Синтаксический марафон.На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ( Часть первая)


Синтаксический марафон На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ( Часть первая) ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2016г. Цели и задачи: познакомиться с произведениями поэта-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложного предложения; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. 1.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Мелькали пешеходы в непогоду Ползли возы за первый поворот Года по горло нагружались в воду Потоки новых запружали брод. («Памяти Рейснер»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. ПРОВЕРИМ. Мелькали пешеходы в непогоду, 1 Ползли возы за первый поворот, 2 Года по горло нагружались в воду, 3 Потоки новых запружали брод .4 Схема , , , . 1 2 3 4 2.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. А волны всё шумней и вышеИ публика на поплавкеТолпиться у столба с афишейНе различимой вдалеке. («Сосны»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. ПРОВЕРИМ. [А волны всё шумней и выше],1И [публика на поплавкеТолпиться у столба с афишей,|Не различимой вдалеке|].2 Схема , и 1 2 3.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. О знал бы я что так бываетКогда пускался на дебютЧто строчки с кровью – убиваютНахлынут горлом – и убьют. («О, знал бы я, что так бывает…») Проверим [О, знал бы я],1 (что так бывает),2(Когда пускался на дебют),3(Что строчки с кровью – убивают,Нахлынут горлом – и убьют).4 Схемы что? когда? что? [ ]1 ,( что) 2,(когда) 3,( что ) 4. 1 2 3 4 4.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. К утру когда потёмки реже Стог высится как сеновал В котором месяц мимоезжий Зарывшись переночевал («Стог») 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Проверим [К утру,1 (когда потёмки реже),2 Стог высится, |как сеновал|],1(В котором месяц мимоезжий,|Зарывшись|, переночевал).3 Схемы когда? какой? [ ,( когда)2, ] 1,( в котором)3. 1 2 3 5.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатнойЯ дармоедству был врагомИ другом голи перекатной («Перемена») Проверим 2 1 (Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной,)1Я дармоедству был врагомИ другом голи перекатной . 2Схемы несмотря на то что?(Хотя )1 , [ ] 2. 6.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Гуляющие в летних шляпахВдыхают кто бы не пришёлНепостижимый этот запахДоступный пониманью пчёл. («Липовая аллея»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. ПРОВЕРИМ. Схемы ,(кто..), 1 Гуляющие в летних шляпахВдыхают, (кто бы не пришёл),2Непостижимый этот запах,Доступный пониманью пчёл .1 2 7.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. И в рифмах дышит та любовьЧто тут с трудом выноситсяПеред которой хмурят бровь И морщат переносицу. («Красавица моя, вся стать…»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. ПРОВЕРИМ. Схемы какая? перед какой? [ ] 1,( что) 2,( перед которой )3. 1 И в рифмах дышит та любовь ,1(Что тут с трудом выносится),2(Перед которой хмурят бровь И морщат переносицу)3. 2 3 8.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. А на улице жаркая Ночь сулит непогодуИ расходятся шаркая По домам пешеходы. («Лето в городе») ПРОВЕРИМ. Схемы ,и [ ] 1, и [ ].2 1 А на улице жаркая Ночь сулит непогоду, 1И расходятся, шаркая , По домам пешеходы .2 2 9.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Весна я с улицы где тополь удивлёнГде даль пугается где дом упасть боится Где воздух синь как узелок с бельёмУ выписавшегося из больницы («Весна, я с улицы…») ПРОВЕРИМ. [ВеснаО, я с улицы],1(где тополь удивлён)2,(Где даль пугается),3 (где дом упасть боится),4 (Где воздух синь, |как узелок с бельёмУ выписавшегося из больницы|)5. какой? какой? какой? какой?Схемы [ ]1, (где)2, (где)3, (где)4,(где)5. 1 2 3 5 4 10.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Снег идёт снег идёт Словно падают не хлопьяА в заплатанном салопеСходит наземь небосвод. («Снег идёт»)2.Объясните постановку знаков препинания. 3.Выполните синтаксический разбор предложения.4.Составьте схему предложения. Проверим Схемы , [ ]1, [ ]2, (словно)3, а( )4. 3 4 [Снег идёт]1, [снег идёт]2 ,(Словно падают не хлопья),3 А(в заплатанном салопеСходит наземь небосвод)4. 2 1 Источники 1. Б.Л. Пастернак. Я понял жизни цель: Повести, стихи, переводы. -М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.2. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».3.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».