Доклад на тему: Фольклорные традиции Хорезма


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Центр развития творчества детей и юношества имени В.М.Комарова»
ДОКЛАД
на тему: «Фольклорные традиции Хорезма»
(прочитано 20.10.15г на неделе хореографии)
Подготовила: педагог дополнительногообразования по хореографии
РАЙСОВА КАМШАТ СЕРИКБАЕВНА
Байконур,2015
Веками складывались традиции каракалпакского фольклора. Каждая историко-культурная область Каракалпакстана имела свои уникальные особенности, которые нашли своё отражение в музыкальном и танцевальном искусстве каракалпакского народа. Музыкальное искусство Хорезма имеет очень глубокие корни. В бронзовом веке на территории Хорезма жило население, исповедовавшее одну из самых древних религий – зороастризм. Некоторые обычаи и культурные традиции этой религии население современного Каракалпакстана сохранило до наших дней. Особенно это ощущается в культуре Хорезма, как известно, ставшего Родиной зороастризма.
Сегодня Хорезм славиться своими мастерами-песенниками – бахши. Здесь следует отметить, что бахши – мастера-сказители, существуют не только в Хорезме, они так же характерны и для культуры Туркмении. Это можно отнести за счет близости границ двух регионов, что, несомненно, повлекло за собой обмен культурными традициями. Кто такие эти бахши и чем они столь уникальны? Несомненно, этот вопрос возникает у многих гостей нашей республики. Бахши – это народные сказители, музыканты, певцы, поэты, создатели и хранители произведений народного эпоса - дастанов. Раньше бахши аккомпанировали себе сами, играя на известном восточном музыкальном инструменте – дутаре. Сегодня, часто можно услышать, как бахши поёт свои завораживающие душу песни в сопровождении ансамбля, состоящего из дутара, гиджака и буламана.
В основе хорезмского фольклора лежат сказания и легенды, так же истории любви, написанные такими великими поэтами как Алишер Навои и Джами. Часто бахши используют и авторские песни. Они могут просто их декламировать, или же протяжно напевать, что характерно для хорезмской школы сказителей, хорезмские бахши часто совмещают эти два вида песнопений. В отличие от многих регионов Узбекистана в Хорезме так же существуют женщины-сказительницы. Чаще всего они исполняют нежные задушевные песни, в основе которых лежит романтическая история.
Но Хорезм славится не только своими мастерами – сказителями. Особой популярностью пользуются хорезмские танцы. Они энергичные, зажигательные и очень темпераментные. В отличие от медлительных и спокойных танцев Бухары и Самарканда, хорезмские танцы изначально очень ритмичны, а под конец танца темп и вовсе становится неудержимым. Пожалуй, самым известным хорезмским танцем на сегодня является «лезги». Для этого танца характерны движения на полусогнутых ногах, тряска плечами и руками, на которых закреплены маленькие колокольчики.
Среди других известных танцев Хорезма является «танец на тарелке», когда танцовщица, не сходя с тарелки, выполняет все танцевальные движения, что невероятно сложно. Существует ещё и «танец сломанных пальцев». Он знаменит своей легендой. Говорят, одна из наложниц хана повредила пальцы рук. Но, чтобы не разгневать повелителя, и не опозорить его перед гостями, она вышла танцевать со сломанными пальцами. Никто не понял, что девушка пострадала, гости и хан посчитали это новым танцем. Теперь испокон веков хорезмийки танцуют «танец сломанных пальцев» в честь этой смелой девушки.