Мастер-класс как средство широкого распространения инновационного педагогического опыт


Мастер-класс как средство широкого распространения
инновационного педагогического опыт
Учитель географии МКОУ «Аксайская СОШ» Хейчиева Л.В.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" одним из важных аспектов является обеспечение постоянного роста профессионального мастерства педагогических работников: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.» Для выполнения данных задач разработана система учебно-методической работы и один из эффективных и современных форм распространения инновационного опыта – это мастер-класс.
Мастер-класс служит открытию концептуальных сторон инновационного опыта с целью поднять качество образования через распространения лучших образцов опыта.
Мастер-класс – это форма передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия с целью демонстрации инновационного опыта – технологий, методов, приемов. Мастер создает атмосферу доброжелательности, сотворчества, сотрудничества. Организует методический поиск знаний через способы деятельности.
Важнейшими задачами мастер класса являются:
Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;
Разработка авторской методической конструкции в режиме инновационной технологии.

Рассмотрим алгоритмов проведения методического мастер-класса, который демонстрирует педагогический опыт через инновационные методические приемы , методы, технологии обучения и воспитания.
Презентация педагогического опыта: обоснование идей технологии, результативность деятельности школьников, свидетельствующая об эффективности предлагаемых методов и приемов;
Представление системы методов, приемов ( уроков) в режиме предлагаемого опыта;
Имитационная игра, проведение фрагмента урока с участниками при организации деятельности использования предлагаемых методов и приемов;
Моделирование предполагает самостоятельную деятельность участников по разработке собственной модели фрагмента занятия в режиме технологии автора.
Рефлексия - дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.
В данном формате содержательный компонент направляет деятельность участников для решения определенных методических проблем, мотивирующая творческую деятельность.
Организацию проведения мастер-класса можно отразить следующей схемой:








Характерные особенности мастер-класса:
Передача и обмен инновационного опыта
Деятельностный подход
Сочетание теории и практики
Компетентностный подход
Инициативность
Творчество
Креативность
Таким образом, мастер-класс – это оригинальный способ деятельности педагогов в группе, через поисковый, творческий самостоятельный характер деятельности. Путем прямого показа приемов применения инновационной технологии.
Приведем пример мастер-класса учителя географии и экологии.

1. Владимир Иванович Вернадский предвидя бурное развитие науки отмечал, что ученые будут объединяться не по наукам , а по проблемам. Вот и мы сегодня объединились, чтобы решить одну из методических проблем –«Формирование метапредметных умений на основе интеграционных связей в преподавании физической географии» (мастер-класс сопровождается презентацией)
В начале мастер-класса, я попрошу Вас обратить внимание на экран.(картина И. Левитана «Свежий ветер. Волга») Посмотрите. Что на ней изображено? (река, облака, судна, лодки) И. Левитан изображает - сильный ветер гонит по небу облака, раскачивает воду, под его напором туго надуваются паруса, быстрее скользят лодки.
А мы видим ветер? Кто видел ветер? Конечно, никто. Он прозрачен и невидим, но могуч. Н. Колычев в стихотворении пишет:
Спросил слепой: – Какого цвета дождь? – И долго я молчал. И не ответил – Не знаешь? – Он задумался. – Ну что ж, Скажи тогда, какого цвета ветер? Не услыхав ответа моего, Он усмехнулся и заметил: – Скверно, Что ты сказать не можешь ничего. Ты слеп, как я К тому же нем, наверно.
Названные поэтом явления атмосферы вызываются невидимыми силами. Каким образом показать школьникам. Эти невидимые силы?
2. Обратимся к трактовке понятия «модель» к словарям. Что такое модель?
Модель – мера, образец. В моделизме – выполненный в масштабе объект; в математике – модель, использующая язык математики; в русском языке – общая схема описания системы языка. Я думаю, что нас больше интересует модель в науке – образ какого-либо объекта или процесса.
3. Посмотрите на модель вулкана, составленную школьником. Как вы думаете, какие действия провел ребенок?

Скорее всего, он использовал определенные способы. Что такое способ?
Читаем. Способ – производное от пособъ «помощь» и мы видим, что это совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу. Мы получили с вами интеграцию двух приемов модель и способ

4. Основой моделирования является мыследеятельностная педагогика, основанная на развитие у школьников мыслительных способностей, направлена на формирование понятийного и аналитического мышления. Она позволяет учителю спроектировать ситуации, сформировать у школьника особую учебную целевую установку на освоение общих способов, организовать рефлексивную деятельность - осознание найденного, построенного средства как основы общего способа решения множества предметных задач. Моделирование основано на метапредмете «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью моделей то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.


















5. Моделирование выступает как способ познания объекта или явления через модель, которая создается в процессе исследовательской деятельности, направленной на получение новых знаний, закономерностях, структуре исследуемых объектов.
Педагогической целью моделирования - формирование самостоятельной мыслительной способности конструировать модель и извлекать из нее знания.
Составим алгоритм организации работы по конструированию модели
Постановка задачи;
Построение модели;
Анализ результатов.
(записывают в рабочий лист)

6. Моделирование на уроке выступает, как метод научного познания, перед нами фрагмент схемы – виды моделей . Мы попытаемся с вами составить методический рисунок применения схематической модели, которая отражает принципы функционирования какого-либо процесса.
Наша задача: научиться организовывать деятельность школьников в конструировании и изучении модели. А для этого, я предлагаю вам побыть в роли учеников.

Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может. (С.Я. Маршак)

Что вы представили, когда слушали стихотворение? Обратим внимание на последнюю строчку. А почему – никто сказать не может. Коллеги, попытаемся ответить, почему старый ясень ветвями машет.

(Работаем с листом «Мой путь на мастер-классе)



















Рисунок по учебнику О.В. Крыловой География 6 класс.
Воздух находится в постоянном движении . Как образуются движения воздуха.
В жаркий летний день Открытое пространство луга нагревается сильнее, чем земная поверхность под лесом. Нагревшийся от земли теплый воздух поднимается вверх и над лугом формируется область пониженного давления. Прохладный воздух из леса, где давление чуть выше , начинает перемещаться на луг. Из леса веет прохладой, возникает ветер.
Что называется ветром? (горизонтальное перемещение воздуха из областей высокого давления в область низкого).
7. У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.
Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто составит больше однокоренных слов к слову “ветер”.
8. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. Бросать на ветер (слова)
Ветер в голове
Ветер свистит в карманах
Ищи ветра в поле
Попутного ветра!

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море
А.С. Пушкин
Какой художественный образ заложен в этом стихотворении?

Ветер, ветер, не свисти,
Тучей снежной налети.
Все деревья запуши,
Все кусты запороши.
Ветер веет, веет, веет,
Теплым снегом сеет, сеет (Л. Квитко)
Как бы вы образно назвали ветер?
А какие эпитеты-прилагательные к слову ветер можете вы подобрать. ( свежий, морской, слабый, горячий, теплый) Почему?

Замечательно, мы с вами поговорили о ветре.
Давайте обратим внимание на слайд, такая же таблица у вас есть на рабочих листах. Функционирование учебной модели в процессе обучения(Таблица из статьи « География и экология в школе XXI века» № 4/2007г.,Н.Г. Люхина «Использование учебных моделей при изучении географии»

Деятельность учителя
Функции учебной модели
Деятельность ученика
Стадии использования учебной модели

Привлечение внимания к объекту изучения
Иллюстративная
Установление внешних признаков объекта
Восприятие

Раскрытии сущности объекта
Объяснительная
Распознание внутренней сущности объекта
Осмысление

Постановка заданий, требующих самостоятельно использования учебных моделей
Критериальная
Распознание и перенос осознанных способов деятельности в сходную с объясненной ситуацию

Воспроизведение

Постановка творческих заданий, требующих нестандартного подхода
Эвристическая
Обнаружение существенных признаков изучаемого в новой ситуации
Творческое применение

Скажите, пожалуйста. Какую учебную функцию выполняла модель - образование ветра.
( объснительно-иллюстративную). Какую деятельность вы выполняли в роли учеников?
( Устанавливали внешние признаки объекта).
Коллеги, обратите внимание на эту фотографию (дерево на берегу моря с односторонней кроной), как вы думаете, где растет это дерево ( на берегу моря) Почему вы так решили? (крона дерева имеет одностороннюю форму по направлению ветра). Какого ветра? (муссона)
Я предлагаю вам поработать в группах. Объясните причины образования этого ветра. Свой ответ смоделируйте в виде модели. Я предлагаю вам смоделировать ситуацию образования зимнего (летнего) муссона
Определите функцию и стадию использования на уроке,
составленной вами модели.
По модели составьте короткий рассказ «Я – муссон».















Уважаемые коллеги! Время на выполнение задания закончилось. Послушаем Вас, что у вас получилось ? ( во время рассказа 1и 2 группы. показывается модель зимнего и летнего муссона) В ходе ответов заполняется таблица на слайде.
Оказывается , вы составили модель эвристическую модель, где выявили существенные признаки муссонов в новой ситуации, провели мыслительные операции на творческом уровне.

Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Ключевым понятием для нас стало моделирование как средство формирование метапредметных умений на основе частично-исследовательского и эвристического методов.
И мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренные методы и приемы на содержании других предметных областей.









Чего ценного возьмете в свою методическую копилку
Над формированием каких метапредметных умений мы работали (см. схему)
В заключении хотелось бы процитировать следующее « Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер)

Подводя итог нашей совместной работы, еще раз возвращаясь к вопросу формирования метапредметных умений на интеграционной основе, хочу подчеркнуть, что и традиционной системе обучения данный прием находит широкое применение.

Коллеги, благодарю вас за сотрудничество и сотворчество. Пусть ваших учеников на школьном пути всегда сопровождает живая радость открытия.

Обобщая практику проведения мастер-класса, можно отметить основные этапы:
ознакомление учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов, приемов, конструкций, технологий;
показ в действии инновационных методик;
практическое обучение учителей использованию представленных методических конструкций;
свободный обмен инновациями в режиме коммуникативной деятельности.
Таким образом, мастер-класс вносит в педагогический процесс инновационные технологии, методики, приемы, улучшающие отдельные компоненты и в целом образовательную систему. Он способствует поиску и демонстрации инновационных конструкций, предполагающих их творческое переосмысление и применение педагогами.
Подчеркнем, мастер-класс как форма распространения педагогического опыта создает условия для внедрения новых образцов педагогической деятельности, поднимающих методическую деятельность учителей на качественно новый уровень, способствующих повышению качества обучения и воспитания школьников.







Приложение

Мой путь на мастер-классе
Формирование метапредметных умений на основе интеграционных связей в преподавании физической географии
Мне предстоит узнать:
- роль моделирования в формировании метапредметных умений на основе интеграционных связей физической географии и предметов гуманитарного цикла;
-как используются модели в ученой деятельности школьников;
- некоторые аспекты организации моделирования на уроке.
1. Дополни, используя информационные материалы слайда учебной лекции:
Модель – это _________________________________________________________________
Способ (метод) – это ___________________________________________________________



2. Продолжи.
Моделирование – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


3.Установите последовательность алгоритма моделирования






4. Как образуется ветер?













Ветер – это _____________________________________

Однокоренные слова «Ветер» _________________________________
____________________________________________________________
Выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”
Бросать на ветер (слова)
Ветер в голове
Ветер свистит в карманах
Ищи ветра в поле
Попутного ветра!

Запишите эпитеты-прилагательные к слову “ветер”
__________________________________________________________
_____________________________________________________


Функционирование учебной модели в процессе обучения

Деятельность учителя
Функции учебной модели
Деятельность ученика
Стадии использования учебной модели

Привлечение внимания к объекту изучения
Иллюстративная
Установление внешних признаков объекта
Восприятие

Раскрытии сущности объекта
Объяснительная
Распознание внутренней сущности объекта
Осмысление

Постановка заданий, требующих самостоятельно использования учебных моделей
Критериальная
Распознание и перенос осознанных способов деятельности в сходную с объясненной ситуацию

Воспроизведение

Постановка творческих заданий, требующих нестандартного подхода
Эвристическая
Обнаружение существенных признаков изучаемого в новой ситуации
Творческое применение


Смоделируйте ситуацию образования зимнего (летнего) муссона. Определите функцию и стадию использования на уроке, составленной вами модели.
По модели составьте короткий рассказ «Я – муссон».

1 группа










2 группа















Мастер-класс подошел к концу, поставьте выбранный вами знак




Идея(проблема)

Подготовка (цель)

План

Подбор информации

Показ своей инновационной деятельности

Привлечение участников к активной деятельности

Рефлексия

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Метод исследования объекта на их модели

Способ обучения на уроке (географии)

Метод научного познания качеств объекта через модель

Схематическое моделирование

Имитационная
модель

Отражает принципы функционирования какого-либо процесса.
Собирание моделей из готовых элементов

Воспроизводит все скрытые связи и отношения строения процесса и его функционирования в динамике

Динамичная
модель

Исследовательское моделирование

+ 230С

К крупнейшим воздушным течениям относятся муссоны, образующиеся на границах материков и океанов. (Муссон – от арабского маусим – сезон.) Муссон ветры дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний малооблачную сухую погоду.

Смоделируйте образование зимнего муссона. На схеме укажите примерные данные о температуре и давлении воздуха над сушей и морем.

Способы деятельности

Коммуникационные

Креативные

Оргдеятельностные

Когнитивные

Гибкость ума, наличие своего мнения, вдохновленность, фантазия

Способность осознания целей учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение

Умение чувствовать окружающий мир,
Задавать вопросы, отыскивать причины и явления.

Взаимодействие с другими людьми, информационными потоками, выполнение различных социальных ролей

Воздух находится в постоянном движении . Как образуются движения воздуха.
В жаркий летний день Открытое пространство луга нагревается сильнее, чем земная поверхность под лесом. Нагревшийся от земли теплый воздух поднимается вверх и над лугом формируется область пониженного давления. Прохладный воздух из леса, где давление чуть выше , начинает перемещаться на луг. Из леса веет прохладой, возникает ветер.


Ветер - это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении (Толковый словарь)

Ветер – это преимущественно горизонтальное
движение воздуха из области повышенного давления
в область пониженного давления ( Учебник географии )


Муссоны – это ветры, меняющие направление на противоположенное два раза в год. Муссоны возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличии от бризов, эти различия, возникают по сезонам года. Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан, а летом наоборот: с более холодного океана на теплый материк. Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны – сухие, так как дуют с континентов.

К крупнейшим воздушным течениям относятся муссоны, образующиеся на границах материков и океанов. (Муссон – от арабского маусим – сезон.) Муссон ветры дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний малооблачную сухую погоду.





. - было все понятно
? - что-то непонятно
! - есть уверенность, что буду использовать
... - тема кажется не понятнойTimes New Roman Заголовок 315