Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащегося на уроке в условиях внедрения ФГОС


Курсы повышения квалификации по теме: « Развитие качества преподавания биологии в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащегося на уроке в условиях внедрения ФГОС.
Выполнил: Величутин Д.А.
учитель МБОУ СОШ № 5
пгт. Сафоново- 1
Североморск
2016 г.
Нужно, чтобы дети, по возможности,
 учились    самостоятельно,  а  учитель
руководил     этим    самостоятельным
 процессом  и  давал для него  материал.
  К.Д. Ушинский
  Эти слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
       За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования в условиях введения ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, таким образом педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
  Сегодня  необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия  у учащихся на уроках. Чтобы отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке необходимо конструирование технологических карт.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Многие учителя мучаются вопросами: «Что это такое?», «Зачем составлять рабочую программу, технологическую карту?» «Можно ли на основе рабочей программы составить технологическую карту урока?», «Чем она отличается от привычного конспекта урока?». На эти вопросы сейчас постараемся ответить.
В традиционном конспектеурока расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма же записи урока в виде технологической карты, дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей рабочей программы учителя. Для того, чтобы составить технологическую карту, опираясь на рабочую программу, нужно первоначально разобраться в том, что же такое технологическая карта.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Перенося понятие «технологическая карта» в педагогические рамки, его можно сформулировать следующим образом:
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта урока– это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии ФГОС.
Технологическая карта позволит учителю:
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели  освоения курса,
гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся,
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности,
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от   поурочного планирования к проектированию темы (ТК как форма перспективного планирования);
Прежде чем приступить к заполнению технологической карты необходимо определить этапы работы над ней.
Этапами работы над технологической картой являются:
Определение места  урока в изучаемой теме и его вид.
Формулирование цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
Выбор форм  работы на уроке: индивидуальная; фронтальная; парная; групповая.
Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
  Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я  пришел к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Можно предложить такую ТК, реализующею цель формирования у учащихся УУД, в основе структурирования которой лежит деятельность учителя и учащихся:
Формой для такой технологической карты может стать разработанная кандидатом педагогических наук, зам. Директора института стратегических исследований в образовании Российской академии образовании Логвиновой И.М., и кандидатом педагогических наук , зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Копотевой Г.Л. технологической карты - таблица в виде замкнутой матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф, заведомо, является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы (см. табл. 1). Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока), деятельность учителя, деятельность учащегося.
Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Одной из основных задач создания технологической карты стала необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «деятельность учащихся».
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.Предметные планируемые результаты в карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, эта же графе, предназначена для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты.
Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как мы уже отмечали, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности».
Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что в её структуру умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования».
Поскольку предлагаемая технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, — как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу
Также, как мы видим, в данном варианте технологической карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных).
Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла.
Завершая разговор об особенностях технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой хотелось бы  сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности.
В разных дидактических системах, как известно, названия этих этапов-способов деятельности варьируются: урок целеполагания, урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков и т. д.  Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя:
обнаруживают предмет своего действия;
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.
   Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Из приведённых характеристик технологической карты   урока  совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.
Таблица 1.
Технологическая карта урока
1.Ф.И.О. учителя: __________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________ Предмет ______________
3. Тема урока:   _                                                          _________.
4.Тип урока______________________________________________
5. Место и роль урока в изучаемой теме:
6. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)
Ход урока/Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые действия Осуществляемые действия Формируемые действия Осуществляемые действия Формируемые действия
1-й этап. “Самоопределение к деятельности или Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение алгоритма выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Таким образом, можно сделать вывод что технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся.
Структура технологической карты ломает педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Введение технологической карты позволит учителю полноценно реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения, а также системно сформировать у учащихся универсальные учебные действия, тем самым повысив качество образования в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Галда, Е.Н. Технологическая карта как современная форма планирования урока биологии [Электронный ресурс] Е.Н. Галда // http://nsportal.ru. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
Волявко, Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс] Н.Н. Волявко, Храмцова Н.С. // Фестиваль. 1 сентября. Ру. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И.М. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. // Управление начальной школой.— 2011. — №12 — С. 12-18.
Мороз Н.Я.  Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.
Ситникова, С.А. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный ресурс] С.А. Ситникова // Инфоурок. ру. – Режим доступа: http://infourok.ru/statya_tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_sovremennaya_forma_planirovaniya_pedagogicheskogo-365310.htm.