Коррекция и компенсация дефектов физического развития, мелкой моторики и речевого дыхания у учащихся во вспомогательной школе.



Коррекция и компенсация дефектов физического развития, мелкой моторики и речевого дыхания у учащихся во вспомогательной школе.
Вся учебная деятельность во вспомогательных школах имеет коррекционную направленность на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности. Уроки коррекционной направленности имеют общий оздоровительный характер и направлены на устранение дефектов, закаливание, поддержание работоспособности учащихся.
Лечебная физическая культура имеет важное значение для социальной, психологической и физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения, в который обязательно включаются– уроки ЛФК. Уроки ЛФК способствуют коррекции сколиоза, плоскостопия, порочных поз и положений конечностей, нормализации мышечного тонуса, развитию мелкой моторики и речевого дыхания.
Программа уроков по ЛФК характеризуется интегративностью с такими предметами как адаптивная физкультура, коррекционная ритмика, логопедия, коррекция познавательной деятельности и лечебная гимнастика
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в данном направлении, в нашей школе-интернате введена модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по лечебной физической культуре. Учитель-логопед развивает речь, совершенствует речевое дыхание, мелкую моторику детей, а учитель по ЛФК на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков.
В школе-интернате с 1-го по 9-тые классы обучаются 172 учащихся, из них 69 учеников относятся к группам ЛФК. Программа по лечебной физкультуре рассчитана на учащихся с 1-го по 5-тый класс включительно, поэтому из 69 учеников, только 30 имеют возможность посещать уроки ЛФК. Группы ЛФК смешанные, потому что урок проводится по классам. Поэтому в одной группе или в одном классе попадают учащиеся с различными дефектами физического и речевого развития, в основном дети, имеющие следующие дефекты: сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, деформации грудной клетки, ОНР.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий по наглядному показу, словесной инструкции.

Разработка интегрированного занятия учителя ЛФК и учителя - логопеда на тему «Учимся, играя»
Цель урока: Профилактика и  коррекция сколиоза, плоскостопия и мелкой моторики у учащихся. Развитие речевого дыхания.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
формировать у учащихся знания, двигательные умения и навыки, необходимые для выполнений упражнений по лечебной физкультуре;
формировать у детей навыки прикладного характера;
Развивающие задачи:
развивать физические качества (координационные способности, дыхательную мускулатуру, точность движений), а так же общую и мелкую моторику;
Коррекционные задачи:
способствовать укреплению здоровья, активизации дыхательной системы;
способствовать профилактике соматических нарушений;
Воспитательные задачи:
воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях;
Оборудование:  Гимнастические палки, скакалки, малые каучуковые мячи, мячи, маты,гимнастическая скамейка,обручи, массажная  дорожка.
Длительность урока – 30 минут
Вводная часть – 7 минут:
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем и выполняем.
Ни минутки не теряем.
Логоритмическое упражнение «Маленький танец»
На слог ЖА - два раза хлопнуть, на слог ША – три раза топнуть. Ритмический рисунок хлопков соответствует темпу и ритму музыки. Повторяя музыкальный и ритмический рисунок, дети на слог ЖА, два раза хлопают, на слог ША три раза топают. При повторении мелодии меняются и слоги. ЖО-ЖО, ШО-ШО-ШО; ЖУ-ЖУ-ШУ-ШУ-ШУ.

2. Ходьба.
Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе. ( По показу и словесной инструкции учителя ЛФК).
а). Ходьба на носках, на наружных и внутренних сводах стоп.
б). Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
в). Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Рывковые движения согнутыми руками.
г). Прыжки на месте – на обеих ногах и на одной, поочередно.
Основная часть - 20 минут:
1Упражнения для коррекции сколиоза. (По показу и словесной инструкции учителя ЛФК).
а) Исходное положение, стоя со скакалкой; взяв на вытянутые руки скакалку, переводим руки из положения спереди – назад, постепенно сокращая расстояние между руками
б). И.п.стоя с гимнастической палкой на вытянутых руках сзади; делаем приседания. При этом фиксируем палку на уровне груди учащегося.
в). И.п., стоя; производим круговое вращение плечами по максимальной амплитуде вперед и назад.
2.Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия :( по показу и словесной инструкции учителя ЛФК).
а). Сидя: Гимнастическую палку располагаем под стопами ног. Выполняем перекаты палки вперед, назад обеими ногами; внешней и внутренней стороной стопы.
б). Перекладывание мячиков, обхватив их пальцами ног, из одного места в другое. Выполняем обеими ногами.
в). Ходьба по массажной доске, просто ходьба и с высоким подниманием бедра.
г). Ходьба по гимнастическому обручу. Ходят парами, взявшись за плечи друг друга.
3.Упражнения для мелкой моторики рук: ( по показу и словесной инструкции учителя – логопеда).
а).Подбрасывание малых мячей и ловля их двумя, одной рукой, с 1-2 хлопками.
б). Упражнения для кистей рук: Пальцы на вытянутой руке делают «лодочкой», «птичьим клювом», вращают большим пальцем руки, круговыми движениями «собачка шевелит ушами», «ножницы».
4. Упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
а). И. п.- стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. выполнять наклоны вправо и влево, поднимая одну руку вверх и отводя ее в сторону наклона.
б). И. п. – основная стойка. Вытянуть руки перед собой, потянутся на носках – вдох, присесть на корточки – продолжительный выдох, сопровождаемый звуками шшшшаааа, жжжжаааа, шшшшуууу, жжжжуууу.
Заключительная часть – 13 минут.
Восстановление организма. Пульса и частоты дыхания. ( по совместному показу и словесной инструкции учителя ЛФК и учителя - логопеда).
Ходьба.
 Дыхательное упражнение «Певец».
А) Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх.
Б) Задержка дыхания на входе.
В) выдох с открытым сильным звуком А-А-А. руки медленно опускаются.
Г) Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны.
Д) Задержка дыхания.
Е) Медленный выдох с сильным звуком О-О-О. обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
Ж) Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди.
З) Задержка дыхания.
И) Медленный выдох с сильным звуком У-У-У, руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
 Упражнение на расслабление «Волшебный сон»
Цель: релаксация, мышечное расслабление, развитие воображения.
Ход: Детям предлагается закрыть глаза, лечь удобно, постараться заснуть «волшебным сном» и представить то, что они захотят. Прислушаться к своему дыханию. Дыхание ровное, спокойное. Во время упражнения включается расслабляющая спокойная музыка. После пробуждения дети рассказывают, что им приснилось.