Конспект по математике на тему Килограмм 1 класс


Иванова Л.А.
Класс: 1 «А»  
Тема урока: Килограмм
Цели урока: познакомить с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограммом; освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов
                                                                                                                                     Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Личностные результаты
1. формировать способность оценивать собственные математические знания и умения
2. формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
3. использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
4. развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать  учебную задачу
включаться в диалог с учителем, в коллективное обсуждение проблемы, проявлять активность
Познавательные универсальные учебные действия:
1. учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
2. учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, рисунок и др.)
4. перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2. слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4. строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты
1. научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе
2. научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу
3. развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи
4. грамотно использовать в речи математические термины и понятия
Содержание.
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
А у нас, ребята, с вами
Математики урок.
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
Психологический настрой.
Ребята, наш урок сегодня будет необычным, у нас много гостей. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь и мысленно пожелаем всем хорошего настроения, а также друг другу.
Сядьте поудобнее. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.
2.Устный счет.
- Ребята, сегодня к нам в класс пришел новый ученик. Догадайтесь, как его зовут.
Есть мультфильм- наоборот,Где мышей боится кот!Предлагает им дружить.Хочет с ними дружно жить!Кот - сплошная доброта,От усов и до хвоста!Как звать доброго кота?
Кота такого знаешь ты.
Он любит поливать цветы
И любит фразу говорить:
«Давайте, дружно, мыши
Жить!»
- С котом Леопольдом произошла одна удивительная история. Он ее записал и просит помочь в ней разобраться.
Девочка около школы посадила 1 куст шиповника, а мальчик на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадил мальчик?(Шиповник – растение уникальное, настоящий кладезь полезных веществ, он содержит в себе огромное количество витаминов, минералов и других микроэлементов. Его применяют для лечения многих недугов. Отвар из плодов шиповника полезен и детям и взрослым. Особенно весной.)- Кот Леопольд спешил к нам на урок, но случилась беда. Он упал, из его портфеля выпали все карточки с цифрами, какие числа отсутствуют (1, 2, 3, 5, 6, 9, 10)
- Кот Леопольд просит помощи. Проказники мыши исправили все ответы в решённых примерах. Он просит проверить и исправить ошибки .……….
- Кот Леопольд и мыши помирились, и обещали дружно жить. А мы будем
Работать дружно.
Слушать внимательно.
Говорить только, когда спрашивает учитель.
- Ребята, сейчас вам предстоит зарядка для ума. Посмотрите на картинки и скажите, что «лишнее» и почему.
(- один предмет прямоугольный, а другие круглые;
- мышь маленькая, а остальные животные большие;
- арбуз тяжёлый, а воздушные шарики лёгкие)
- А откуда вы знаете, что арбуз тяжелее шариков? (- Из жизненного опыта)
3. Изучение нового.
А)Знакомство с массой.
- Коту Леопольду его друзья прислали две посылки.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (цвет и размер – одинаковые)
– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение ??? или предположение???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.
- Быть может, мы это узнаем, когда возьмём их в руки? (2 ученика пробуют на вес)
- Что теперь вы можете о них сказать? (одна легче, другая тяжелее)
- Так чем же отличаются эти две коробки? (тяжесть, вес)
- А какое действие помогло нам определить, что одна из двух коробок тяжелее? (взвесили, попробовали на вес).
Молодцы. Вы определили тему нашего сегодняшнего урока:
(взвешивать предметы и сравнивать их массы).
- А ещё вы узнаете о единице веса.
Итак, мы выяснили, что предметы могут отличаться по тяжести, весу. В математике вес можно называть и по-другому: масса
Вес = масса
Б) Фк для глаз
В) Практическая работа.
-Теперь вы превращаетесь в юных исследователей. Перед вами разные предметы:
Знакомство с весами.
1) - Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
2) - Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов.
- И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).
3) - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
«весы» 
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.
- Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? (- Продавцы, аптекари, работники на складе. - Это не простые профессии, т.к. требуют от человека аккуратности, внимания, четкости, хорошего знания математики)-У кого родители используют весы? Для чего?
Г) Знакомство с единицей массы – килограммом.
А вы знаете, как древние люди взвешивали предметы? (варианты)
Раньше они пользовались различными мерками: камнями, яблоками и другими предметами. Представьте, если бы древний человек пришел в современный магазин и попросил бы взвесить ему риса массой в пять камней. Это было бы нормально? (нет)
А почему?
Более 200 лет назад люди придумали единую меру веса и назвали её килограмм.
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?
- Сокращенно это слово записывают « кг».
- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг (дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).
Килограмм
кг
Математика – наука, требующая точности и краткости и специально для неё это длинное слово сократили до кг, но называют его полностью.
Для определения массы различных предметов пользуются гирями, весом в 1, 2 и 5 кг.
Д) Физкультминутка
1. музыкальная
2. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
Е) задание на диске к учебнику - 1
Фк для глаз
Например, упражнение для глаз – "Раскрашивание". Предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
4. Закрепление знаний учащихся.
А) Работа по учебнику с. 36.
№1
– Что легче: арбуз или гиря (рисунок)? (арбуз)
– Почему так решили? (чаша весов с арбузом выше чаши весов с гирей)
– Как узнать массу пакета с мукой (рисунок)?
№ 2 (устно)
Б) РАБОТА В ТЕТРАДИ:
Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа в тетради на печатной основе № 2. С.
В) Игра «Твое мнение».
1. Можешь ли ты поднять предмет, масса которого 1кг, 2кг, 10кг,100кг?
2. Бывает ли арбуз массой 1кг, 2 кг, 10 кг, 50кг?
Г) Сколько килограммов весишь ты?
Взвешивание детей на напольных весах.
Рефлексия
- Какие новые слова узнали?
Мы узнали на уроке,
Что такое килограмм.Килограммы помогаютЧто угодно взвесить нам.Можем мы узнать, на сколькоТяжелее кит слона,Сколько весит кот мой Васька,Я и ты, он и она…
-Что вы научились сегодня делать?
-Вы хорошо работали на уроке?
-Вы узнали для себя что – то новое?
-Вам было интересно работать вместе?
-Теперь мы смело может открыть коробку!