ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ


«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ» (из опыта работы).Несомненно система дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.
Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах с дальнейшими негативными последствиями.
Значительный процент речевых нарушений проявляется уже в дошкольном возрасте, так как этот возраст является синзитивным периодом развития речи.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный и предупредить вторичный дефекты, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
Отправной точкой при разработке современных методик является представление о том, что в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, поэтому при исправлении неправильного звукопроизношения использование игровых приёмов и упражнений может способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Предметом исследования является - система работы, направленная на формирование правильного звукопроизношения.
Проводя традиционные занятия с такими детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло меня к поискам игровых приёмов и созданию речевой среды. Ведь ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Важно заинтересовать ребёнка и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых речь его станет лучше.
Успешная работа может быть осуществлена при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики и сформированности пространственных ориентировок.
Существуют различные методики и приёмы коррекционной работы, направленные на исправление звукопроизношения.
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что у многих воспитанников наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов; перестановка слогов в слове; перестановка звуков в слове; пропуски звуков или их стечение.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
2. Формировать произносительную сторону речи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
- обследование речи детей;
- развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- занятия с детьми по усвоению фонетической системы русского языка;
- предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Приступая к работе по воспитанию правильного произношения, знакомлюсь с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи провожу дважды: осенью, чтобы спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги. Обследование провожу с использованием специального материала. Для этого подбираю предметные картинки на определенные звуки, так чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково.
При обследовании речи детей обращаю внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса.
Во всей своей дальнейшей работе учитываю особенности речи каждого ребенка, использую фронтальные, индивидуальные занятия.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Стараюсь проводить её перед завтраком, в течении 3-5и минут.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, иду от простых упражнений к более сложным. Провожу эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым беру только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастку выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- рассказываю о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
- показываю его выполнение;
- упражнение делает ребенок, а я контролирую выполнение.
Во время проведения артикуляционной гимнастики, слежу за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Так же слежу, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Я подбадриваю, показываю ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону-
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается.
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Работая над правильным произношением, я использую скороговорки, чистоговорки, которые дают возможность поработать над произношением разных звуков. Они помогают детям развивать фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук. Скороговорки использую на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, ознакомлению с окружающим. Заучиваем скороговорки, проговариваем их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом. В ходе этой работы, отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи.
Как метод работы над правильным произношением я использую игровые упражнения фонетической ритмики, которые способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшать координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развивать интонационную выразительность речи.
Фонематическая ритмика-это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать фонетически правильную речь.
Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и даже животным). Все эти природные способности детей использует фонетическая ритмика.
Суть метода в следующем: детям предлагают различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. На таких занятиях я активно использую жесты, мимику, эмоционально-положительный фон. Приведу несколько примеров.
А
Дети вытягивают руки вперед. Произнося гласный а-а-а….., они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Й
И.п.: руки согнуты, локти вниз Пальцы сжаты в кулачки, указательный палец направлен вверх. Произнося й, дети поднимают руки вверх и делают быстрое вращательное движение указательными пальцами, «пишут» запятую в воздухе. Движение быстрое, короткое.
М
Произносят звук м-м-м…., дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию «мычат», затем отводят их в стороны.
Одним из приёмов работы над звукопроизношением у дошкольников является речедвигательная ритмика. Эти упражнения новой технологии способствуют усвоению ритмики слова и предложения, установления связи между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением.
Новая технология рассматривается как составное звено в системе работы над звукопроизношением, как одно из средств мероприятий для детей с различными речевыми нарушениями.
Предлагаемые нетрадиционные занятия, упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Хочется, чтобы они были интересными и разнообразными, для этого стараюсь сочетать в них разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой и общей моторики, работу над звукопроизношением и связной речью. Эти занятия, с одной стороны, учат детей больше пользоваться в речи прилагательными, наречиями, развивают фонематическое восприятие, исправляют ошибки в звуконаполняемости слов, а с другой – развивают дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, запоминание и воспроизведение речевого и двигательного материала.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи и составляет одну из важных задач программы детского сада. Раннее выявление детей с недостатками речи, оказание им необходимой помощи, в специально созданных для этих целей условиях, помогает обучить дошкольников чистому произношению и своевременно предупредить неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы. Результаты исследований подтвердили факты недостаточного развития тонкой моторики как ведущей, так и другой руки ребенка. На начало года с заданием намотать нитку (1 м.) на катушку успешно справились 11,2 % обследованных дошкольников старшей группы. Существенные затруднения в управлении тонкомоторными действиями испытывали две трети обследованных детей.
Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с нарушениями речи получается хороший результат.
Конечно, он не всегда проявляется быстро. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. Убеждена, что большая часть материала, изучаемого детьми на занятиях по развитию речи, может успешно закрепляться и расширяться благодаря совместной деятельности взрослого и ребёнка речевой развивающей среде, которую я создаю у себя в группе. Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показало, что:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.