РУССКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА


РУССКИЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ
И СОВРЕМЕННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Губернаторова Е.А.
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска
В последние десятилетия фольклор буквально ворвался в практику литературного чтения в начальной школе, активно используется в системе внеклассной работы. Все это, несомненно, вызывает оживленные дискуссии среди педагогов, методистов, авторов учебников, учителей.
Фольклор сопутствует развитию ребенка, являясь значимой частью детской субкультуры. На протяжении многих лет произведения устно-поэтического творчества применяются в практике обучения чтению и, как показывают школьные учебники, диссертационные исследования и многочисленные статьи по методике последних лет, не потеряли своей актуальности для современного начального образования. Напротив, открываются их новые образовательные возможности. Именно это направление и является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[9, 9]. В таких условиях очень важно обратиться к истории методики, всесторонне обосновать современные тенденции с точки зрения накопленного опыта.
Вопрос об использовании в практике начальной школы произведений русской народной обрядовой поэзии в качестве учебного материала не является новым. Еще в XIX в. К.Д. Ушинский в своей хрестоматии «Родное слово» [8]' использовал обрядовые тексты для отработки навыка чтения и ознакомления детей с традициями русской народной культуры: подблюдные песни, рождественские и новогодние колядки, заклички и некоторые другие. За редким исключением, русская народная обрядовая поэзия и заговорное творчество практически не используются в современной начальной школе как учебный материал по литературному чтению: представлены отдельные обрядовые тексты, но система учебной работы с ними отсутствует. При этом демонстрируются возможности широкого их использования во внеклассной работе (М.Ю. Новицкая) [4] '.
Обоснование целесообразности изучения произведений русской народной обрядовой поэзии в современной начальной школе требует от учителя знания специфики самой народной обрядовой культуры, а также четкого осознания решаемых учебных задач и методики работы с подобным учебным материалом. В науке принято делить обряды по назначению — на аграрные (календарные) и семейные (бытовые) [3, 1]. Аграрные праздники теснейшим образом связаны с народным календарем, который включает два цикла: цикл подготовки урожая — его основная функция заключалась в воздействии на плодородие земли и обеспечение будущего урожая (главными среди них были святочные, масленичные, троицко- семицкие и купальские обряды), и цикл уборки урожая (жнивный цикл). Семейно-бытовые обряды были связаны с кругом человеческой жизни и его основными циклами: родинно-крестинным, свадебным и похоронным. К аграрным и семейным обрядам примыкает заговорное.
Как может выглядеть процесс изучения народной обрядовой поэзии младшими школьниками? Покажем некоторые из возможных вариантов.
Введение в тему целесообразно начать с беседы или рассказа учителя о вере древних в то, что мир вокруг них, как им казалось, наполнен самыми разными духами. Все вокруг имеет своего хозяина: лес — лешего, вода — водяного и русалок, баня — банника, дом — домового и т.д. А поскольку во все это они верили, то жить в таком мире было бы страшно, если бы человек не придумал правила, как с этими божествами общаться, задабривать и, при необходимости, избегать. Например, «кормили» домового, переносили угольки (= домового) в новый дом, чтобы он помогал по хозяйству, хранил семью. Учитель сообщает, что такие действия называются обрядами, устанавливается, что с помощью обрядов человек пытался влиять на представителей далекого мира, что, по его мнению, помогало сохранить здоровье, приумножить скот, вырастить хороший урожай. Подводится итог, объясняются причины возникновения обрядов как результата наивного, ненаучного объяснения природных явлений, но для нас они интересны как художественное явление.
Еще более сложно познакомить учащихся с целым обрядовым циклом (святочным, масленичным, родинным, свадебным, похоронным и пр.), поскольку в этом случае устно-поэтическое творчество предстает взору младшего школьника как некая живая система, в которой нет ничего лишнего, а все взаимообусловлено. Конечно, нескольких эпизодических занятий здесь будет мало. С такой задачей могут справиться занятия кружка или другие формы дополнительного образования. В качестве примера можно наметить для такого кружка темы (с основным содержанием учебной работы), посвященные изучению произведений святочного цикла русской народной обрядовой поэзии [3, 10].
Тема 1 «Святые вечера — страшные вечера». (Христианские и мифологические традиции в русском фольклоре.) Занятие должно начаться со вступительной беседы или рассказа учителя. Святки в России связаны с традицией Русской православной церкви, которая предполагает почти непрерывный ряд праздничных дней — от Рождества Христова до Крещения, с 7 по 19 января. Праздник Рождества — большой и светлый, отмечается торжественным ночным богослужением. По окончании службы радостное праздничное настроение как бы выплескивалось за стены храмов — начиналось рождественское славление и хождение со звездой. Дети из бедных семей в течение Святок исполняли детские «славы», за которые получали небольшие подаяния: «Славите, славите, / Сами, люди, знаете. / Я славить не умею, / Просить много не смею. / Отпирайте сундучок, / Вынимайте пятачок, / Мне, Ивану, на чаек» [8, 90]. Древние дохристианские празднества, связанные с днями зимнего солнцеворота, совпали с православными Святками, как бы «спрятались» в них. (Можно это показать ученикам на «ленте времени», которую использует в своих учебниках Н.А. Чуракова.) Почтить предков, повлиять на возрождение «умершего» солнца, на будущее плодородие земли, на быт и судьбу людей — основная задача фольклорно-мифологических Святок [2, 58-83]. При их анализе замечается, что в момент праздника обыкновенные вещи и явления начинают «говорить» иным языком, «предсказывать» будущее. Например: «На Рождество небо звездисто — к урожаю на горох», «Хороший санный путь — урожай на гречку», «Если в Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи» и т.п.
Тема 2 «Как ходила Коляда по святым вечерам...». (Колядки, овсени и виноградия.) Кратко описывается обряд колядования, сообщается, что исполняется он ряжеными в животных (журавль, конь, коза, медведь), в бытовых и волшебных персонажей (старик, старуха, горбун, нищий, цыган, солдат, черт, кикимора, Баба-Яга). К приходу колядующих готовят деньги, съестное (колбасу, пироги) и специальное печенье «козульки» в виде домашних животных. Желательно, чтобы максимум информации школьники получили все-таки из текстов: «Не дари ты нас, хозяин, не рублем и не полтиной! / А если дашь пирога — полон двор живота! / Тебе триста коров, полтораста быков!» Для тех, кто ничего не подает, исполняется следующее: «Не подашь пирога, / Так и нет живота. / Хоть и есть, так не в честь: / Пусть дегтем же доят И смолою вам цедят!» [5,53,54). Так при анализе приведенной выше колядки дети могут наблюдать такие ее структурные особенности, как наличие зачина (1), основной части (2) и концовки (3). Концовка же носит заклинательный характер и обещает либо благополучие, либо его отсутствие, в зависимости от того,- будет ли сделано Коляде соответствующее приношение.
Тема 3 «Сею-вею, посеваю...». (Песни обряда посевания.) Кроме колядования на Святки обходили дома с обрядом посевания. Например, включая и соответствующую песню: «В первый день Рождества деревенский пастух отправляется по домам с мешком, наполненным рожью и овсом, за плечами. Он отворяет дверь, ведущую из сеней в избу, и обращается к хозяйке со словами: «Держи подол!» При этих словах хозяйка становится напротив него, держа подол фартука. Дальше пастух исполняет: «Сею, рассеваю / Овсом, рожью, / Милостей Божью! / На крутой творожок / Пастушку пирожок!» При первых же словах он бросает через порог три горсти зерен из мешка. Хозяйка должна подать пастуху пирожок, о котором он говорит. Если же пастух замечает у хозяйки нежелание, он, чтобы предупредить ее, говорит: «А не дашь пирога — я корову за рога!» [5, 87]. Учащиеся могут заметить, что обряд тоже приурочен к празднику Рождества, что текст описывает обрядовые слова и обрядовые действия, которые дополняют, поясняют друг друга; эти действия и слова носят чудесный характер, должны, вероятно, повлиять на достаток семьи, к которой пришел пастух (это усиливается троекратностью посеваний, поскольку 3 — число волшебное).
Тема 4 «Кому песню поем — тому сбудется...». (Песни подблюдных гаданий). С магией первого дня были связаны многочисленные святочные гадания [5, 119-141], при помощи которых люди надеялись предсказать свою судьбу в предстоящем году. Например, «Ночью ходили слушать за деревню на перекресток дорог. В какой стороне залает собака, туда и замуж идти» — гадание о человеческой судьбе, предсказателем которой оказывается собака. «Достоверность» гадания усиливается особым сочетанием пространственных (за пределами деревни, на перекрестке дорог, соединяющих с иномиром) и временных (Святки, ночь) характеристик. Но все же самыми поэтичными были подблюдные гадания, сопровождаемые короткими подблюдными песнями. Эти гадания начинались с песен, прославляющих хлеб, которые были обращены ко всем присутствующим и предвещали всеобщий достаток и процветание: «Еще ныне у нас / Страшные вечера... / Илею, илею! / Мы не песню поем, / Хлебу честь отдаем. / Илею, илею! / Кому эта песенка достанется, / Тому сбудется, не минуется. / Илею, илею! / Тому жить богато, / Ходить хорошо. / Илею, илею!» В это время или несколько ранее у всех гадающих брались маленькие вещицы (кольца, серьги, пуговицы, наперстки и т.д.) и складывались на большое блюдо, покрывались полотенцем. Далее пелись подблюдные песни, предвещающие те или иные повороты судьбы тому, чей предмет вынется с блюда (богатство, счастье, свадьба, разлука, бедность, болезнь, смерть и т.д.).Тема 5 «Русский святочный рассказ». Основная задача занятия — показать взаимосвязь христианских и фольклорных святочных традиций с художественной литературой. Возможности этой темы очень широки, и учитель сможет сам выбрать учебный материал и способы работы с ним, которые в наибольшей степени подойдут его ученикам, поскольку на настоящее время святочные рассказы достаточно исследованы [1], имеется немало доступных современному школьнику их публикаций [6, 6].
Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.
Таким образом, произведения святочного цикла русской народной обрядовой поэзии могут выступать в качестве универсального учебного материала, на примере которого целесообразно не только познакомить младших школьников с некоторыми народными традициями, но и успешно применять подобные тексты в системе литературного образования учащихся.
Литература
Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб., 1995.
Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989.
Никитченков А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе // Читать книгу: URL: http://knizh.ru/read.
Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям. М.,  1994. – 26 с.
Обрядовая поэзия / Сост. В. И. Жекулина, А.Н. Розов. М„ 1989.
Покажи мне звезду: Сб. совр. святочных рассказов. М., 2005.
Святочные рассказы. М.; СПб., 2002.
Ушинский К Д. Родное слово: Кн. для детей и родителей. М., 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf