Синтаксический марафон.На материале стихотворений Б.Л.Пастернака( Часть вторая).


Синтаксический марафон На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ( Часть вторая) ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2016г. Цели и задачи: познакомиться с произведениями поэта-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложного предложения; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. 11.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Любить иных тяжёлый крестА ты прекрасна без извилинИ прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен. («Любить иных - тяжёлый крест…») ПРОВЕРИМ. Схема , а ,и . 1 2 3 [Любить иных - тяжёлый крест,]1А[ ты прекрасна без извилин]2,И[ прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен]3. 12.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Как летом роем мошкараЛетит на пламя Сметались хлопья со двораК оконной раме. («Зимняя ночь»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. ПРОВЕРИМ. Схемы , как? (Как )1, [ ]2. 2 (Как летом роем мошкараЛетит на пламя),1 [Сметались хлопья со двораК оконной раме]2. 1 13.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Москва встречала нас во мракеПереходившем в сереброИ покидая свет двоякийМы выходили из метро. («Город») Схемы , и . [ ]1, и [ ]2. 2 ПРОВЕРИМ. [Москва встречала нас во мраке,|Переходившем в серебро|]1,И,[ | покидая свет двоякий|,Мы выходили из метро]2. 1 14.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Гром отрывистый слышитсяОтдающий резкоИ от ветра колышетсяНа окне занавеска. («Лето в городе» ) ПРОВЕРИМ. [Гром отрывистый слышится,|Отдающий резко|],1И [от ветра колышетсяНа окне занавеска]2. Схемы , и . [ ] , и [ ]. 1 2 15.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. В воротах вьюга вяжет сетьИз густо падающих хлопьевИ чтобы вовремя поспетьВсем мчатся недоев-недопив. («Рассвет») ПРОВЕРИМ. Схемы ,и , , зачем? [ ]1, и ,(чтобы)2, [ ]3. 1 3 [В воротах вьюга вяжет сеть|Из густо падающих|хлопьев],1 И ,(чтобы вовремя поспеть)2,[Все мчатся недоев-недопив]3. 2 16.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Когда строку диктует чувствоОно на сцену шлёт рабаИ тут кончается искусствоИ дышат почва и судьба. («О, знал бы я, что так бывает…») ПРОВЕРИМ. Схемы когда? ,и ,и . (Когда)1,[ ]2,и[ ]3,и[ ]4. 2 3 4 (Когда строку диктует чувство),1[Оно на сцену шлёт раба]2,И [тут кончается искусство],3И [дышат почва и судьба]4. 1 17.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Я дал разъехаться домашнимВсе близкие давно в разбродеИ одиночеством всегдашнимПолно всё сердце и природа. («Осень».»Я дал разъехаться домашним…» ПРОВЕРИМ. Схемы , , и . [ ]1 ,[ ],2 и[ ]3. 1 2 3 [Я дал разъехаться домашним],1[Все близкие давно в разброде]2,И [одиночеством всегдашнимПолно всё сердце и природа]3. 18.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. И человек глядит кругомОна в момент уходаВсе воротила вверх дномИз ящиков комода. («Разлука») ПРОВЕРИМ. Схемы : . [ ]1 :[ ].2 1 2 [ И человек глядит кругом]1:[Она в момент уходаВсе воротила вверх дномИз ящиков комода]2. 19.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Небу под снег хотелосьУлицу бил ознобВетер дрожал за целостьВывесок блях и скоб. («Оттепелями из магазинов…») ПРОВЕРИМ. Схемы , , . [ ]1 , [ ],2[ ]3. 1 2 3 [Небу под снег хотелось],1[Улицу бил озноб]2,[Ветер дрожал за целостьВывесок, блях и скоб]3. 20.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Напрасно в дни великого советаГде высшей страсти отданы местаОставлена вакансия поэтаОна опасна если не пуста. («Борису Пильняку») ПРОВЕРИМ. Схемы какая? при каком условии? : [ , (где)2, ]1: [ ]3, (если)4. , , 1 3 [Напрасно в дни великого совета,(Где высшей страсти отданы места)2,Оставлена вакансия поэта]1:[Она опасна],3 (если не пуста)4. 2 4 Источники 1. Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».