Конспект урока .Речевой этикет :слова просьбы и благодарности,слова отвечающие на вопросыкто?,что?.Знаки препинания в конце предложения.


Тема « Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?», знаки препинания в конце предложения.
Цели: учить соблюдать правила этикета; формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?»; Развивать навык каллиграфического письма; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты .Познавательные: общеучебные – осуществление выбора языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; применение правила постановки знаков препинания в конце предложения; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть исполь-
зованы; моделирование звуковых схем слов.Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда
Ход урока.
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
2.Актуализация пройденного3.Вступительное слово учителя.
-Главный работник в речи – это слово. Речь каждого человека начинается с его первого слова. Кто знает, какое слово вы сказали первым? Назовите его.
- Вот видите, какие разные слова были у вас первыми. Сегодня нам предстоит разговор о словах.
4.Сообщение темы урока. Постановка целей.
-Итак посмотрите пожалуйста на доску
Эй!Дай мне быстро вон тот мяч
Маша дай мне пожалуйста ручку!
Спасибо большое.ты очень добра!
Давай мою тетрадь обратно
Светка!Возьми свой карандаш обратно
Зачеркните предложения которые не красиво использовать в нашей речи и объясните свой ответ
- Бывают ситуации, когда надо что-то попросить, за что-то извиниться, от чего-то отказаться. Какая же будет наша задача сегодняшнего урока? Задача урока – выяснить, как это сделать вежливо, стараясь не обидеть собеседника.
5.Работа по теме урока.
а) Работа по учебнику. слайд
- Рассмотрите первую картинку. Подумайте, как сказать другу, что вещь чужая и мальчик не может ее отдать?( Свободные высказывания детей)
- Рассмотрите вторую картинку. Какая ситуация изображена? ( Ответы детей) Проверьте себя, прочитав текст к рисунку.
- Кем из вас такое случалось? Как вы себя вели? Какое решение должен принять мальчик?
Работа по группам.
-« Озвучьте» эту картинку.. Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба или приглашение, чаще всего пытается выполнить просьбу или принять приглашение, а если по каким –то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надежные помощники в этом непростом деле.
Словарная работа «Доскажи словечко». слайд
Если словом или делом
Вам помог кто- либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: …..(спасибо)
- Откуда явилось это слово? В былые времена, когда хотели поблагодарить кого-то за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!» Со временем это словосочетание сократилось до слова « спасибо» Забывать это слово никогда не следует. Придумайте предложение со словом «спасибо»
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А .
Слайд упр.2
-Послушайте стихотворение «Вежливое слово».Какие слова выделены в тексте стихотворения? Когда их говорят? ( учебник )
- Прочитайте, как «покупал» билет каждый персонаж стихотворения. Кто вел себя у кассы комично? (медвежонок)
Слайд - Прочитайте его слова еще раз. В каких ситуациях обычно говорят эти слова?
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
-Будь вежлив с товарищами, не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расстовании.
Вывод по вопросам с объяснением уч-ся
-Как вежливо попросить, отказаться? Извиниться?
Работа по тетради
1.Упражнение «Дорисуй»
-Отгадайте загадку:
Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает?
( лисица)
- Что вы знаете о лисице? ( У лисицы очень острый слух. Она может услышать, как под снегом пищит мышка) 2.Упражнение «Чистописание».
-Назовите правильно буквы. Чем эти буквы похожи и чем они отличаются? Напишите красиво.
- Лисица приготовила для вас задание – выполните звуковой анализ слов.
На стр.18 рабочая тетрадь № 3
Упр.3- Что вы видите на картинках? ( Оружие, из которого стреляют – лук, пространство, покрытое травой и цветами – луг, животное – лиса, лес, тянущийся на много километров – леса) - Произнесите эти слова. Сделайте вывод. ( Звучат одинаково, следовательно, имеют одинаковую звуковую модель)
- Здесь кроется секрет русской орфографии, который вам еще предстоит раскрыть: глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквами, опираясь на произношение. А пока сказка – подарок лисицы за хорошую работу
3.Как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками.Но зато любили петь.
Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.
Но он все-таки был волшебник, причем очень добрый. И он решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как этот звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.
- Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям? Как они поблагодарили волшебника?
-упр.4 Вспомните , как пишутся словарные слова, которые вы выучили. Впишите пропущенные буквы. Проверьте себя. Запишите слова.
-Придумайте с каждым словарным словом предложение. (Самое интересное предложение можно записать в тетрадь под диктовку учителя)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
«Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
- На физминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы «кто? Что?».Услышав слово, отвечающее на вопрос «кто?», вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь к солнышку. А услышав слово, отвечающее на вопрос «что?», приседаете и вытягиваете руки вперед.
Слова: акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.
4.Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто?, что?
Упр.5.
- Прочитайте слова первого столбика. Задайте устно вопрос к каждому слову. Если вопрос задан верно, хлопните в ладоши один раз, а если неверно – два раза. Итак, если слово будет называть вещь, какой вопрос зададите? А если людей, животных7
-Запишите вопросы к словам первого столбика.
- Прочитайте слова второго столбика.
- Задайте к ним вопросы и запишите самостоятельно.
По окончании работы проводится самопроверка по записи на доске.(приготовить слайд с правильными ответами.)
-Решите задачу: задача не на сложение, а на правило уважения.
«Одна девочка жалуется маме:
-Во дворе один мальчишка такой невежа, зовет меня Танька!
- А ты его как зовешь?- спросила мама.
-А я его вообще никак не зову,- ответила Таня.-Я ему просто кричу:»Эй, ты1».
-Скажите, права ли Таня?
Запись на доске:
Не одежда красит человека, а его добрые дела. ( в тетрадь)
-Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Списывание предложения.
5.Итог урока.
- Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях.