Оценивание личностных и учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы).


19.01.2016 г.
ЕМД: Внедрение в педагогическую практику методов, технологий и инструментария оценки учебных достижений обучающихся.
- Оценивание личностных и учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО (Из опыта работы).
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС.
Важнейшей задачей инноваций в российском образовании является совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством.
С введением Федерального образовательного стандарта:
меняется характер контроля – это комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся;
расширяется спектр форм оценки;
оценочный инструментарий – использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимоценки);
меняется сам принцип оценки – к отметке методом сложения достижений учащегося.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику:
Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным:
Предметные результаты образовательной деятельности - конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые результаты обучения - система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Требования к результатам и систему оценивания в соответствии с ФГОС:
объективность, достоверность, полнота и системность информации;
реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
открытость, прозрачность процедур оценивания;
прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемыерезультаты;
доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
Виды контроля:
Нормативный
(«дофгосовский») подход «Фгосовский» подход
Текущий контроль
осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль
осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной. + Предварительный контроль
направлен на выявление знаний, умений и
навыков обучающихся, значимых для дальнейшего обучения по предмету.
Формы и методы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
В рамках реализации ФГОС НОО новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся.
К текущей аттестации кроме различных видов проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала: контрольные работы, срезовые и т.д. добавляются диагностические контрольные работы, предметного и метапредметного характера по предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация: результаты промежуточной аттестации (накопленные оценки), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы.
Итоговая аттестация: результаты итоговых работ (оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Проверка результатов ведется при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку, по математике, и комплексная работа на межпредметной основе.
А также, по новым образовательным стандартам, одной из форм аттестации является защита проектной и исследовательской работы.
Учет личностных достижений учащихся: Модели и формы учета личностных достижений учащихся разрабатываются ОО: портфолио, «дневник достижений» и др.
Портфолио – оптимальный способ организации накопительной системы оценки. Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
Обязательной составляющей портфолио являются:
1) материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
2) Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения. В качестве приоритетных задач выделены следующие: существенное расширение объектов контрольно-оценочной деятельности учителя, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия.