Доклад «Методические приемы создания условий для развития креативности учеников»


Доклад
учителя Технологии и ОБЖ
ВАСЯК М.А.
на МО художественно-эстетического цикла
на тему : «Методические приемы создания условий
для развития креативности учеников»
Дата выступления : 30.03.2016г.
Изменение ценностных ориентаций, отмечающееся в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества политике, экономике, науке, культурной сфере, обусловлено сменой цивилизаций, которая произошла на рубеже XX и XXI столетий. Век техники уступает место веку человека, и человечество находится в творческом поиске путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего. Ориентация на человека, признание личности как высшей ценности государственной, социально-экономической политики, приоритет образования в социально-культурной сфере общества отличительные черты развития современной цивилизации. В мире усиливаются процессы глобализации и интеграции, формируется новая информационная среда, что создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его профессиональных, экономических, социальных и личностных проблем. Тенденции эволюции общества отражают рост образованности населения, повышение требований к уровню культуры и профессиональной квалификации граждан. Смена парадигм образования от традиционной к личностно ориентированной выдвигают перед образовательными учреждениями проблему совершенствования подготовки учащегося, становления его как целостной личности, обладающей высокой культурой, компетентностью, мобильностью, конкурентоспособностью. Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного образования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека, как субъекта жизни, культуры и истории. Проблема развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений (человек человек, человек природа, человек общество, человек техника, человек знаковая система, человек художественный образ), с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире.Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает необходимость развития прикладной антропологии, психокультуры, разработки технологий саморазвития, самосозидания.Современная теория творчества находится в стадии становления, характеризуется многоаспектностью и представляет собой множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний. Несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, проблема творчества и, особенно, феномен креативности, до настоящего времени остается недостаточно изученным явлением. Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области. До сих пор феномен креативности не имеет единого объяснения и содержания, не определена психологическая структура креативности, слабо изучена связь креативности с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, не найдены надежные способы изучения и развития креативности.
Для того чтобы развивать воображение учащихся, их творческие способности, нестандартность мышления, каждый учитель делает свои собственные открытия, изобретает новые способы и приёмы вовлечения школьников в творческий процесс. 
Креативность – одна из первостепенных житейских нужд личности в переустройстве реальности и одна из центральных характеристик самоактуализации. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что любой здоровый человек обладает с рождения творческим потенциалом. Поэтому немаловажно пронести этот дар по маршруту детство-отрочество-юность-зрелость, преемственно и постоянно развивая креативные способности на каждом этапе взросления ребёнка и во взрослом состоянии. Следует понимать, что креативность – не самоцель. Главной целью формирования и сохранения этого свойства, собирающего в себе множество составляющих, является решение больших и малых практических и зачастую нестандартных задач.
Креативные задания заключают в себе массу путей решения и множество «допустимых» ответов, итог творческой интерактивной встречи заранее неизвестен никому, включая преподавателя. Задания могут быть абстрактными, но всё же лучше, чтобы они были связанными с социальным опытом учеников и учителя: составление документа, подготовка доклада, речи, отчёта, написание эссе, участие в ролевой игре и т.д. Творческая деятельность может осуществляться в малых, больших группах и в парах – чем меньше творческий коллектив, тем меньше в нём разногласий и больше времени на конкретную деятельность.
Для работы в общеобразовательной школе можно применять различные творческие методы и задания: деловые, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, приемы и процедуры, тренинги и т.д. Методы критического мышления как мозговой штурм, парная работа, двухчастный дневник, дебаты, «телеграфный» опрос позволяют организовать продвинутую современную обучающую среду. Графические методы типа «Колесо идей», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн» и другие связаны с развитием нелинейного типа мышления, задействуют оба полушария мозга и научают ребёнка выбирать, анализировать, детализировать, структурировать и резюмировать информацию, сопоставлять новый материал с ранее изученным, вырабатывать идеи и учиться исследовать проблемы. Также как и в мировой педагогической практике в наше время распространены технологии формирования креативности (Де Боно). Методы критического мышления: инсерт (интерактивная запись, стимулирующая оптимальное чтение и письмо), кластер (нелинейный способ мозгового штурма), синквейн (пятистрочный стих со смысловой разбивкой), двучастный дневник – попытка связать содержание текста с персональным опытом (Berthoff, 1981), мозговой штурм (сбор идей в группе для решения какой-либо проблемы, автор Alex Osborn), лимерик (рифмованный стих из пяти строчек), кейс-метод (изложение проблемы в письменном виде, анализ ситуации по заданной схеме) и др.
Многими учёными предлагаются эффективные на их взгляд формы креативного обучения: Окунев А.А. доказывает необходимость обучения школьников в творческих мастерских, Зак А.З. обосновывает пользу поисково-творческой внеурочной деятельности, занятий в креативно-творческих студиях, Тарасов Л.В. описывает значимые результаты от коллективной работы учителей, учеников и родителей и участия обучающихся в научно-практической деятельности.
Педагог Джеймс Даунинг в методических рекомендациях по креативному образованию в средней школе считает что креативное обучение основывается на развитии игры, деятельности, в которой отсутствует ощущение неловкости или непродуктивности, а также на приложении труда. Джеймс Даунинг полагает, что внедрение креативности в школе должно пройти три стадии:
Стадия 1. Понимание природы креативности.
Стадия 2. Развитие собственной креативности.
Стадия 3. Использование методики обучения, которая воспитывает креативность у учащихся.
При этом креативное обучение (или любая другая методика обучения) не является заменой знаний по преподаваемому предмету, оно позволяет реализовать учительский потенциал полностью. Автор считает, что важным видом развития креативности в классе является обучение креативности или стимулирование учащихся к тому, чтобы они открывали свои скрытые творческие способности и умели использовать их в полном объеме.
Для этого учитель использует определённую методическую базу: развивающие задания, задания для концептуального развития, задания развития умений, на которых практикуется определенная техника креативного преподавания и задания, которые могут использоваться для работы учащихся. Автор трактует учительскую и ученическую креативность как комплекс особенных способностей, мотиваций, привычек и обстоятельств, которые присущи любому человеку, но особенно заметны у «одаренных» людей, также любое действие, приводящее к созданию нового креативным актом. Попутно даётся определение креативности как процесса создания новой целостности из существующих элементов путем организации их в новую форму. Это определение всеобъемлюще, потому что включает открытие, воображение, изобретения разных типов, а также теории – политические, религиозные, научные и психологические – наряду с литературными произведениями, скульптурой, живописью и великими представлениями, которые так часто ассоциируются с креативностью.
Учитель, координирующий творческий процесс, создающий эмоциональную поддержку, компетентно планирующий каждый урок как мини – открытие. Учитель нового века должен уметь создать грамотную формирующую личность среду, содействующую обучению и изысканиям, активизирующую развитие креативности учеников, развивающую общественные и коммуникативные качества, способствующую обмену взглядами и сведениями, стимулирующую формирование устной и письменной речи, прививающую привычку к постоянному обучению через всю жизнь. Новизна, привносимая огромным количеством интерактивных методов, позволяет поддерживать интерес к обучению у ребёнка на протяжении всех лет учёбы.
Обобщая анализ теоретико-методологических основ исследования креативности, можно выделить следующее:
В методиках нашей и зарубежных стран реализуются различные интегративные подходы к формированию креативности, базирующиеся на смещении акцентов в образовании в сторону свободы и автономии для ребенка, замены жёсткой дисциплины самодисциплиной, открытости идей, участию в творческих играх, воспитанию чувства аналогии, сравнения, комбинации и смелости выбор.
Новые технологии формирования креативности проявляют результативность при создании артефактов (исторических аксессуаров, картин, декоративно-прикладных предметов и др.), музыкальных произведений, научных теорий, хореографических и театральных постановок, успешно используется принцип многофакторного подхода, который характеризуется сочетанием когнитивных (познавательный стиль, личностные черты, мотивация), эмоциональных и средовых факторов.
Общей тенденцией в образовании различных стран сегодня стало развитие креативности или творческого потенциала личности.
– в Германии развитие креативности направлено на инновационно-творческую деятельность, решение непростых технических и социальных заданий. Задачи, которые решаются в образовательных учреждениях этой страны, включают: создание беспрепятственных игровых пространств, где дети и родители реализуют свои творческие возможности, отрабатывают коммуникативные навыки, развивают абстрактное мышление, получают знания в раскованной обстановке, осознают своё значение и поведение как индивидуума и члена общества. В практике Вальдорфской школы широко используется культурологический подход к образованию, учебный день подчинён особому ритму, несущему тематику заданной эпохи. Подача учебного материала зависит от возрастных и социально-психологических особенностей ребёнка, характерных черт развития исторического отрезка эпохи.
– в США многообразие культур является существенной ценностью американского социума, на что и ориентировано формирование креативности. Креативность трактуется в расширенном смысле как синтез когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной и ценностной ориентаций личности. Главнейшим курсом США является гуманитаризация учебных планов и увеличение часов на преподавание разных видов искусств.
Креативность также понимается как процесс создания новой целостности из существующих элементов путем организации их в новую форму. Джеймсом Даунингом выработан следующий алгоритм внедрения креативного обучения: разработка раздела для изучения, погружение, формирование научного знания, кульминация. Выделяются несколько направлений работы с учениками по развитию креативности: собственный выбор при выполнении задания, поощрение в качестве усиления положительных эмоций, поддержка проявления игровых и фантазийных моментов в позитивном контексте и др.
Таким образом, во всех развитых странах мира проблеме развития креативности придаётся большое значение. Образовательная политика разных стран, по-своему трактует развитие креативности: через внедрение новейших компьютерных технологий (Бельгия, Финляндия, Голландия, Португалия, Испания, Швеция), изменения программ за счёт введения объёмного перечня предметов творческого цикла: декоративно-прикладных технологий, театрального искусства, музыкального и хореографического развития (Франция, Италия, США, Великобритания и др.), организацию погружений в культурные ситуации развития своей страны на разных исторических этапах (страна), реконструкции этапов развития своей страны для улучшения связи поколений и самоидентификации гражданина страны и обязательное сотрудничество с центральными культурными учреждениями страны (музейная педагогика) (Финляндия). Образовательная политика развития креативности в разных странах мира построена на проектно-исследовательской методической базе и сотворчестве учитель-ученик-родитель. Экономический и политический рост государств правительства связывают именно с реализацией образовательных реформ в ключе развития креативного потенциала своих будущих граждан.
В российском образовании системное развитие креативности имеет место только в авторских школах и школах искусств, системах развивающего обучения или точечно проявляется в работе отдельных прогрессивных учителей. Методы и приёмы креативного развития недостаточно разработаны, не систематизированы и применяются локально.
В целом, креативность как комплекс личностно-творческих ориентаций школьников среднего звена не сформирован, носит разрозненный характер и рассматривается в контексте каждой отдельно взятой авторской методики, что подтверждает нашу гипотезу.
Идеи зарубежных ученых и практиков легли в основу разработанной методики «культурного погружения» и построения системы культуронаполненной образовательной среды для формирования креативности:
– свобода и автономия для ребенка при соавторском педагогическом сопровождении;
– создание культурно-исторических артефактов;
– учет эмоциональных и средовых факторов;
– развитие творческого потенциала личности;
– создание беспрепятственных игровых пространств;
– культурологический подход к образованию;
– синтез когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной и ценностной ориентаций личности;
– алгоритмизация внедрения креативного обучения.
Методические приемы и развитие креативности на уроках музыки.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если педагог применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.Развитие творческой деятельности, восприятие средств музыкальной выразительности возможно реализовать через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Составляя и подбирая творческие задания, следует придерживаться следующих принципов:1.Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.2.Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.3.Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).4.В творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.5.Наряду с принципом креативной работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в восприятии музыки, размышлении о ней это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесьимпровизирование как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока – урока, свободного от штампа.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) - такого рода приемы импровизирования также использую на своих уроках
Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.
"Пластическое интонирование"- это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи в восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.Следует отметить, что в процессе активного восприятия музыки осуществляется взаимопроникновение всех видов музыкальной деятельности.Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействуя их творчеству, необходимо помнить следующее:- ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;- учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;- учитель помогает ученику найти прием исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни веером сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слушание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный разговор; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, проживая текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу .Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок выплескивал свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.К одной из нестандартных форм творческих занятий по развитию креативности можно отнести уроки интегрированного типа ( иностранный язык плюс музыка).Дети закрепляют навыки овладения языком в таких видах деятельности, как исполнение, театрализация сценок на иностранном языке с исполнением песен. Названия музыкальных произведений на иностранном языке, описание их героев, простейшего сюжета, выполнение движений, соответствующих тексту песен все это способствует развитию креативности детей. Музыкально-песенный материал подбирается в соответствии с темами, изучаемыми на уроках иностранного языка. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу .Таким образом, следует сделать вывод, что проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.В концепции школьного воспитания учитывается личностно ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.Творческая личность это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно творческая активность.Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять ребенка на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей . Обращаясь к одному ребенку или группе детей, педагог говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Дети не воспринимают обращения, адресованного всем. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям младшего школьного возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе.Если педагог сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами . И именно в игре происходит обучение и развитие творческих способностей ребенка.
Несколько приведенных примеров :
Фрагмент урока в 5 классе по теме
«Музыкальная живопись Мусоргского. Сюита «Картинки с выставки»
1 ученик: Невдалеке на холме стоит старый замок. Он окружён старыми, огромными деревьями, делающими его ещё более таинственным.
2 ученик: Я подхожу ближе к нему по заросшей тропинке.
3 ученик: Внутри меня возникают противоречивые ощущения: тревога и интерес, восторженность и сдержанность, печаль и радость.
4 ученик: Окна этого замка покрыты паутиной и плющом, а дверь, весящая на одной петле, бесшумно открывается передо мной.
5 ученик: Замок давно заброшен, но во всём чувствуется его былая роскошь.
6 ученик: Сзади меня проскальзывает призрак хозяина дома, охраняющий его от незваных гостей, а может это всего лишь ветер ...
7 ученик: Время здесь словно остановилось. Не слышно ни пения птиц, ни человеческих голосов, лишь шум ветра, гуляющий по пустым комнатам замка.
8 ученик: Свет, падающий из небольшого окна, словно приоткрывает тайну старого замка. Когда-то он был полон гостей, в нём звучала музыка, проходили балы, а сейчас он одинок и заброшен.
III. Литературная интерпретация музыки
5. Игровые проблемные ситуации. Задание «Ключевые слова – рассказ – вопросы» (проблемно-поисковый метод).
Форма работы: групповая. Первая группа («Знатоки») во время звучания музыки подбирает ключевые слова, на которые будут позже опираться участники второй группы («Музыкальные критики»). Третья группа («Журналисты») готовит вопросы по этому произведению.
Фрагмент урока по теме:
«Программная увертюра в творчестве Л. Бетховена» в 6 классе
В центре внимания увертюра Людвига ван Бетховена «Эгмонт».
Первая группа(«Знатоки») после прослушивания произведения и работы с учебником определила следующие ключевые слова и выражения:
Симфонический оркестр
Одинокая мелодия гобоя в высоком регистре
Мощные, угнетающие аккорды в низком регистре
Контраст
Образ испанцев
Образ страданий угнетённого народа
Стремление мелодии вверх
Момент гибели Эгмонта
Радостная музыка коды
Программное произведение
Второй группе («Музыкальным критикам») было предложено описать музыку, используя ключевые слова и выражения первой группы в любом порядке. При необходимости можно дополнять этот список. Вот работа второй группы. «Бетховен был очень сильной личностью, поэтому неудивительно, что трагедия привлекла его своим героическим содержанием. Только симфонический оркестр мог передать всю мощь и глубину замысла композитора. Это программное произведение, поэтому можно с уверенностью сказать о воплощении здесь двух образов, двух враждебных сил: испанцев и угнетённого ими народа – нидерландцев. Для создания этих двух противоположностей необходим контраст в средствах музыкальной выразительности. Мощные, гнетущие аккорды в низком регистре звучат угрожающе, подчеркивая мрачность помыслов завоевателей. А одинокая мелодия гобоя звучит очень светло, жалобно, вызывая сочувствие и сострадание. Голландцы слабее своих завоевателей, но их желание победить становится всё сильнее и сильнее – мелодия стремится вверх. Но, словно сброшенная испанцами, вновь возвращается вниз. Силы нидерландцев иссякают, но они не сдаются. Борьба разгорается с новой силой и вдруг всё обрывается. Именно так Бетховен изобразил момент гибели главного героя Эгмонта. Это словно минута молчания, весь мир остановился. Дальше звучит несколько аккордов в характере траурного марша и неожиданно музыка нарастает, ликует, звучит радостная музыка коды. Это испанцы празднуют свою победу».
Вопросы третьей группы («Журналистов») в основном касались формы, инструментов, использованных композитором, а так же последнего предложения о коде. «Почему Бетховен на протяжении всего произведения сочувствовал угнетённому народу, а в конце произведения победу испанцев нарисовал такой музыкой, словно он на стороне испанцев?» Постепенно дети пришли к выводу о том, что в коде Бетховен рисует не ликование испанцев, а прославляет героизм и самопожертвование героев Нидерландов.
Составление высказывания о композиторе или произведении
Форма работы - групповая или индивидуальная творческо-исследовательский метод).Детям, послушавшим произведение, я предлагаю записать слова, определяющие их настроение от услышанной музыки. Далее им необходимо подобрать ассоциацию (природное явление, жизненную ситуацию), а затем, используя записанные слова как опорные, написать высказывание об этом произведении или сделать обобщение о музыкальном языке композитора.
Творческие работы детей
Составление высказывания о композиторе или произведении
5 класс Тема урока: «Многообразие образов и жанров музыки В.А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композитора»
Свет. Радуга.
«Как приятно смотреть на радугу, пытаясь уловить тончайшие её оттенки, наполняясь её светом. Точно так же и музыка Моцарта. Слушая её, ты каждый раз открываешь для себя что-то новое, наполняясь её светом»
Радость. Весна.
«Музыка Моцарта- это весна. Она радует душу, согревает своими лучами и дарит тепло»
Радость. Солнце.
«Музыка Моцарта жизнерадостная, она поднимает настроение и дарит ощущение радости, словно закончился дождь и выглянуло солнце, тебе так хорошо, хочется улыбаться и радоваться жизни»
7. Сочинение литературного текста к инструментальному произведению (метод создания художественного контекста). Форма работы - индивидуальная. Это может быть как поэзия, так и проза.
Сочинение литературного текста к инструментальному произведению.
6 класс. Тема: «Инструментальный концерт». В центре внимания скрипичный концерт А. Вивальди «Времена года». В качестве творческого задания домой детям было предложено сочинить литературный текст к произведению «Осень». Проза это будет или поэзия - не важно. Главное, попробовать, как бы воссоздать сонеты, которыми Антонио Вивальди раскрывает содержание каждой части.
Методические приемы и развитие креативности на уроках ИЗО.
Огромный творческий потенциал на уроках ИЗО, дают много возможностей для самовыражения, а в комплексе с другими учебными предметами оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Систематическая работа по изобразительному искусству способствует развитию образного, пространственного и абстрактного мышления, воображения и фантазии, логического мышления. А ведь именно эти качества интеллекта являются условием для творчества в любом виде деятельности человека. Главная задача учителя искусства – помочь ребенку развить это творческое начало и его самостоятельную продуктивную деятельность .Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, необходимо вводить в структуру урока специальные задания творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Это могут быть различные познавательные ситуации, игры, головоломки, интеллектуальные разминки.  Развитие креативности (способности к творчеству) происходит на уроке и в процессе практической деятельности, которая предполагает вариативность решения и может быть представлена различными видами (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т. д.). Все это позволяет повысить мотивацию обучения и в полной мере реализовывать художественно-творческие способности и интересы учащихся.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается какой-либо общественно – значимый продукт, но сам процесс творчества и его результат имеют значение для личностного развития ребенка и являются фундаментом его успешной жизнедеятельности в будущем.
Логика построения данного урока обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. 
Блок 1. Мотивация
Расскажу вамодну легенду. Однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Спустя некоторое время он увидел, что к ней птицы стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград. Как вы думаете, о чем говорит эта легенда? Учащиеся предлагают различные варианты ответов. Из них формулируется главный вывод: С помощью разноцветных красок можно очень живо и реалистично изобразить (или правильнее будет сказать написать) окружающий мир! Отсюда и название этого вида изобразительного искусства – живопись. Поэтому главную роль в живописи играет цвет.
Ребята, как вы думаете, когда человек стал «живо писать»? Ответы учащихся. Да, действительно история живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и продолжается новейшими течениями уже в наше время. Живопись с помощью красок может передать цветовое богатство мира, объем и материальность предметов, пространство и световоздушную среду. Цвет придает и живописи особую, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, жизненность, ведь мы видим мир цветным. Но цвет – это не только язык живописи, но и одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, её «душа». И сегодня на уроке мы попробуем в этом убедиться. 
Блок 2. Содержательная часть
Главная задача этого блока – систематизировать знания учащихся о цвете и помочь сделать новые открытия в области цветоведения.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с основами «цветоведения», говорили о том, что такое цвет и какими свойствами он обладает. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем с разных явлений.
А какие науки изучают цвет? (Физика, математика, биология, психология)
Без чего не было бы цвета на земле? (Без света)
Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. Мы говорим «трава зеленая», небо «голубое», «лимон желтый», но это означает собственный цвет предмета, который называется предметным или локальным. В природе же мы локального цвета практически не видим.
Как вы думаете, какие факторы могут влиять на цвет предмета. Ответы учащихся: освещенность, окружение, удаленность предмета, настроение художника. Да, действительно, цвет в жизни бесконечно изменчив и зависит от состояния света и от тех факторов, которые вы назвали. Цвет можно по-разному воспринимать и на восприятие цвета зависит даже наше настроение. Поэтому бесконечное цветовое разнообразие и состояние окружающего мира художники передают живым смешением красок, добиваясь богатства оттенков цветов.  Система соотношений цветов и их оттенков, которые образуют между собой гармоничное сочетание, называют колоритом. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности в живописи .Давайте рассмотрим и сравним картины известных художников. Это пейзажи И.Э Грабаря «ОСЕНЬ. РЯБИНА И БЕРЕЗЫ» и О. Ренуара «ПЕЙЗАЖ В ЭСТАКЕ».                Рис. 1. И.Э. Грабарь «Осень. Рябины и березы»                Рис. 2. О.Ренуар «Пейзаж в Эстаке»
 
Просмотр работ художников. Вопросы учащимся. Что вы можете сказать о цветовых отношениях и о колорите этих картин? В чем их отличие? Ответы учащихся.
О чем хотел рассказать нам И. Э. Грабарь в своей картине? Какое эмоциональное состояние передал художник? (Теплый день, радость, счастье, красота золотой осени и т. д.). Оттенки каких цветов помогли передать это эмоциональное состояние? (Теплых)Какой цвет помог гроздьям рябины «зазвучать» ярче? (Зеленый)
Каков эмоциональный настрой в картине О. Ренуара? (Легкая грусть, тихая печаль, одиночество и т. д.) Оттенки каких цветов помогли художнику передать такое настроение? (Холодных) Почему в этой картине зеленый цвет не «звучит» и выглядит серым и блеклым? (Отсутствует противоположный по цветовому кругу красный цвет, присутствуют в основном цвета «соседи» по цветовому кругу).
Что вы можете сказать о колорите этих картин? В чем их отличие? Ответы учащихся. Какой можно сделать вывод о роли колорита в произведениях живописи? (Колорит раскрывает образную мысль художника, средство выразительного изображения содержания произведения, средство передачи эмоционального состояния). 
Блок 3. Психологическая разгрузка
Цвет тесно связан с духовной жизнью человека. Вы уже знаете, что разные цвета обладают исторически сложившейся символикой. Люди с незапамятных времен наделяли его магическими свойствами и придавали особое значение чтению «языка красок». Каждый цвет может символизировать психологическое состояние человека, черты его характера, идеалы и т. д. Сейчас мы с вами попробуем «прочитать» этот язык. Я буду называть цвет, а вы его изображать с помощью мимики лица и жестикуляции.
Называю цвета (с разницей в 10 сек.): красный, белый, черный, желтый, синий, зеленый. Ребята пытаются представить тот или иной цвет языком жестов, телодвижений. 
Блок 4. Головоломка
Эта загадка для истинных ценителей живописи. Картины, которые вы сейчас увидите, нарисованы разными художниками. Они живут в разных городах и странах и даже не знают друг о друге. Стоимость этих картин разная - от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. Тем не менее, картины собраны вместе не просто так, ведь художники, которые их нарисовали, ... (пауза). Закончить последнюю фразу вам поможет ребус, разгадав который вы узнаете ответ.
На экране слайд-шоу этих картин.
Рис. 3.
Ребус.
 
Рис. 4.
 
Ответ: Звери.
Да, действительно все эти картины нарисованы различными представителями животного мира. А теперь давайте посмотрим, как работают эти талантливые художники.
 Рис. 5.
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Сейчас мы проведем с вами небольшую интеллектуальную разминку и посмотрим, насколько быстро вы ориентируетесь в таких понятиях, как «основной цвет», «составной», «дополнительный» и др. У вас на партах лежат карточки различных цветов. Я буду задавать вопросы, а вы – выбирать и поднимать карточки с правильным ответом.
Основной теплый цвет, самый темный по тону …..(красный).
Составной теплый цвет, дополнительный основному холодному ….. (оранжевый).
Основной теплый цвет, самый светлый по тону …. (желтый).
Составной цвет (ни теплый, ни холодный), дополнительный основному теплому …. (зеленый).
Основной холодный цвет ….. (синий).
Составной холодный цвет, дополнительный основному теплому ….. (фиолетовый).
Как одним словом можно назвать все цвета, карточки с которыми вы поднимали? (Хроматические, цвета спектра или радуги)
А как называются цвета, карточки с которыми вы не поднимали? (Ахроматические) 
Блок 6. Содержательная часть (Практическая часть)
На мой взгляд, уроки изобразительного искусства без практической (созидательной) деятельности будут неполноценны. Правильно выстроенная драматургия урока, предшествующая практической работе, стимулирует учащихся к творческому, образному выражению своих мыслей и чувств.
– Как вы уже знаете, живопись способна раскрывать сложный мир человеческих чувств, передавать тончайшие оттенки настроения, выражать содержание, которое хотел вложить в свое произведение автор. Попробуем и мы создать по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное праздничное настроение, или грустного, тихого осеннего букета периода поздней осени, когда все отцвело и листья опали. Прежде, чем приступить к работе, закройте глаза и мысленно представьте букет. Какой он? То ли это ветка алой рябины с веселым узором листвы? Или пышный букет ярких и сочных по цвету багрово-желтых листьев клена? А может быть, это увядшие растения, одиноко стоящие в вазе, окутанные мерцанием пасмурного дня? Вариантов много. При выполнении данного задания постарайтесь, чтобы цветовая гамма и цветовой строй вашей работы передавали настроение и чувства, которые вы хотели в ней выразить. Вы будете писать не просто осенний букет, а букет настроения.
Блок 7. Компьютерная (музыкальная) поддержка
Прослушивание музыкального фрагмента «Осень» из классического произведения П. И. Чайковского «Времена года» в процессе выполнения творческого задания «Осенний букет». Это способствует созданию благоприятного и комфортного фона для работы. 
Блок 8. Рефлексия (резюме)
Данный заключительный этап урока обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку ими самого урока.
Просмотр творческих работ учащихся. Конечно, не все ребята успевают завершить работу к концу урока. Причины разные: кто-то работает медленно, а кто-то быстрее, кому-то надо больше времени на «обдумывание» будущей композиции. Поэтому очень важно, не оставлять без внимания и незавершенные работы, находить в них интересные творческие моменты.
Рис. 6. Творческие работы учащихся
 
Учащиеся выбирают наиболее удачные рисунки и оформляют на классной доске экспресс-выставку.
– Посмотрите, какие удивительные по цвету и разные по эмоциональной выразительности у вас получились букеты. Это действительно «букеты настроения».
Молодцы, хорошо поработали. А теперь я предлагаю вам оценить урок с помощью цветных карточек. Если урок понравился, поднимите красную карточку, если нет – синюю, а если кто-то из вас остался равнодушным – зеленую. 
Резюме. Формирование и развитие способности к творчеству (креативности) возможно только в условиях развивающей среды, благоприятной психологической атмосферы, а также взаимодействие педагога и ученика. В процессе данного урока можно увидеть, как возрастает степень мотивации в решении тех или иных задач, почувствовать, как повышается коэффициент эмоциональности и вовлеченности в процесс обучения, наблюдать, как возрастает познавательная активность и, наконец, происходит творческая самореализация учащихся.
Прием постановки игровой задачи на занятиях изобразительной деятельностью
А. Воображение + опыт:
В этом смысле воображение становится средством расширения опыта ребенка, так как он может воображать то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было. Воображение помогает человеку усваивать чужой исторический или социальный опыт.
Б. Эмоции + Художественный образ:
Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
В. Фантазия + идея:
Создание чего-то существенно нового, отсутствующее в опыте ребенка и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету, однако, приняв материальное воплощение, начинающее реально существовать в мире, воздействуя на другие вещи.
Метод мозгового штурма на занятиях изобразительной деятельностью
А.Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в ходе занятия проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. (Методика активизации мышления дошкольников,1 том: Учебно-методическое пособие. Обнинск, 2000).Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческий потенциал ребенка. Это коллективный метод решения задач, поэтому здесь срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий детей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.
Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей, когда есть возможность показать, что у одной и той же задачи существует множество различных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. В таких условиях дети учатся не бояться высказывать свои мысли, снимают страх перед критикой и боязнь ошибиться.
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать.
Например:
Задача. Придумать и изобразить существо, способное передвигаться по суше, под водой и по воздуху.
Решение:
1.Научите детей задавать себе вопросы:
- Какие части участвуют в задаче? (Три части: суша, воздух и вода)
- Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? (Для каждой части нужно определить животное, способное передвигаться по воздуху, под водой и суше).
2. Научите детей осмысливать вопросы. (Что можно извлечь из полученной информации?)
3. Научите детей принимать решение. (Объединение частей животных, передвигающихся на суше, в воде и по воздуху).
Модель противоречий на занятиях изобразительной деятельностью
Стимулирование развития мыслительной деятельности и творческой активности вместо «бездумного» воспроизведения можно привести в следующей таблице:
Объект Явления
Противоположные характеристики
Баба Яга Избушка на курьих ножках Метель Извержение вулканаДобрая, нежная, чистая, молодаяХрустальный домик, дворец в сапожкахКрасная, убаюкивающая, музыкальнаяРазноцветная…Придумать, когда так бываетПосле встречи с ИванушкойПосле заклинанияНа другой планетеВ гостях у Радужной ЦаревныЗадумку отобразить в рисунке с одной характеристикойСовместить в содержании рисунка обе характеристикиИзменить весь объект:Мальчик-с-пальчик становится Мальчик-с-домикИзменить части объекта:У Буратино изменить нос на широкий или короткийИзменить свойства объекта:Сильного Илью Муромца нарисовать слабакомИзменить качества объекта:Пушистый одуванчик сделать колючимИзменить место нахождение объектаНарисовать Красную Шапочку, идущую к бабушке по пустыне, по льду. По дну океана…Изменить характер объекта:Добрая Снежная Королева спасается от жестокой Герды или Нежная Баба Яга в плену у злобного ЖихаркиСоздать изображения с точки зрения другого героя:Как обычного червячка видит только что вылупившийся цыпленок или нарисуйте такого зайчишку, при виде которого даже лиса упала бы без чувств от страха)Придумать загадку о предложенном объекте и предложить нарисовать представленную отгадкуРазвитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.
В.А. Сухомлинский
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
​ отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
​ ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
​ испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);
Целью моей педагогической деятельности является: Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.
Обобщая свой педагогический опыт по данной теме, я ставила перед собой следующие задачи:
​ представить педагогические технологии применяемые в данной системе;
​ описать методы и приемы, используемые в обучении технологии.
Идея непрерывного образования предполагает развитие потребности в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Образовательная область «Технология», на мой взгляд, обладает большими возможностями для этого.
Успех в обучении, в том числе и технологии как предмета, в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью.
Моя задача, как педагога - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с различной литературой и т. д.
Самостоятельная работа, как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Выполнение творческой самостоятельной работы является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом. Для того чтобы самостоятельная творческая деятельность была продуктивной, учащиеся должны осознавать поставленную перед ними задачу, уметь работать с учебником, учебными пособиями и первоисточниками, делать умозаключения, выводы, использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Поэтому, я стараюсь развивать умение учеников самостоятельно определять темы творческих работ, учитывая их возрастные особенности, интересы и личный опыт. Прежде всего, учу школьников работать с литературой. Владение большим объёмом информации помогает сформировать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения. В этом, на мой взгляд, состоит актуальность представленного опыта.
В своей работе я опираюсь на технологию личностно ориентированного развивающего обучения Ираиды Сергеевны Якиманской. Исходя из основной задачи школы «Модернизация образовательного процесса в школе с целью создания модели школы адаптивного типа, способной обеспечить условия для саморазвития личности» а также опираясь на методическую тему, над которой я работаю более 3-х лет ««Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности», изучая педагогическую литературу, опыт коллег, используя свой собственный опыт, я выработала целостную систему учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения, направленную на активизацию познавательной деятельности и помогающую созданию ситуации успеха у ученика на занятии. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести новые знания, удовлетворяющие индивидуальные потребности личности.
В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом:
​ обучение в сотрудничестве
​ личностное ориентирование
​ проектирование
​ межпредметная интеграция
​ дифференцированное обучение.
Обучение в сотрудничестве – обучение в группах, выполнение командно-игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело, презентация…)
Личностное ориентирование и дифференцированное обучение означают использование индивидуальных заданий, разноуровневых тестов, разное по степени сложности участие в выполнении заданий в группах, что позволяет видеть отдельного ученика и использовать его способности, таланты, мобилизуя его личную мотивацию.
Проектирование и межпредметная интеграция включает определенную творческую, исследовательскую задачу, требующую интегрированных знаний, исследовательского поиска для её решения (творческие, ролевые, межпредметные информационные проекты, где важны знания, полученные учащимися на уроках литературы, русского языка, физики, химии, биологии, экологии, географии, математики)При планировании своей работы пользуюсь программой образовательной области «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Реализуя данную программу, я ставлю перед собой следующие цели:
1.​ Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
2.​ Создать условия для развития природных способностей детей через постижение мастерства традиционного народного рукоделия.
3.​ Приобщить детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций, через изучение народного костюма.
Это помогает мне осуществлять главные задачи программы:
1.​ Создание условий для формирования и развития мировоззрения личности, ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творческого развития личности.
2.​ Формирование у детей культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение истории искусства и народного творчества.
3.​ Воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного искусства.
Основной составляющей моей методики является четкая логическая последовательность этапов урока:
- мотивация учащихся на урок, в том числе проблемная ситуация по теме урока;
- целеполагание урока;
- актуализация прежних знаний;
-изучение нового материала посредством максимального самостоятельного участия школьников;
- систематический регулятивный контроль знаний и умений учащихся;
- автоматизация полученных знаний и умений;
- рефлексия каждого этапа урока.
Все этапы урока обеспечиваются принципами индивидуализации, дифференциации образовательного процесса, то есть предполагают доступность обучения каждого ученика. Особенностью организации такого обучения являются дидактические материалы, изготавливаемые мною к занятию и цифровые образовательные ресурсы в основе своей дающие возможность контроля и самоконтроля учащихся.
Повышение роли самостоятельной работы учеников на уроке - залог более качественного и эффективного обучения.
Выстраивая уроки в данной системе, опираюсь на следующие дидактические принципы.
1. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.(урок – предметный кружок – профильное обучение)
2. Принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования.
Кабинет по сути дела является центром образования и воспитания, на базе которого проходят урочные занятия, работа кружка, проектная деятельность.
3. Принцип индивидуализации (личностно ориентированного подхода)
4. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка
5. Принцип творчества.
Каждое дело, занятие – творчество учащихся и педагогов.
6. Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения.
Действие этого принципа обусловлено необходимостью учитывать изменения в социуме, потребностях детей и родителей.
7. Принцип “свободы”.
Предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой.
8. Принцип доступности
Соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
9. Принцип комплексности, системности и последовательности.
Учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено.
Основными формами уроков в образовательном процессе являются:
​ беседы о русском искусстве и красоте;
​ уроки – исследования;
​ комбинированные уроки;
​ практические уроки;
​ экскурсии и выставки;
​ уроки - акции;
​ уроки – проекты;
​ коллективное творческое дело.
Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
​ организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;
​ комфортный характер психологической атмосферы;
​ возможность перехода из одной группы детей в другую (по тематике, способностям и т.д.).
Это подтверждает психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения»). Целью данного исследования явилось изучение самочувствия учащихся на уроке в начале года и в конце полугодия. Результаты свидетельствуют об улучшении настроения учащихся, после ряда проведенных занятий.
Последовательность работы над проектом
№ п/пЭтапы работы надпроектом Содержание работы
на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготов-каОпределение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся
2. Планиро-ваниеа) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся
3. Исследо-ваниеСбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Составление технологических карт. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Составление технологических карт. Наблюдает, советует, консультирует учащихся, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Практическая работа. Выполнение технологических операций Работа над претворением идеи в проект товар или услугу. Наблюдает, советует, консультирует учащихся, косвенно руководит деятельностью учащихся
5. Экономические расчеты Расчет себестоимости проекта Выполняют экономические расчеты и работают над проектом, анализируя информацию. Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, консультирует учащихся
6. Формули-ро​вание результатов и/или выводов Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Консультирует учащихся
7. Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа
8. Оценка ре​зультатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета
Механизм контроля за качеством обучения включает в себя следующие компоненты.
Входной контроль
Позволяет выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения, провести социально – психологическое анкетирование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся проводится в начале учебного года для определения усвоения учащимися важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Использую методы анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).
Текущий контроль
Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Использую методы наблюдения, рефлексия, организуются мини-выставки.
Рубежный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.
  Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.
Итоговый контроль провожу: зачет, защита работы, выполнение нормативов, организую выставки- конкурсы, персональные вернисажи.
В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.