно – наглядных пособий, скудного набора предметов народного промысла, «устаревших» игрушек, дидактических игр – собранных коллекций за всё время работы) или же в перенасыщенности развивающей
предметно – пространственной и игровой среды, как правило, однообразными материалами.
4)Непродуманность и нерациональная организация, создание развивающей предметно – пространственной и игровой среды не как целостного пространства, а как механической суммы центров и зон, что приводит к неорганизованности детей, повышению у них тревожности и утомляемости.
5)Жёсткое зонирование пространства, что приводит к снижению интереса дошкольников к его освоению.
6)Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование не сочетающихся эстетически предметов, аляповатость цветового решения, что не способствует формированию целостной картины мира и приводит к усталости от такого рода среды.
7)Непонимание изменения пространства современного ребёнка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в средствах масс – медиа создают принципиально отличную от характерной для 60 – 90ых годов прошлого века среду.Методические рекомендации
Создавая развивающую предметно-пространственную и игровую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя развивающую предметно пространственную и игровую среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная и игровая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что развивающая предметно – пространственная и игровая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
 
Подготовила: Безбородко Юлия Николаевна (старший воспитатель)