Разработка по русскому языку для студентов профессиональных колледжей на тему Словари -наши помощники.


Тема урока: «Словари – наши помощники»
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
(А.Франс).
Цели урока: 1) повторить и закрепить знания студентов по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
2) совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать интерес к книге, к слову.
Ход урока
I. Начало урока.Игра «Дежурная буква». В течение двух минут студенты записывают слова, обозначающие автомобильный транспорт на указанную букву (например: Автомобиль, автобус и т.д.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
-Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари, – говорит преподаватель. – Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Затем ребята отвечают на вопросы:
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
II. Знакомство со словарями.
В роли словарей выступают четыре студента. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а аудитория – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов. «Мой друг предложил мне купить Джип или Пикап. Я хочу иметь катера или мотороллера».
Толковый словарь. «Вчера по телевизору велась одна передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: автомобиль, вездеход, грузовик, телега, самокат. А что они означают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: Автомобиль,-я, м. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам, Вездеход,-а, м. Автомашина, предназначенная для использования в труднопроходимой местности, на бездорожье, Грузовик,-а, м. Грузовой автомобиль, Телега,-и, ж. Четырехколесная повозка для перевозки кого-либо, чего-либо, Самокат,-а,м. Название различного вида механических повозок, а также автомобиля, мотоцикла, велосипеда.».
Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора на работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
III. Конкурс рисунков.
Студенты заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, какому из представленных «словарей», какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
IV. Работа «словарей» с аудиторией.
- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.
1)Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, обозначающих транспорт, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.) (Барк, вагон, джип, лайнер; дрезина, мотороллер, ракета, швертбот; авто, баржа, велосипед, планер, фрегат, фургон; корабль; каюк;
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бит баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о…
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
- Человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую…
Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Глаза – мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи…
Нос – задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру…
- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!
- Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)
Итоги урока:
Такой урок также знакомит учащихся с различными видами словарей, помогает выяснить значение каждого из них. Из подобного урока для своей деятельности я взял разнообразные упражнения и задания, для выполнения которых необходимо обращаться к словарям. Они воспитывают интерес у ребят, включают их в активную деятельность по решению сложных задач.
Начало формы