Методическая разработка на тему: Упражнения для развития певческого дыхания и артикуляционного аппарата


МКУ ДО бАЗАРНОСЫЗГАНСКАЯ дШИ
Методическая разработка на тему: «Упражнения для развития певческого дыхания и артикуляционного аппарата»
реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства учебный предмет « Эстрадное пение» Срок реализации - 4 года Возраст – 6 - 9 лет ( Домашнее задание)
Разработчик:
Кадеркина Антонина Николаевна Преподаватель первой квалификационной категории
10.01.2017
Настоящая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования занимающимся с детьми эстрадным пением. Методическое пособие используется в качестве ежедневных домашних занятий, которые способствуют правильному формированию и укреплению певческого дыхания и артикуляционного аппарата.

Домашнее задание (для начинающих)
(выполняем ежедневно)
Дыхательные упражнения (делай по 8 вдохов-движений без остановки, 3-5 секунд пауза, и заново, так 2 или 4 подхода )Упражнение№1 «Ладошки»
Исходное положение: встань прямо, покажи ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делай короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимай ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Упражнение №2 «Погончики»
Исходное положение: встань прямо, сжатые в кулачки кисти рук прижми к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкай кулаки к полу ,как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это очень важно
Если при выдохе ты выпускаешь воздух через рот, то рот широко не открывай. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты)- воздух уходит абсолютно пассивно.
Упражнение№3 «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: встань прямо, руки опущены. Слегка наклонись вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделай короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхай пол»).
Слегка приподнимись, но не выпрямляйся полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонись и одновременно с поклоном сделай короткий шумный вдох. Затем слегка выпрямись, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.
Упражнение№4 «Кошка» (присядь с поворотом)
Исходное положение: встань прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое хватательное движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы тебя «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени слегка гнутся и выпрямляются, присядь легкая, пружинистая. Спина всё время прямая, ни в коем случае не сутулься!
Итак, повернись вправо, слегка присядь – вдох. Колени выпрямились – выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернись влево, слегка присядь, кистями рук сделай лёгкое хватательное движение – вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушёл абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

«Долгоговорка».
Исходное положение: встань прямо, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохни, задержи дыхание и медленно произноси:
Как на горке, на пригорке
Встали двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т. д.
Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками можно добиться прочтения на одном выдохе не менее «22-х Егорок».
Делая дыхательные упражнения ,обязательно выполняй все требования.
В первое время что-то может и не получаться, но при систематических
занятиях, правильном выполнении ,терпении и настойчивости ты непременно, и даже очень быстро добьёшься успеха!

"Собачка"
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядись, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и ты поймёшь, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядь на стул, облокотись на его спинку и расслабь плечи и шею. Выполняя упражнение, следи, чтобы плечи не поднимались.
Развитие артикуляционного аппарата и произношения
Упражнение№1 «Хоботок»
Убедившись, что губы, сложены в трубочку – «хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигай «хоботком» вправо-влево. Щёки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому вначале их можно придержать ладонями.
Если не удаётся двигать губами - трубочкой, сидя или стоя перед зеркалом, положи зеркало на стол и выполняй упражнение, опустив голову вниз.
Повтори упражнение 10 раз.
Упражнение №2 «Хоботок»
Глядя в зеркало зафиксируй «хоботок», а затем подними его вверх на счёт «раз» и опусти вниз на счёт «два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Проделай упражнение не менее 10 раз.
Не торопись, медленно поднимай «хоботок» и так же медленно опускай. Это нелёгкое, но очень эффективное упражнение для улучшения твоей
дикции.
Упражнение№3 «Конфета»
Упрись кончиком языка в щеку и растяни её, а затем – другую, словно ты катаешь во рту конфету: раз-два, раз-два . Постепенно усиливай давление языка на щёки.
Повтори упражнение не менее10 раз.
Для снятия напряжения сделай несколько жевательных движений и проглоти слюну.

Упражнение№4 «Лягушка ловит комара»
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
Список используемой литературы
1.Л.Б.Козлова «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста»
2. И.В.Новикова «Методика постановки детских эстрадных голосов в классе эстрадного вокала»
3.И.О. Исаева «Эстрадное пение» 2007г.
4.М.Н.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой» 2006г.
5. Г.Н.Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.