Урок математики в 1-м классе по теме Величины. Масса. Килограмм.

Урок математики в 1-м классе по теме "Величины. Масса. Килограмм".
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели:
Учебные:
помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс.
Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.
Оборудование: учебник, листы открытий, компьютер, весы, коробки, полоски бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание – Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Сейчас начнем урок!
-У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
- У нас с вами предстоит огромная работа. (план работы)
II. Актуализация знаний.
- Но прежде, чем мы отправимся «открывать» новое, давайте все дружно закрепим то, что мы уже знаем.
Устный счет
1. Раздаю карточки
2. Засели домик (состав числа 9).
3.
· + 1 = 3                 
· – 2 = 6                 
· + 0 = 3
5 +
· = 6                 
· – 2 = 7                 4 –
· > 0
7 +
· = 8                 7 +
· = 9                 
· – 0 = 5
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
 За ними вдогонку двое бегут.
 Так сколько ж всего по дорожке лесной
 Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Еще один стащила киска. А сколько же осталось в миске? (2)
У Коли и Марины 4 мандарина. Из них у брата 3. А сколько у сестры? (1)

Арифметический диктант.
Записывают ответы на досках, а учитель на доске.
Первое слагаемое – 8, второе – 1. Чему равна сумма? (9)
Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 2. Чему равна разность? (8)
5 уменьшить на 3. (2)
1 увеличить на 3. (4)
Из 6 вычесть 6. (0)
На сколько 3 меньше 6? (На 3)
Чему равна разность чисел 9 и 4? (5) Чему равна сумма чисел 3 и 4? (7)
Проверка диктанта.
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания. (0, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9)
- Назовите самую маленькую цифру. (0)
- Назовите самую большую цифру. (9)
- Какие цифры пропущены? (1, 6)
- Настрой на работу отличный! Но нам сегодня еще понадобится ваше внимание, умение думать и работать дружно!
Работа в парах
– Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат полоски.
- Что мы можем про них сказать?
-Измерьте полоски.
- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
(Открывается «Величина» и «Длина» в схеме на доске)
- Почему? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).
- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)
- Какие еще меры длины вы знаете? (дециметр) (открывается на схеме)
III. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- А как измерить этот мешочек с рисом? (показываю мешочек)
- А как измерить яблоки? (Ответы детей).
- Как называется прибор, с помощью которого мы проверим это? (Весы)
- Весы бывают разные (слайд1)
Работа с учебником №1
- Почему одна чашечка опустилась вниз? (слайд2-6)
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса! (Открывается слово в теме урока и словарное слово) (Запаишем в лист открытий)!!!
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
-Цели
-Проблема
?! – Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?
(предположения).
- Давайте проверим ваши предположения .
№2
- Рассмотрите рисунок. Что видите? Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось?
Яб. – 5 кл. (Масса яблока равна массе 5 клубник)
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – клубника)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. ( в схеме открывается слово «масса», а в тему урока «Величина») !!!
№3
- Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же яблока, но уже в шоколадках.
Яб. – 2ш. (Масса яблока равна массе двух шоколадок)
- Какая мерка в этом случае? (ШОКОЛАДКА– мерка).
Получается, что яблоко одно и то же, значит 5 кл. – 2 ш., так?
Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки?
(Нет, мы измеряли разными мерками!)
- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.
3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.
(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)
- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)
- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).
- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)
- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?
- Сокращенно записывают - кг.
- Посмотрите на нашу тему. А слово «килограмм» можно добавить? (Да)
- Посмотрите, есть гири (слайд)
- Для некоторых весов гири не нужны, они сами показывают массу. (взвешивание)
-Где встречали гири?
№5
IV. Первичное закрепление.
-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, что узнали о массе? О килограмме?
Давайте прочитаем в листе открытий что узнали нового. !!!
- Вот как много мы сегодня с вами «открыли»! А как думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?
- Возьмите лист самооценки и отметьте как вы усвоили материал.
- Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.
(Возвращаемся к схеме)
- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
- Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» 1 в класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.
- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.
- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!
1. Когда гусь стоит на двух лапках, он весит 6 килограммов. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну лапку?
2. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм гвоздей?

Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают,
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!














13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315