Программа по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения обучающихся

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В.А.»





ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ и АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на 2016 -2019 гг. Разработана:
Зам. директора по УВР Колпаченко Л.Я.
Педагог-психолог  Шерстнева И.Б.
Социальный педагог Филатова Т.А.   















Новокузнецк, 2016
Термины, используемые в Программе:
Аддиктивные формы поведения – это нарушение психического здоровья студентов, проявляющееся в сниженной переносимости трудностей повседневной жизни, скрытом комплексе неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремлением говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Как правило, аддиктивное поведение студентов заключается в бегстве от действительности посредством приёма различных психотропных средств – алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака. Студенты с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к их агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости. Антисоциальное поведение - совершение действий, противоречащих этике и морали. Для такого поведения характерна безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Признаки такого поведения проявляются уже в детстве: отсутствие любви к родителям, ложь, жестокость к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети склонны к дракам, пропускам занятий, бродяжничеству и воровству. В совершеннолетнем возрасте у них отсутствует ответственность и чувство долга. Они ненадёжны во всех отношениях: как супруги, как родители, как работники, как деловые партнёры, как друзья. Правонарушение – виновное, противоправное деяние, наносящее вред обществу. Деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). В свою очередь они могут быть дисциплинарными, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и гражданскими . Всякое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т. п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т. д.). Бездействие признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т. д.). Экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus крайний), приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Под экстремизмом понимается деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, СМИ, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности России, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Под это понятие « экстремизм» подпадает пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики и символики экстремистской организации, публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, финансирование указанной деятельности или содействие ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической, материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг Национали
·зм ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] nationalisme)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и направление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], базовым принципом которых является тезис о ценности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как высшей формы общественного единства и её первичности в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В силу того, что многие современные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Цель программы: Формирование эффективной системы профилактических мероприятий по предупреждению проявлений асоциального и аддиктивного поведения в студенческой среде ГПОУ КузТСИД им. Волкова В.А..

Задачи: 1.Организация мониторинга состояния студенческой социальной среды по вопросам:
злоупотребления наркотиками, алкоголем и табакокурением,
пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде,
по выявлению экстремистских настроений.
2.Планирование и организация различных форм профилактических мероприятий среди студентов.
3.Создание педагогических условий для формирования уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье. 4.Развитие эффективных форм социального партнерства в рамках данного направления воспитательной деятельности
Участники программы:
Администрация ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А..
Совет студенческого самоуправления.
Совет профилактики.
Совет общественности.
Методические комиссии техникума.
Социально-психологическая служба.
Педагогический коллектив.
Обучающиеся техникума.
Сроки реализации программы:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность в рамках данной программы:
Федеральный Закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Федеральный закон №87-ФЗ от 10.07.2001 г. «Об ограничении курения табака»;
Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах (принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года);
Стратегия Государственной антинаркотической политики от 09.06.2010 года №690;
Устав ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А.;
Концепция воспитательной деятельности в ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А.




Современные тенденции организации воспитательной работы в средних учебных заведениях определяют профилактику асоциального и аддиктивного поведения в студенческой среде одним из приоритетных направлений деятельности. Актуальность данной проблемы обязывает специалистов воспитательной сферы систематизировать формы и результаты своей работы в данном направлении и разработать новую современную программу профилактики аддиктивного поведения и правонарушений у студентов техникума на 2016 -2019 гг. Результаты современных исследований показывают, что возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы и первые годы обучения в техникуме. Как правило, проблема злоупотребления наркотиками, алкоголем и табакокурением чаще всего рождается в контексте неблагополучия. В этом смысле зависимость от психоактивных веществ является попыткой компенсации личностного, психического или социального неблагополучия. В связи, с чем существует объективная необходимость проводить первичную профилактику злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами именно в период студенчества. При организации профилактической помощи молодежи необходимо помнить, что, как показывает практика, основные проблемы, с которыми студенты обращаются за помощью к специалистам социальной и воспитательной сферы, практически полностью совпадают с причинами, которые обуславливают приобщение к наркотикам:
дисгармоничные отношения в семье (авторитаризм, отсутствие взаимной поддержки и понимания, повышенная конфликтность, агрессия и насилие, терпимое отношение к психоактивным веществам и т.п.);
отсутствие успехов в учебной или профессиональной деятельности;
одиночество (отсутствие поддержки в семье и дружеских связей среди сверстников).
Нередко студенты не обращаются за помощью к специалистам социальной и воспитательной сферы, а пытаются разрешить свои неблагополучия самостоятельно, порой, к сожалению, неадекватными способами, в том числе используя прием алкоголя или наркотиков. В этих случаях начальная фаза употребления психоактивных веществ может быть:
попыткой демонстрации «взрослого» поведения;
формой отчуждения от родительской дисциплины;
выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды;
«инструментом» эксперимента;
стремлением получить новый, ранее не познанный опыт;
поиском удовольствия и снятия постоянного напряжения;
«открытием двери» в группу сверстников;
желанием стать участником оригинального субкультурального жизненного стиля;
сигналом потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды;
актом отчаяния и т.д.
Субъективных мотивов здесь может быть очень много. Однако за всеми ними лежит некомпетентность молодого человека в других формах «разговора» с социальной средой, а также наивная убежденность в том, что психоактивные вещества являются частью этой среды. Очевидно, что для данной категории молодых людей необходима организация занятий по развитию личностных навыков преодоления жизненных проблем и обучению социальным навыкам, которые повышают индивидуальную компетентность и устойчивость к различным социальным влияниям. Следующей важной составляющей системы профилактической помощи является организация работы с молодыми людьми «группы риска». В данном случае под «группой риска» имеются в виду студенты, обладающие тем или иным набором факторов риска злоупотребления психоактивными веществами. 1. Личностные факторы риска:
ощущение собственной ненужности;
недостаточный (слабый) самоконтроль и самодисциплина;
неспособность осознавать и адекватно выражать свои чувства;
стремление к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение;
неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей;
низкая самооценка и неуверенность в себе;
отсутствие «смысла жизни».
2. Социально-психологические (психогенные) факторы риска:
нарушенная семейная система (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.п.);
патогенный тип воспитания (все разрешается, слабый или вообще отсутствующий контроль, эмоциональное отвержение – гипопротекция; диктат, чрезмерно жесткий контроль - гиперпротекция);
алкогольная или наркотическая зависимость родителей;
отсутствие ясных норм и правил поведения в семье;
проявление асоциального поведения, насилие в семье;
слабые социальные связи семьи с отсутствием принадлежности к какой-либо группе;
низкий уровень образования, культуры родителей.
3. Биологические факторы риска:
патология головного мозга;
отягощенная наследственность (психическое заболевание, алкоголизм, наркомания родителей);
нарушенное развитие (черепно-мозговые травмы, хронические соматические заболевания).
Наличие у конкретного подростка или молодого человека особенностей, указанных в перечне факторов риска, увеличивает вероятность возникновения проблемы злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением.
Зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции» и неразвитую способность сопереживания (эмпатию). В связи с этим они не умеют накапливать не только собственный, но и чужой опыт переживаний и принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Молодые люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, низко оцениваются сверстниками как хорошие собеседники и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к употреблению психоактивных веществ, быть принятыми в группу сверстников. Такой фактор риска, как низкий культурный уровень, в сочетании с отсутствием полноценного досуга (неумение организовать свой досуг, иногда отсутствие возможностей для реализации своих увлечений, интересов в свободное от учебы, работы время) необходимо особо учитывать при работе с молодежью, проживающей в условиях сельской местности, где возможности для реализации разносторонних увлечений и интересов на сегодняшний день ниже, чем у молодых людей, проживающих в городах. В этой связи большое значение имеет организация консультационных услуг (в том числе по предоставлению базовых сведений о психоактивных веществах и справочной информации о возможной помощи), а также организация специальных занятий. В процессе работы необходимо выявлять тех из них, кто сам нуждается в медико-психологической и психотерапевтической помощи. Таким образам, организация работы по предупреждению асоциальных явлений в студенческой среде планируется осуществляться по следующим направлениям:
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения и формирование здорового образа жизни.
Профилактика правонарушений.
Профилактика экстремизма и национализма в молодежной среде.
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения и формирование здорового образа жизни молодого поколения
1. Организация информационно-исследовательских и методических мероприятий по проблемам злоупотребления наркотиками, алкоголем и табакокурением.
Для использования социологических методов сбора указанной выше информации необходимо привлекать сотрудников, прошедших специальную подготовку, т.к. неквалифицированное проведение исследований по данным вопросам может обернуться своеобразной рекламой употребления наркотиков и алкоголя и спровоцировать рост интереса молодежи к психоактивным веществам. Практика показывает, что при проведении исследований на относительно благополучных территориях целесообразно в большей степени сосредоточить внимание на изучении состояния проблемы здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью как к базовой жизненной ценности.

Формы работы
Сроки
Ответственные


Повышение квалификации преподавательского состава, классных руководителей групп и сотрудников УВР по вопросам профилактики асоциального и аддитивного поведения
В течение учебного года
Зам. директора по УВР


Проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью) со студентами по изучению состояния проблемы здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью как к базовой жизненной ценности: со студентами 1-2 курса; со студентами, проживающими в общежитиях; со студентами старших курсов
1 раз в семестр
Зам. директора по УВР, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог


Проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.);
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог


Разработка, адаптация и апробация методических материалов
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог


Формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска» и т.п.).
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, заведующие отделениями


Формирование активного общественного мнения.
Формирование атмосферы всеобщего непринятия алкоголя, наркотиков и табакокурения у окружающих имеет своей целью преодоление пассивного и равнодушного отношения к данной проблеме. Наибольшего эффекта можно добиться при активном использовании возможностей средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным, источником информации для большинства населения. Организация тематических концертных программ команд КВН, направленных на пропаганду здорового образа жизни так же является результативной современной формой работы.

Формы работы
Сроки
Ответственные


Организация работы со средствами массовой информации: - размещение материалов по профилактике на сайтах техникума, «В контакте», «Одноклассники», социального педагога и педагога-психолога ; - статьи в СМИ; - выпуск тематических номеров ежемесячного журнала КузТСиД «Студенческое время»; -изготовление видеороликов, пропагандирующих ЗОЖ, и размещении их на всевозможных сайтах
В течение учебного года
Председатель СП (Совета профилактики), ССС (совет студенческого самоуправления), редакция журнала «Студенческое время», руководитель фотостудии


Организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.)
В течение учебного года по отдельному плану
Зам. директора по УВР, руководитель фотостудии


Проведение разъяснительной работы среди студенчества по данному вопросу (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов)
В течение учебного года по отдельному плану
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, заведующие отделениями


Привлечение к участию в профилактических мероприятиях «значимых людей»
В течение учебного года по отдельному плану
Зам. директора по УВР, председатели СП и СО (Совета общественности), социальный педагог, педагог-психолог


Профилактические акции
В течение учебного года
Председатель СП, социальный педагог, педагог-психолог

Организация профилактической помощи студентам по проблеме злоупотребления наркотиками, алкоголем и табакокурением:
При планировании и реализации мероприятий профилактической направленности, деятельность основывается на следующих позициях: 1.Показывается опасность употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения для личного здоровья каждого и генофонда нации в целом; 2. Формируется самостоятельная активная жизненная позиция студентов по отношению к любым попыткам одурманивания; 3.Студенты информируются о мерах предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств; и стимулировать желание слушателей помогать работникам здравоохранения и правоохранительных органов в предупреждении немедицинского потребления психоактивных веществ; 4.Проводятся экспресс-диагностика наркозависимости

Формы работы
Сроки
Ответственные


Представление доступной информации об оказании услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги);
В течение учебного года
Социальный педагог, педагог-психолог


Оказание помощи преподавателям, классным руководителям групп, родителям в связи с проблемами студенческой (подростковой) наркомании, обучение диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка;
В течение учебного года
Социальный педагог, педагог-психолог


Содействие в организации и проведении со студентами занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг);
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, заведующие отделениями, социальный педагог, педагог-психолог


Выявление возможностей и содействие включению студентов «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия молодежных организаций.
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог


Профилактика правонарушений
Цель: создание условий для сохранения психологического здоровья и социального благополучия студентов в процессе воспитания и обучения в техникуме.
Задачи: 1 Психологическое и социально-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе. 2.Создание условий, способствующих адаптации студентов. 3.Содействие личностному и интеллектуальному развитию, профессиональному становлению на каждом курсовом этапе исходя из способностей. склонностей, интересов, состояния здоровья и индивидуальных качеств личности. 4.0казание психологической и социальной помощи, поддержки учащимся, их родителям, педагогам;
Направления деятельности:
Организационная работа.

Формы работы
Сроки
Ответственные


Формирование и утверждение планов работы на учебный год.
сентябрь
Зам. директора по УВР


Проведение заседаний: - МК по развитию личности -МК классных руководителей - Совета профилактики - Совета общественности - Совета общежития - Совета студенческого самоуправления
В течение учебного года по утвержденным графикам
Зам. директора по УВР, заведующие отделениями, председатели МК, председатели СП и СО, президент ССС


Поддержка системы информационного обеспечения студентов материалами по профилактике асоциального поведения
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог


Размещение профилактической информации в журнале «Студенческое время», на сайтах КузТСиД, «В Контакте», «Одноклассники»
В течение учебного года
Редакция журнала, председатель СП, педагог-психолог

Организация профилактической работы в общежитии
Формы работы
Сроки
Ответственные

Организация посещения общежития администрацией, заведующими отделениями, классными руководителями
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, заведующие отделениями, классные руководители

Проведение организационных и тематических собраний со студентами, проживающими в общежитии
1 раз в семестр
Зам. директора по УВР, социальный педагог

Активизация деятельности студенческого совета в общежитии по развитию общественной, трудовой деятельности и формированию культуры досуга у проживающих в общежитии студентов
В течение учебного года
Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, ССС

Проведение тренингов на сплочение и командообразование актива студенческого самоуправления общежития
Сентябрь -октябрь
Педагог-психолог

Организация работы по ознакомлению студентов с документами, регламентирующими правила проживания студентов в общежитии, рейтинговый контроль культуры быта и обеспечения безопасной жизнедеятельности для окружающих и себя
Сентябрь - октябрь
Воспитатели общежития, Совет общежития

Предупреждающий мониторинг работы по профилактике в общежитии
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог

Организационные мероприятия СП, СО и ССО
В течение учебного года планам
Зам. директора по УВР, председатели СП и СО, президент ССС


Профилактика экстремизма и национализма в молодежной среде
Цель:
Обеспечение безопасности обучающихся и сотрудников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности.
Задачи:
реализация требований законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений;
совершенствование теоретических знаний студентов, педагогов, работников техникума, родителей по вопросу противодействия экстремизму;
воспитание у студентов уверенности в эффективности мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;
практическая проверка готовности студентов действовать в экстремальных ситуациях.

Формы работы
Сроки
Ответственные

Мониторинговые социологические исследования по выявлению экстремистских настроений.
1 раз в семестр
Зам директора по УВР, социально - психологическая служба, классные руководители

Распространение памяток, методических инструкций по обеспечению жизни. Размещение информации на сайте КузТСиД и в журнале «Студенческое время»
В течение учебного года
Зам. директора по БЖ

Выпуск информационных листов по вопросам противодействия экстремизма.
В течение учебного года
Зам.директора по УВР, зам. директора по БЖ

Тематические классные часы
1 раз в семестр
Классные руководители, зам. директора по БЖ

Правовые семинары по изучению государственных и международных документов, гарантирующих равные права людям различных культур и концессий
1 раз в семестр
Зам директора по УВР, социально - психологическая служба, классные руководители

Мероприятия по развитию межкультурной коммуникации и толерантности
1 раз в семестр
Социально - психологическая служба, классные руководители

Проведение инструктажей со студентами по противодействию экстремизма и этносепаратизма
2 раза в год
Классные руководители, зам. директора по БЖ

Проведение информационных часов по экстремистским молодежным организациям.
В течение учебного года
Классные руководители

Проведение профилактических бесед работниками правоохранительных органов по противодействию экстремизма.
В течение учебного года
Зам директора по УВР, социально - психологическая служба, зам. директора по БЖ









План мероприятий по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения с обучающимися ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А. на 2016 – 2017 учебный год

П.№
Мероприятия
Дата проведения
Ответственный

1.
Развитие нормативно-правовой базы

1.1.
Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних
Август
Зам директора по УВР, воспитатели общежития, педагог-психолог, социальный педагог

1.2.
Корректировка плана с учетом рекомендации психолого-педагогической службы (анализ пятидневной адаптации)
Сентябрь, январь
Зам директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежития

1.3.
Проведение информационных часов «Знание нормативных документов ГПОУ КузТСиД», «Правила внутреннего распорядка для студентов техникума», «Правила проживания в общежитии»
Сентябрь
Воспитатели общежития, классные руководители, социальный педагог

1.4
Заседание Совета профилактики
Ежемесячно
Зам. директора по УВР, председатель СП, социальный педагог

1.5
Заседание Совета общественности
Ежемесячно
Зам. директора по УВР, председатель СО, педагог-психолог, социальный педагог

2.
Профилактическая деятельность

2.1.
Формирование «Группы риска 1» (зависимость от алкоголя, табакокурения) Занятость студентов данной категории в творческих, спортивных объединениях
Сентябрь
Зам. директора по УВР, воспитатели общежития, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, председатель СП

2.2.
Формирование «Группы риска 2» (низкая успеваемость, систематические пропуски занятий, социальный статус)
Ноябрь
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, председатель СО

2.3.
Формирование «Группы риска 3» (состоящие на учете в ПДН)
Сентябрь
Социальный педагог, председатель СП

2.4.
Заведение наблюдательных дел на студентов, входящих в «Группу риска»
В течение учебного года
Классные руководители, председатель СП

2.5.
Анализ работы классных руководителей по сопровождению студентов «Группы риска»
Ежемесячно.
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог

2.6.
Анализ состояния правонарушений студентов в техникуме, организации летней занятости подростков.
1 раз в семестр.
Зам директора по УВР, социальный педагог

2.7.
Проведение дней профилактики правонарушений и асоциального поведения студентов ГПОУ КузТСиД
Ежемесячно, согласно совместному плану работы с инспекцией по делам несовершеннолетних, графику посещения студенческих общежитий классными руководителями.
Зам директора по УВР, зам. директора по БЖ, педагог-психолог, социальный педагог

2.8.
Организация индивидуальной работы со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им социальной, педагогической, психологической, помощи для преодоления проблем в обучении и поведении
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, воспитатели общежития

3.
Формирование здорового образа жизни

3.1.
Проведение акций
Зам. директора по УВР, зам. директора по БЖ, председатель СП, ССС


«Мир без табачного дыма»
Ноябрь



«Молодежь против СПИДа»
Декабрь



«Сотвори добро»
Март



«Ранняя птичка»
Апрель


3.2.
Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами, и проведение с ними индивидуальной работы
В течение учебного года
Зав. отделениями, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, инспектор по делам несовершеннолетних

3.3.
Проведение мониторинга распространенности злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в целях обеспечения анализа наркоситуации в подростковой среде, выявления негативных тенденций ее развития и принятия, необходимых организационно-методических мер
В течение учебного года
Социальный педагог

3.4.
Создание системы обучения и воспитания через учебные дисциплины, формирующие понимание социальных и медицинских последствий употребления психоактивных веществ (биология, химия, ОБЖ, история и др.)

В течение учебного года
Преподаватели

4.
Формирование правовой культуры подростков


4.1.
Совершенствование гражданско-правового образования студентов обучение подростков основам юридических наук, через учебные дисциплины, введение спецкурсов, во внеурочной работе
По плану Раз в неделю
Зам директора по УВР, Зам директора по УМР

4.2.
Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов
Раз в семестр
Социальный педагог, председатель СП

4.3.
Издание в студенческом журнале правового цикла. Размещение информации и видеороликов на популярных молодежных сайтах и сайте КузТСиД

Социальный педагог, редакция журнала, ССС, фотостудия

5.
Работа с семьей

5.1.
Организация родительских собраний
Два раза в год
Зам. директора по УВР, зав. отделениями

5.2.
Организация индивидуального семейного консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, и правонарушений несовершеннолетних

Классные руководители, психолого-педагогическая служба

6.
Информационная, научно-методическая деятельность

6.1
Разработка рекомендаций для классных руководителей, преподавателей для  работы со студентами подростками «Группы риска» в современных условиях
В течение учебного года
Социальный педагог, педагог-психолог

6.2.
Распространение методических, информационных пособий и положительного опыта работы по вопросам профилактики
В течение учебного года
Зам директора по УВР, председатель СП

6.3.
Выступления на методических советах, совещаний классных руководителей, на педагогических советах по итогам выполнения плана мероприятий по профилактике правонарушений и асоциального поведения со студентами ГБОУ СО СПО «БТА»
В течение учебного года
Администрация

7.
Работа с педагогическими кадрами

7.1.
Совершенствование роли психолого-педагогической службы в формировании классных коллективов,
В течение учебного года
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог

7.2.
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников в современных подходах к воспитанию и профилактике правонарушений
Ежемесячно
Зам. директора по УМР, зам. директора по БЖ

7.3.
Проведение обучающих семинаров для классных руководителей по сопровождению студентов, входящих в «Группы риска»
Два раза в семестр
Зам. директора по УВР, зам. директора по БЖ, педагог-психолог










Приложение 1
План работы Совета профилактики ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А. на 2016 – 2017 учебный год (раздел профилактики правонарушений и аддиктивного поведения обучающихся)

П.№
Мероприятие

Дата
Ответственный


Корректировка плана с учетом рекомендации психолого-педагогической службы (анализ пятидневной адаптации)
Сентябрь
Председатель СП, педагог-психолог


Утверждение графика посещения общежитий классными руководителями
06.09.16г.
Зам. директора по УВР, социальный педагог


Проведение собраний в общежитии с заведующими отделений, с инспектором по делам несовершеннолетних

Сентябрь, октябрь
Заведующие отделений



Формирование «Групп риска» (зависимость от алкоголя, табакокурения) Занятость студентов данной категории в творческих, спортивных объединениях
Сентябрь, октябрь
Воспитатели общежития, председатель СП, педагог-психолог, социальный педагог


Формирование «Групп риска» (пропуски без уважительных, замкнутость, завышенная самооценка, заниженная самооценка)
Октябрь
Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, председатель СП


Заседание Совета профилактики
Ежемесячно
Председатель СП



Отчет работы по «Группам риска»
Ежемесячно
Классные руководители


Анализ отчета (по» Группам риска») Рекомендации
Декабрь, май
Зам директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог


Родительские собрания по отделениям по итогам промежуточной аттестации
2 раза в год
Зам. директора по УВР, заведующий УЧ, классные руководители


Подготовка документов на студентов (с пропусками занятий свыше 60) в комитет по делам несовершеннолетних
Декабрь
Классные руководители


Работа со студентами «Группы риска» по схеме: - Группа - Совет студенческого самоуправления - Совет общественности
-Совет профилактики
Ноябрь, декабрь
Классные руководители


Отчет по занятости студентов, проживающих в общежитиях в творческих, спортивных объединениях
Октябрь
Воспитатели общежития


Анализ работы классных руководителей по сопровождение студентов «Группы риска»
Ежемесячно.
Зам. директора по УВР, зам. директора по УМР, зам. директора по БЖ


Проведение дней и месячников профилактики правонарушений и асоциального поведения студентов
Ежемесячно, согласно совместному плану работы с инспекцией по делам несовершеннолетних, графику посещения студенческих общежитий классными руководителями
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежития


Участие в проведении межведомственных операций и рейдов «Без наркотиков», «Всеобуч»
В течение учебного года
Воспитатели общежития, классные руководители, педагог-психолог


Организация индивидуальной работы со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им социальной, педагогической, психологической, помощи для преодоления проблем в обучении и поведении
Понедельник, четверг еженедельно
Педагог-психолог, социальный педагог, зав. отделениями, воспитатели общежития


Организация индивидуального семейного консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, и правонарушений несовершеннолетних
По заявкам классных руководителей, родителей и студентов
Классные руководители, психолого-педагогическая служба


Анализ состояния правонарушений студентов на факультете, организации летней занятости подростков.
Октябрь, май
Инспектор по делам несовершеннолетних, педагог-психолог


Анализ работы со студентами нового набора
Май
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог


Совещание по итогам
Июнь
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, председатели СО И СП


Утверждение планов Совета профилактики на 2017-2018 уч. год
Июнь.
Зам. директора по УВР, председатель СП




Приложение 2
Краткая информация по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании. Наша цель – не нравоучение. Мы не хотим вам указывать, какое поведение считать правильным, а какое нет! Каждый здравомыслящий человек и без нас это понимает. Мы просто хотим поделиться своими знаниями, и привлечь внимание к этой проблеме тех, кому это не безразлично! АЛКОГОЛЬ и АЛКОГОЛИЗМ Известно немало веществ, способных оказать на психику человека наркотическое действие, которое заключается в особом психическом состоянии, возникающем после приема наркотических веществ. К числу таких веществ относится и АЛКОГОЛЬ! Алкоголь – это общее, «объединяющее» название напитков, в содержание которых входит вещество – алкоголь. Алкоголь, впрочем, также бывает очень и очень даже разным, например, основным считается этиловый спирт. Но есть, конечно, и другие виды спирта. Правда, в массовой алкогольной промышленности доминирующим всё же является алкоголь – этиловый спирт. Алкоголь – дурманящее вещество был известен с давних времён. Те, кто увлекается туризмом и бывал в Америке наверняка знает знаменитую легенду про алкоголь. Итак, по этой легенде алкоголь появился так. Индейцы одного из племён один раз пришли за плодами мангового дерева очень поздно, гораздо позже времени их созревания. И что же получилось. Они попробовали плоды – а они уже были «испорчены». То есть обладали совсем не тем вкусом, к которому так привыкли индейцы. Но зато через несколько минут индейцы заметно повеселели. Дело в том, что плоды забродили, и в них появился алкоголь. Природный спирт. Алкоголь пришёлся индейцам по вкусу. И они стали употреблять алкоголь достаточно часто. Алкоголь очень помогал их отдыху. Неизвестно, сгубил ли индейцев алкоголь. Но вот то, что алкоголь затем сгубил тысячи жизней известно достоверно. Алкоголь вторгся во все сферы жизни общества, тесно связался с таким понятием как отдых, досуг и даже бизнес. Однако увлекаться «лечением» алкоголем не стоит это запросто приведет к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. АЛКОГОЛИЗМ (alcoholism) – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по-арабски «одурманивающий»). Является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 в. шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. Согласно «Международной классификации болезней» Всемирной Организации Здравоохранения, алкоголизм – это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся постоянной или периодической потребностью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал столь же необходимым компонентом жизнедеятельности, как вода и пища. Больной алкоголизмом готов на все ради получения алкоголя, несмотря на отрицательные последствия его потребления для себя и окружающих. Алкоголь является третьим по значимости предотвратимым фактором риска в Европе и России и одной из основных причин психических расстройств, несчастных случаев и травм. Потребление алкоголя является серьезной проблемой в области психического здоровья и одним из важнейших факторов, лежащих в основе глобального бремени болезней. Нарушения, связанные с употреблением алкоголя, признаются и классифицируются как психические расстройства. Опасные и вредные формы потребления алкоголя связаны с широким кругом проблем в области психического здоровья и поведения. Первоначально прием алкоголя в любом виде и в любой концентрации, в том числе пиво, «отвертки» и прочие алкогольсодержащие напитки, обычно вызывает защитную реакцию, объясняемую его токсическим действием. Это может быть тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т. д.; никаких особых приятных ощущений при этом может и не быть. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. На этой стадии и развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, психическая зависимость от него. Это влечение заключается в том, что человек (теперь уже больной) думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Вместе с тем, каких-либо внешних нарушений состояния организма при этом еще нет, окружающие, как правило, ничего особенного не замечают. Постепенно зависимость человека возрастает. В отсутствие алкоголя человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать физическую зависимость - болезненное и труднопереносимое состояние, называемое абстиненцией (похмельный синдром). Она проявляется общим недомоганием, сниженной работоспособностью, нежеланием чем-либо заниматься, дрожанием рук, ознобом, потливостью, шумом в голове, болями в различных частях тела и т. д. При этом многие болезненные симптомы уже хорошо видны для окружающих. Если первоначально человек воспринимает свое стремление к повторным приемам спиртного как «безобидное», временное желание, то потом ОБЯЗАТЕЛЬНО появятся «объективные» доводы в пользу повторных приемов алкоголя: ведь в отсутствие этого вещества ему действительно плохо. Таким образом, зависимость закрепляется, так как состояние абстиненции может быть полностью снято лишь повторным приемом спиртного и никакие другие доступные средства, помочь здесь уже не смогут. Постепенно влечение больного к выпивке приобретает неудержимый характер. Оно характеризуется стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять «алкогольное зелье». Он бросает все и устремляется на немедленное его добывание - других мыслей в голове просто быть не может. Это особая форма неудержимого голода, подавляющего все другие потребности и полностью подчиняющего себе все поведение человека. Именно в таком состоянии люди идут на любые действия, в том числе преступные, готовы снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома, лишь бы добыть спиртное. Дочитав до этого места, остановитесь и ответьте на вопрос: вы знаете таких людей, может быть, среди соседей, друзей, знакомых? Поехали дальше Алкоголизм – это прогрессирующее хроническое заболевание, которое волнует ума и души людей вот уже долгие годы. В России это самая актуальная тема на сегодняшний день. Вспомните семьи своих знакомых или родственников, и Вы обязательно найдете человека, которого можно назвать ужасным словом «алкоголик». Сколько разрушенных семей, горя, слёз, смертей приносит эта «огненная» вода. Почему какое-то событие или торжество не обходится без алкогольных напитков? Неужели нельзя радоваться жизни без глотка спиртного? Эти и другие вопросы остаются безответными. Потому что вроде бы можно найти на них логичные ответы, но их редко кто находит. Виды алкоголизма:
Пивной алкоголизм. Пиво – «входные ворота» алкоголизма. Все больше молодежи попадают под пагубную зависимость от пива. Самый большой рост распространения зависимости от пагубной привычки наблюдается сейчас среди подростков. Показатель «пагубного употребления алкоголя» здесь в три раза выше общего уровня. Специалисты Санэпиднадзора считают, что виновато в этом именно пиво. По их данным, пивная зависимость занимает примерно до 75% в общем количестве подростков. Пивной алкоголизм опаснее водочного, т.к. развивается незаметно. Пивной алкоголизм Это проблема, о которой все чаще говорят наркологи. Все больше представителей молодого поколения попадают под пагубную зависимость.Пиво употребляют, чтобы расслабиться, скрасить вечер, даже утолить жажду. Пристрастие к алкоголю при таком подходе вырабатывается не сразу, но уже через 10-12 лет наркологи могут принимать нового пациента. Ячмень, из которого готовится пиво, - продукт полезный. В нем содержатся белки, жиры, углеводы и витамины. Но микробы брожения в пивном сусле убивают все эти полезные свойства, используя их для собственного роста и размножения.В 20-е годы, зная о том, что пиво способствует отдыху и успокоению, врачи рекомендовали его как успокаивающее средство. А человек, принимая его, приучает себя не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к успокоительному. С течением времени принятие пива становится уже необходимым ежедневным процессом. Постепенно нарастают дозы, и время принятия пива переносится на более ранний срок. Никого уже не удивляет картина, когда молодые люди употребляют пиво утром, по пути на работу или учебу. А потом появляются алкогольные эксцессы, возникают провалы в памяти. Пивная привычка влияет на биохимические процессы организма и способствует формированию алкоголизма. Пиво считается модным напитком в среде студенчества. Кроме того, производство приносит хороший доход государству и производителям, поэтому его постоянно наращивают. А в это время в организме начинают протекать определенные процессы, что способствует формированию пивного алкоголизма. Чрезмерное потребление пива приводит к тому, что рентгенологи называют синдромом "пивного сердца" или синдромом "капронового чулка". Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносное русло. При большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. При злоупотреблении пивом сердце становится дряблым, "провисает", теряет безвозвратно функции "живого мотора". Пиво по-разному влияет на мужской и женский организмы. В мужском организме при регулярном потреблении начинает выделяться (в частности, в печени) патологическое вещество, которое подавляет выработку метилтестостерона - основного мужского полового гормона. Как итог, начинают продуцироваться женские половые гормоны: расширяется таз, разрастаются грудные железы. У женщин вероятность заболевания раком грудной железы растет пропорционально количеству выпитого пива. Особенно опасно пить пиво женщинам, вскармливающим ребенка грудным молоком. У ребенка вероятно возникновение эпилептических судорог, а со временем может возникнуть и эпилепсия Пивной алкоголизм опаснее водочного, т.к. развивается незаметно. Пивное опьянение создает ложное впечатление благополучия. Пиво даже не считают алкоголем. К тому же его потребление не приводит к таким эксцессам как пьяные драки и вытрезвители (или приводит редко). А человек, испытывая потребность к пиву, не испытывает тревоги, как при потребности к водке. Пивное пристрастие губит организм еще коварнее, чем водочное. Последствия пристрастия чрезвычайно тяжелы: миокардит дистрофия, цирроз печени, гепатит, поражение клеток, нарушение интеллекта, тяжелые психопатоподобные изменения.  Женский алкоголизм. Всего несколько лет назад на десять российских алкоголиков приходилась только одна женщина, сегодня уже три. За последние десять лет отмечается рост заболеваемости алкоголизмом в России. Значительно увеличилось число женщин, страдающих алкогольной зависимостью (по официальной статистике за десять лет процент женщин вырос с 11,3 до 15,8%). Реальная ситуация гораздо более удручающая. УВЫ! Женщины пьют, и еще как. Но в их голове прочнее сидят образ зеленого страшилища с бутылкой из школьного учебника по биологии и мужские фразы о том, как омерзительна пьяная женщина. "Женский алкоголизм скрытый, - говорит врач-нарколог. - Мужчина выпьет сто грамм и хочет, чтобы все это видели. Женщина, наоборот, постарается свое опьянение скрыть: побрызгается духами, будет заботливо хлопотать вокруг вернувшегося с работы мужа. Был даже случай, когда муж подал жалобу на врача, который поставил его жене диагноз "алкоголизм", потому что ему самому даже не приходило это в голову. Пьющая женщина грубеет, у нее меняется характер, появляются брутальность, стервозность, нечестность. Она становится более раздражительной, эгоистичной, пренебрегает отношениями с близкими ради застолья, возможности пообщаться и выпить. Когда женщина испытывает чувство вины за свое пьянство, она, наоборот, слишком усердствует со своей заботливостью, суетливостью, сентиментальностью. АЛКОГОЛИЧКИ в последнее время заметно помолодели - к наркологам попадают даже 13-летние пациентки. Американская актриса Дрю Бэрримор успела пролечиться в реабилитационной клинике еще до того, как достигла совершеннолетия. Алкоголизмом может заболеть любой при систематическом употреблении спиртного - два раза в неделю и чаще, когда питие становится системой: выходные - надо выпить, после работы или учебы - заглянуть в бар. Если человек начинает пить систематически, он заболеет алкоголизмом. Когда - это уже вопрос генетики и возраста женщины. Дозу психотропного вещества (а алкоголь тоже можно отнести к ним) рассчитывают не по массе тела, как остальные препараты, а по возрасту. Так что молодая сопьется быстрее пенсионерки. К тому же у женщины организация нервной системы такова, что она сопьется быстрее мужчины. Хотя сроки весьма и весьма условны, считается, что путь мужчины к алкоголизму занимает десять лет, женщины - полгода-два. Подростковый алкоголизм. Сами того не понимая, подростки употребляют спиртные напитки, зачастую культивируя опьянение. Связано это с попыткой "показать себя", выделиться на фоне других, добиться внимания со стороны компании, что осуществить намного проще, находясь под действием алкоголя. По данным статистики 20% молодежи в возрасте от 12 до 17 лет за последний месяц употребляли алкоголь, а более 10% напивались (подразумевается употребление пяти или более порций алкогольных напитков по 30 мл крепостью 40 и выше за один раз). Для того чтобы привлечь внимание к этой проблеме ученые провели исследование на молодняке крыс. Выяснилось, что хроническое нерегулярное употребление алкоголя приводит к нарушениям процесса роста, уменьшению набора веса, развитию патологии мозга, снижению сопротивляемости к гипнозу, уменьшению познавательных способностей мозга, ухудшению способности печени обезвреживать вредные вещества. Пока что неизвестно, алкоголь вреднее в подростковом или взрослом возрасте. Но уже сейчас очевидно, что патологическая тяга к спиртному, сформировавшаяся в юном возрасте, с легкостью переходит во взрослую жизнь. Мы не будем утомлять внушением того, как вреден алкоголь. А знаете ли вы, как становятся «алкоголиками»? Отметим только, что в развитии алкоголизма можно выделить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Первая стадия, когда возникает психическая зависимость от алкогольных напитков. Человек начинает использовать для алкоголизации любые поводы. Ему все сложнее отказываться от выпивки, а во время употребления алкогольных напитков всё сложнее остановиться, соблюсти меру. Уже на данной стадии этой хронической болезни нередки случаи «перебора». Вторая стадия обуславливается утрачиванием контроля за количество выпитого спиртного. На утро после «перебора» появляется похмелье(головная боль, сердцебиение). Поскольку новый прием спиртного («опохмелка») несколько облегчает состояние, день начинается с этого. Именно так может зародиться запой. В конце второй стадии нередко развиваются алкогольные психозы («белая горячка» и т.д.)Третья стадия носит название последняя, заключительная. Естественно, для тех, кто доживает до нее. Таких людей настигает полная физическая, психическая и социальная деградация. Огромное значение в формировании алкогольной зависимости играют социально-психологические факторы: неблагоприятный семейный климат, малолетнее приобщение к алкоголю, "алкогольные традиции" на производстве и в быту, психическая незрелость, неустойчивость эмоциональной среды, неуверенность в себе, слабохарактерность. При длительной хронической алкоголизации личность человека деформируется, деградирует, изменяется. Мы хотим Вам представить основные типы: Корректировка личности по апатическому типу. Первые признаки - человек перестает чем-либо интересоваться, чему-либо радоваться, удивляться, восхищаться. Жизнь проходит стереотипно: работа - рюмка - дом. Ему никто не нужен, он ни о ком не заботится. Изменение личности по эксплозивному (возбудимому) типу. Страдающий алкоголизмом человек раздражается по любому, даже незначительному, поводу, причем дает взрывчато-раздражительную реакцию с криком, киданием посуды. Изменение личности по синтонному типу. Этот человек - само понимание, но понимание его навязчиво, он назойлив, быстро отзывается на все предложения, любит общаться с незнакомыми людьми в барах. Но его синтонность или "резонансность" поверхностная, не глубокая. Нет критики к своим действиям, сознания, что он часто в тягость своим общением. АЛКОГОЛЬ и АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО ПРОБЛЕМА! Оглянись вокруг себя – если ты видишь проблему, не будь равнодушным! Мы готовы помочь тебе и тем, кто попал в беду !
Что мы знаем о наркотиках
Сейчас, наверное, уже не осталось людей, которые ни разу не слышал о наркотиках. И многие на вопрос, что же такое наркотики, не задумываясь, отвечают – зло! Опасность этого зла отягощается тем, что ныне наркомания имеет тенденцию к омоложению, затягивая в свои ряды все новых молодых людей, преимущественно несовершеннолетнего возраста. Употребление наркотических и токсических средств наибольшее распространение получило среди граждан в возрасте от 13 до 35 лет. Растет число женщин-наркоманок, а это представляет серьезную угрозу жизни и здоровью будущих поколений. Но что же это на самом деле? Итак, наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, мысли, настроение и поведение) и вызывают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наркотическая зависимость бывает двух видов: физическая и психологическая. Физическая зависимость развивается в результате того, что организм «настраивается»  на приём наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Т.е. наркотики начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает выработку этих веществ. И сами наркотики также постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и лёгкие. Поэтому запас наркотиков в организме необходимо периодически пополнять. В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая никакой передышки. Если процесс «перенастройки» организма «под наркотики» зашёл слишком далеко, то при отсутствии последних начинается абстиненция или «ломка». Но есть ведь ещё и психическая зависимость: постоянные воспоминания о пережитой в первый раз эйфории. И даже если человек не имеет физической зависимости, если он окажется рядом с наркотиками, эти воспоминания заставят его вновь принять наркотик, чтобы снова попытаться пережить эйфорию. И суть-то вся в том, что психическая зависимость наступает раньше физической, психическая зависимость – это первая стадия наркомании. Кстати, в том и заключается коварство так называемых «лёгких» наркотиков, что они вводят человека в заблуждение и он считает, что раз у него нет «ломок», то, следовательно, он ещё не наркоман. Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Действие наркотика постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выби¬рать, в каких ситуациях и в какой момент принять наркотик, но желание употребить наркотик сохраняется всегда.  Существуют определенные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], по которым можно определить, употребляет человек наркотики или нет. Внешние признаки: Неестественно расширенные или суженные зрачки Покрасневшие или мутные глаза Замедленная невнятная речь Состояние опьянения без запаха алкоголя Плохая координация движения Заторможенность, «погружение в себя» или суперактивность Очевидные признаки: Следы от уколов, порезы, синяки Свёрнутые в трубочку бумага, фольга Маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки Изменения в поведении: Нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в коллективных делах Прогулы занятий Ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться Сонливость Сверхболезненная реакция на критику, немотивированная агрессивность Частая и резкая смена настроения Участившиеся просьбы дать денег
У людей, регулярно употребляющих наркотические вещества, развивается наркомания. Термин «наркомания» происходит от греческих слов (от греч.
·
·
·
·
· /nark
·/ – оцепенение, сон, и
·
·
·
·
· /mania/ – безумие, страсть, влечение.), означающих сон, оцепенение и страсть, безумие. Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять его невозможно. Употребление наркотиков имело место уже в глубокой древности. Связано это было, главным образом, с религиозными целями. Шаманы, прорицатели, жрецы использовали различные растительные средства, которые вызывали чувство особого психического подъема, приводили к нарушению сознания. Способность нарушать сознание  опия, индийской конопли были известны в Древнем Египте, Древней Греции и Риме. Впервые о наркомании, как самостоятельном заболевании, заговорили в 20-х годах нашего столетия. В это время употреблялись все ныне известные препараты опия. Новая вспышка наркомании в 60-70-е годы связывается со значительным расширением ассортимента наркотических средств, появлением в ряде стран «нетрадиционных» для них наркотиков (например, гашиша в Европе), приобщением к наркомании подростков. Появляется целая группа совершенно новых наркотических средств, так называемых психотомиметиков, вызывающих  галлюцинации. Состояние, связанное с наркотиками, опутано множеством таинственных мифов, созданных наркоманией для привлечения новых клиентов. Ведь если создать вокруг чего-нибудь некую тайну, то успех операции по привлечению внимания будет обеспечен. И наркоманы её создают просто, говорят, что «вам этого не понять, что это что-то неземное, пока не попробуешь, не узнаешь». И это «неземное» называется словом «кайф». И кайф – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], созданный вокруг наркомании. Кайф объясняется довольно-таки просто, и чтобы понять, что это такое, нужно немного поговорить о природе нашего организма. В головном мозге расположены специальные рецепторы, которые так и называются – «эндорфиновые рецепторы» – мельчайшие структуры нервных клеток, которые реагируют на присутствие эндорфинов и реализуют их эффект. Наш организм способен самостоятельно вырабатывать вещества, которые называются эндорфины. По-другому их называют «гормоны счастья». В нашем организме в небольших количествах они присутствуют всегда. Их хватает, чтобы обеспечить здоровому человеку хорошее настроение. Эндорфины активно вырабатываются организмом, когда ты хорошо позанимаешься спортом, или активно и с удовольствием поработаешь, или когда ты участвуешь в творческом процессе, окунаешься в прохладную воду, слушаешь любимую музыку, читаешь хорошую книгу, общаешься с любимым человеком  и т.д.Наркотики могут стимулировать выработку эндорфинов и тем самым косвенно воздействуют на эндорфиновые рецепторы. Когда эндорфин соединяется с рецептором, получается состояние, которое  у наркоманов называется словом «кайф». Благодаря этому учёные называют эндорфины собственными наркотиками мозга. (Не случайно ведь говорят: «Бросай курить, вставай на лыжи!»). Когда же человек принимает наркотик, вместе с ним в организм извне поступают вещества, по своей структуре очень похожие на эндорфины, которые блокируют выработку собственных эндорфинов и быстро занимают их место, «пристраиваясь» к рецепторам. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наркоманов: попробовав раз, можно бросить. В жизни всё бывает в первый раз. И конечно, у всех наркоманов когда-то был первый раз. Но мы напоминаем, что употребление наркотиков связано с формированием зависимости. А она бывает физическая и психологическая. Действительно, для того, чтобы сформировалась физическая зависимость (т.е. чтобы наркотики включились во все обменные процессы организма) необходимо время. Но психическая зависимость формируется с первой дозы! На начальном этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях, и в какой момент принять наркотик, но желание употребить наркотик сохраняется всегда. Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент. Этот период можно назвать «глухим». Почему глухим? Потому что в этом периоде человек:
считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависимость; часто выступает в роли вовлекающего, когда он привлекает новых членов в круг потребителей наркотиков, искренне рассказывая, как это здорово;
не слышит поступающую информацию об опасности употребления наркотика (даже от наркоманов, находящихся в физической зависимости).
Ну, и наконец, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который исповедуют наркоманы. Этот миф вы, наверное, и сами не раз встречали: на стенах домов часто рисуют шприц или череп и рядом пишут «Буду погибать молодым!». А миф это, потому что наркомания – такое заболевание, которое сопровождается глубокими дистрофическими изменениями внутренних органов, в частности, идёт поражение головного мозга, сердечной мышцы, и молодые люди в возрасте цветущем имеют сердце 80-летних стариков...И покупая наркотик, ты покупаешь не удовольствие – ты покупаешь болезнь. И слоган «Буду погибать молодым!» – это всего лишь миф, потому что за три-четыре года употребления наркотиков все системы организма изнашиваются до дыр, организм не выдерживает таких интенсивных нагрузок, и наркоман погибает отнюдь не молодым, а глубоким 80-летним стариком. Французский писатель Жак Кокто сказал как-то, что «всё, чем мы занимаемся в жизни, мы делаем, находясь в скором поезде, который несётся к смерти и употреблять наркотики это всё равно, что выпрыгивать из поезда на полном ходу»...  .и лучше ПРОСТО один раз сказать НЕТ:
Спокойно смотреть в глаза и твердо говорить свое НЕТ: именно НЕТ, а не двусмысленное «посмотрим», «может быть», «я не могу».
Если тебя не оставили в покое –  перейти в наступление: «Не дави на меня! Я сам знаю, что делать».
Не нервничать, отшутиться и твердо и спокойно поставить точку: «Я больше не хочу говорить на эту тему».
Или пойти на компромисс и предложить  другой способ провести время.
Или сослаться на занятость или тренировку
 Скажите НЕТ и порадуйтесь за себя! Потому что, когда вы говорите НЕТ наркотикам, одновременно вы говорите ДА: своей жизни, своему настоящему и будущему, своему успеху и любимому делу, своей свободе, своей самостоятельности, ответственности
и настоящему счастью!
Љђ Заголовок 2Љђ Заголовок 315