Методическая разработка по теме Кости нижних конечностей


ГОСУДАРСТВЕННО АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Тема: Использование знаний о строении и функциях костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Специальность: 31. 02.01 «Лечебное дело»
углубленной подготовки
2016

Рассмотрено на заседании ПЦМК
Протокол №__ «___» __2016г
Председатель ПЦМК ______
Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методической разработке дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме: «Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза».
Методическое пособие разработано для преподавателя и студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза». В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровья сберегающей технологии.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- анатомию и физиологию человека.
уметь:
Использовать знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний
П.К. 2.3. Выполнять лечебные вмешательства
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
П.К. 3.6.Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний.
Учебно-методический план занятия
Предмет: Анатомия и физиология человека
Тема: Использование знаний о строении костей нижхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Тип занятия: практическоеЦели занятия:
1.Образовательная:
- Формирование знаний о строение и месторасположение костей нижних конечностей;
- Формирование умений использовать знания о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
2. Развивающая:
- Развивать способности  использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
3. Воспитательная:
-Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии.
Методы обучения: Информационно-развивающий, репродуктивный
Междисциплинарная интеграция:
Анатомия и физиология человека
ПМ. 01 Диагностическая деятельность

Биология



ПМ. 02 Лечебная деятельность




ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

ПМ. 05 Медико-социальная деятельность
ПМ. 04 Профилактическая деятельность

Внутридисциплинарная интеграция
Использование знаний о строении костей верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы человека

Анатомия и физиология как науки. Понятие об органе и системах органов



Дидактическое пространство:
Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Кости тазового пояса; Кости свободных нижних конечностей
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачи.
Время и место проведения занятия:
90 минут, кабинет анатомии и физиологии человека.
Рекомендуемая литература:
Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Хронологическая карта занятия
№ Основные этапы знания время Методические указания
1. Организационный момент.
Приложение № 1.
Цель: Этап дисциплинирует и
настраивает студентов на учебнуюдеятельность. 2
минуты Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК1,4,5,6
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специальности. 2
минуты Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Актуализация опорных знаний:
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовленности к занятию студентов.
Письменный опрос с целью активизации внимания студентов. (Тестирование) Приложение №5 5 минут Индивидуальный контроль.
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы. Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе.
Приложение №2, 3,4 2 минуты Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция).
5. -Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК1,4,5,6 Приложение №2,3,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
-Изучение скелета нижних конечностей с использованием препаратов и муляжей костей.
-Характеристика суставов конечностей, сравнение нормального строения суставов с патологическим строением на предложенных рисунках, рентгеновских снимках.
-Рассмотрение рентгенограмм конечностей.
-Демонстрация типичных мест переломов костей конечностей.
2. Работа в альбоме (зарисовка костей верхних конечностей). Демонстрация презентации. ОК 5. 
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9 45 минут Индивидуально – групповая методика обучения.
Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий.
Вербальный метод:
Визуальный метод:
демонстрация
презентации и видеофильма.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний. Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения. Итоговый контроль по контрольным вопросам, ситуационным задачам. ОК 6. 30
минут Индивидуальный устный и письменный контроль
7. Подведение итогов 2
минуты Обобщающее слово преподавателя. Выставка оценок с комментарием
8. Домашнее задание:
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. стр. 140 - 146 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 119-126. Лекция.
Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости нижних конечностей; Составить таблицу описания суставов нижних конечностей. 2
минуты Вербальный контакт
всего 90минут Приложение №2
Методическая разработка к практическому занятию для студента
Тема: Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Цель: Обобщить знания и умения по данной теме изученные на предыдущих занятиях. Формировать умения использовать знания о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Оснащение занятий:
Скелет человека, муляжи костей.
Таблицы: Кости тазового пояса; Кости свободных нижних конечностей.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация.
4. Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные и морфофункциональные задачиквазипрофессиональной направленности.
Время занятия: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека
Приложение №3
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ Название этапа Описание работы деятельности Время
1 Организационный момент Студентам раздаются методические рекомендации для самостоятельной работы. Инструктаж преподавателя. 5 мин.
2 Самостоятельная работа студентов. - Самостоятельная работа студентов и самоконтроль. ОК.1, 4,5,6
Приложение №2,4
План:
1. Самостоятельная работа с раздаточным материалом, таблицами.
-Изучение скелета нижних конечностей с использованием препаратов и муляжей костей.
-Характеристика суставов нижних конечностей, сравнение нормального строения суставов с патологическим строением на предложенных рисунках, рентгеновских снимках.
-Рассмотрение рентгенограмм конечностей.
-Демонстрация типичных мест переломов костей конечностей.
2. Работа в альбоме (зарисовка костей нижних конечностей). Демонстрация презентации. ОК 5. 
3. Подготовка к индивидуальному ответу по контрольным вопросам. Выполнение заданий в тестовой форме.
Решение морфофункциональных и ситуационных задач.
П.К. 1.2.
ПК 3.1.
П.К. 3.3.
П.К. 3.6
Приложение №6,7, 8,9 40 мин.

Приложение№1
Методические рекомендации для преподавателя
Проверить оснащенность кабинета плакатами по строению и топографии сердца, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок.
Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путемфронтального опроса, решения тестовых заданий, морфофункциональныхи ситуационных задач и т.д.
3. Продемонстрировать на скелете общий план строения нижних конечностей, включая тазовый пояс и свободную нижнюю конечность. Свободная конечность состоит из трёх сегментов: проксимальный имеет одну кость – бедренную, средний – две кости (малую и большую берцовые) и дистальный – много костей стопы.
Затем продемонстрировать тазовый пояс, образованный двумя тазовыми костями, крестцом и копчиком. Показать части тазовой кости: подвздошную, седалищную и лобковую, вертлужную впадину, ушковидную и симфизиальную поверхности, запирательное отверстие, ости. Далее показать бедренную кость, её головку, шейку, большой и малый вертелы, тело, линии, гребни, мыщелки, межмыщелковую ямку, медиальный и латеральный надмыщелки. Отдельно выделить надколенник (надколенную чашечку) – самую крупную сесамовидную кость. Показать также кости голени: большеберцовую, малоберцовую, их эпифизы, диафизы, костные отростки – лодыжки и кости стопы: кости предплюсны, плюсны, фаланги пальцев. После этого продемонстрируйте соединения костей тазового пояса: крестцово-подвздошный сустав, лобковый симфиз. Таз в целом, половые особенности таза, а также соединения костей свободной нижней конечности: тазобедренный, коленный, голеностопный суставы. В заключении показать твёрдую основу стопы, её продольные (пять) и поперечные своды, обращённые выпуклостью вверх.
Дать задание для самостоятельной работы и на самоконтроль (самопроверку).
4. Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам, кроссвордам (поусмотрению преподавателя).
5. Подведение итогов занятия, оценка достижения поставленнойцели и задание на дом.
Приложение №4
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Задание 1.
Используя скелет человека, костные препараты, муляжи, планшеты, плакаты, учебники Анатомия и физиология человека, Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. Стр.235-255 , Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии изучите строение тазовой кости, бедренной кости, костей голени и стопы. Рассмотрите положение тазовой кости на целом скелете и найдите её три части, которые до 16 лет представлены отдельными костями: подвздошной, лобковой и седалищной. Тела всех трёх костей образуют на наружной поверхности тазовой кости вертлужную впадину для сочленения с головкой бедренной кости. На подвздошной кости выделите тело и крыло, заканчивающееся гребнем. На крыле спереди и сзади найдите по два выступа – ости, на внутренней поверхности крыла – подвздошную ямку, на наружной (ягодичной) – три шероховатые линии, на задней утолщенной части крыла – ушковидную суставную поверхность для сочленения с крестцом. На седалищной кости выделите тело и ветвь, заканчивающуюся в нижнем отделе утолщением – седалищным бугром. На заднем крае тела найдите выступ – седалищную ость, большую и малую седалищные вырезки. На лобковой кости рассмотрите тело и две ветви: верхнюю и нижнюю, которые вместе с ветвью седалищной кости ограничивают запирательное отверстии.
Далее перейдите к рассмотрению скелета свободной нижней конечности. На бедренной кости найдите ее головку, сочленяющуюся с вертлужной впадиной, шейку; вверху и латерально - большой, медиально и сзади - малый вертелы, соединенные спереди межвертельной линией, сзади - одноименным гребнем. На цилиндрическом теле найдите шероховатую линию, делящуюся на медиальную и латеральную губы, которые книзу расходятся, ограничивая подколенную поверхность. На нижнем эпифизе определите медиальный (больший) и латеральный (меньший) мыщелки, соединяющиеся с одноименными суставными поверхностями мыщелков большеберцовой кости, а также надмыщелки, надколенниковую поверхность спереди и межмыщелковую ямку сзади. Рассматривая надколенник, выделите в нем основание надколенника, направленное кверху, обращенную вниз верхушку и заднюю суставную поверхность для сочленения с бедренной костью. На большеберцовой кости найдите медиальный и латеральный мыщелки с суставными поверхностями, межмыщелковое возвышение. Ниже латерального мыщелка определите малоберцовую суставную поверхность для сочленения с головкой одноименной кости, а спереди - бугристость большебёрцовой кости для прикрепления сухожилия четырехглавой мышцы бедра. Прощупайте каждый у себя эту бугристость ниже надколенника, а еще ниже - острый передний край трехгранного тела большеберцовой кости. На дистальном эпифизе большеберцовой кости найдите нижнюю суставную поверхность для сочленения с таранной костью» малоберцовую вырезку для соединения с одноименной костью и медиальную лодыжку с суставной поверхностью на ее латеральной стороне. На малоберцовой кости определите головку, ее суставную поверхность для сочленения с большеберцовой костью, шейку, трехгранное тело, латеральную лодыжку, снабженную суставной поверхностью для соединения с таранной костью. Прощупайте каждый у себя обе лодыжки: медиальную и латеральную, которые отчетливо выступают под кожей и часто подвергаются переломам.После этого рассмотрите скелет стопы с учетом ее функции передвижения и опоры. Обратите внимание на приподнятость костей медиального края предплюсны по сравнению с латеральным краем, на своры стопы, обращенные выпуклостью кверху, на опору стопы на три точки: сзади - бугор пяточной кости, спереди - головки I и V плюсневых костей. Найдите в предплюсне 7 губчатых костей, расположенных в два ряда: в проксимальном - таранную и пяточную, в дистальном - ладьевидную, кубовидную и 3 клиновидные. Самая большая из костей предплюсны, - это пяточная кость. Затем рассмотрите плюсневые кости, включающие 5 коротких трубчатых костей, и кости пальцев стопы, состоящие из трех фаланг: проксимальной, средней и дистальной, за исключением большого пальца стопы, имеющего две фаланги.
Задание 2.
Пользуясь скелетом человека, муляжами, отдельными костными препаратами и рекомендованной литературой, изучите соединения костей тазового пояса и свободной нижней конечности. Обратите внимание на то, что кости тазового пояса прочно соединены между собой спереди при помощи лобкового симфиза, а сзади - двумя малоподвижными крестцово- подвздошными суставами и многочисленными связками. Изучите таз как целое, рассмотрите его стенки, два отдела: верхний - большой таз и нижний - малый таз, отделенные друг от друга пограничной линией, образованной мысом крестца, дугообразной линией подвздошных костей, гребнями лобковых костей и верхними краями лобкового симфиза. На костных Препаратах мужского и женского таза изучите половые особенности таза и научитесь отличать женский таз от мужского по следующим признакам, представленным в таблице.
Половые особенности таза
Отличительные признаки таза
Женщины Мужчины
Общий вид таза
Широкий и короткий Узкий и высокий
Расположение крыльев подвздошной кости
Более горизонтальноеБолее вертикальноеКрестец
Короткий и широкий Узкий и длинный
Подлобковый угол
90-100 градусов 70-75 градусов
Форма полости малого таза
Цилиндрическая Конусообразная
Форма входа в малый таз
Округлая «Карточное сердце» из-за большого выстояния вперёд мыса
Затем рассмотрите многоосный шаровидный (чашеобразный) тазобедренный сустав, образованный головкой бедра и вертлужной впадиной тазовой кости с хрящевым валиком - вертлужной губой. Обратите внимание на наличие мощного связочного аппарата вокруг капсулы этого сустава и небольшой круглой связки головки бедренной кости внутри сустава 9по ней проходят сосуды и нервы к головке). Движения в тазобедренном суставе (проверьте себя) проходят вокруг трёх осей (фронтальной, сагиттальной, вертикальной), но объем движений несколько меньше, чем в плечевом суставе. Далее изучите сложный комплексный мыщелковый коленный сустав, образованный суставными поверхностями трех костей: мыщелков бедренной и большеберцовой костей и надколенника. Обратите внимание на наличие внутри сустава хрящевых прокладок: латерального и медиального менисков, передней и задней крестообразных связок, а вокруг сустава - синовиальных сумок (расположенных между сухожилиями мышц в местах их прикрепления к костям). Убедитесь на себе, что движения в коленном составе возможны вокруг двух осей: вокруг фронтальной - сгибание и разгибание, вокруг вертикальной - вращение (только при согнутом положении голени в этом суставе). При рассмотрении соединений костей голени между собой отметьте, что они соединяются друг с другом вверху плоским малоподвижным межберцовым суставом, в середине - межкостной перепонкой голени, внизу межберцовым синдесмозом (связками). В этот синдесмоз часто впячивается синовиальная мембрана голеностопного сустава. В таких случаях он является нижним межберцовым суставом. Почти полное отсутствие движений между большеберцовой и малоберцовой костями связано с опорной функцией голени и участием малоберцовой кости в образовании голеностопного сустава. После этого изучите сложный
одноосный блоковидный голеностопный сустав, образованный суставными поверхностями обеих костей голени и таранной кости. В суставе возможны (проверьте на себе) подошвенное сгибание и разгибание вокруг фронтальной оси в пределах 60-70°. Кроме того, при подошвенном сгибании возможны небольшие боковые движения. Рассматривая суставы стопы, отметьте, что они, как правило, плоские, малоподвижные, укрепленные связками, за исключением плюснефаланговых и межфаланговых суставов. Последние по своему строению и движениям соответствуют аналогичным суставам кисти.
Задание 3
Рассмотрите рентгенограммы нижних конечностей. Определите, какие кости на них изображены.
Задание 4
Продемонстрируйте на скелете типичные места переломов костей конечностей.
Запомните типичные места переломов костей:
бедра - в области шейки;
костей голени - в области медиальной и латеральной лодыжек.
При травме коленного сустава очень часто повреждается медиальный мениск.
Задание 5
Зарисуйте в альбомы внешний вид тазовой, бедренной, большой и малой берцовых костей. Работу по зарисовке в альбомы внешнего вида костей можно закончить дома.
Задание 6
Проверьте по тестам, терминологическому диктанту, ситуационным и морфофункциональным задачам насколько прочно Вы усвоили знания.
Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы и к тестовому контролю.
Приложение №5
Задания для входного контроля
Используя знания о строении опорно - двигательного аппарата ответьте на вопросы теста.
Найдите один верный ответ:
1) Тазовые кости относятся к:
А. коротким
Б. губчатым
В. трубчатым
Г. плоским
2) Изгибов в позвоночнике:
А. 6
Б. 3
В. 5
Г. 4
3) Подвижная кость в черепе:
А. верхняя челюсть
Б. решетчатая
В. нижняя челюсть
Г. Лобная
4) Выберите непарную кость мозгового отдела черепа:
А. скуловая
Б. теменная
В. височная
Г. затылочная
5) Выберите части кисти:
А. голень
Б. предплюсна
В. плюсна
Г. пястье6) Выберите кость предплечья:
А. малая берцовая
Б. лучевая
В. бедро
Г. большая берцовая
7) Выберите трубчатую кость:
А. фаланги пальцев
Б. плечо
В. тазовые кости
Г. позвонки
8) Болезненные изменения стоп вызваны:
А. неврозом.
Б. плоскостопием
В. сколиозом
Г. остеохондрозом
9) Позвоночник образован:
А. позвонками
Б. длинными костями
В. плоскими костями
Г. длинными и плоскими костями
10) Кости снаружи покрыты:
А. хрящами
Б. надкостницей
В. кожей
Г. мышцами

Приложение №5
Эталоны ответов для задания входного контроля
1 Г
2 Г
3 В
4 Г
5 Г
6 Б
7 Б
8 Б
9 А
10 Б

Приложение №6
Контрольные вопросы
Тема: Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Опишите строение таза.
Охарактеризуйте половые отличия таза.
Опишите строение бедренной кости.
Опишите строение и расположение костей голени.
Опишите строение стопы.
Охарактеризуйте строение и функции тазобедренного сустава.
Охарактеризуйте строение и функции коленного сустава.
Опишите строение голеностопного сустава.
Приложение №7
Тема: Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Морфофункциональные и ситуационные задачи квазипрофессиональной направленности
Текст задания: Уважаемые студенты, найдите решение ситуационной задачи с использованием знаний анатомии и физиологии человека для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Задача №1
Больная М.,23 лет, упала дома со стремянки. Почувствовала резкую боль в правом коленном суставе, сустав резко "опух". При осмотре: правый коленный сустав резко увеличен в объеме, в полости сустава определяется выпот (симптом "баллотирования" надколенника положительный). При пальпации болезненность по внутренней поверхности коленного сустава. Больная полностью разгибает сустав, сгибание возможно до угла 150 градусов, но вызывает усиление боли. Правая голень при исследовании стабильности сустава отводится от анатомической оси конечности на 20 градусов, левая - на 5 градусов. При отведении правой голени возникает резкая боль.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ей оказать?
Задача №2
Женщина подвернула левую стопу внутрь. В результате этой травмы появились сильные боли в области голеностопного сустава. Беспокоят боли в области наружной лодыжки при ходьбе. Пострадавшая не может твердо наступить на больную ногу. При осмотре левого голеностопного сустава область наружной лодыжки отечна, болезненна при пальпации. Движения в голеностопном суставе ограничены и болезненны.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ей оказать?
Задача №3
Больной 23 лет обратился в хирургический кабинет поликлиники с жалобами на боли в правом коленном суставе, периодически наступающее "заклинивание" сустава. Болен около двух лет, когда получил травму сустава при игре в футбол. К врачу не обращался, лечился домашними средствами (растирания, компрессы). Периодически носил наколенник. За четыре дня до обращения, выходя из автомашины, подвернул ногу, вновь почувствовал боль в коленном суставе, не мог разогнуть ногу, затем при каком-то движении "сустав встал на место''.
При осмотре: коленный сустав фиксирован наколенником. По снятии наколенника отмечается сглаженность контуров сустава, атрофия мышц правого бедра. В полости сустава определяется небольшой выпот (надколенник " баллотирует").
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Задача №4
Сержант, упав с танка, получила закрытый перелом костей таза с нарушением целости тазового кольца. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 в 1 мин, кожные покровы бледные.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Задача №5
Мужчина 80 лет оступился и упал на левый бок. Ударился областью большого вертела. Появились сильные боли в паховой области. Пострадавший доставлен в травматологическое отделение больницы. При осмотре больного в горизонтальном положении правая нога ротирована кнаружи. Самостоятельно поставить стопу вертикально не может. Попытка сделать это с посторонней помощью приводит к появлению сильной боли в тазобедренном суставе. Больной не может поднять выпрямленную в коленном суставе ногу, вместо этого он сгибает ее, и нога скользит пяткой по постели (симптом «прилипшей пятки»). Постукивание по пятке и по большому вертелу болезненно.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Какую первую медицинскую помощь необходимо ему оказать?
Задача №6
Ситуационная задача: Женщина - пенсионерка, 67 лет, спускаясь по ступенькам лестницы , оступилась и упала на область большого вертела правой бедренной кости. Сразу же на носилках была доставлена в расположенную рядом больницу. При осмотре дежурным врачом в приемном отделении больная отмечает боль в области правого тазобедренного сустава, нога, ротирована (повернута) кнаружи, укорочена. Больная не может поднять вытянутую ногу (симптом прилипшей пятки), пассивные движения в тазобедренном – суставе, резко болезненны и ограничены, отмечаются отек и гематома в области тазобедренного сустава.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Задача №7
Ситуационная задача: Студент института физической культуры, 22 года, во время выполнения прыжков в длину резко подвернул кнаружи правую голень при согнутом коленном суставе. Вскоре после этого появились: локализованная боль по линии суставной щели с медиальной стороны, резкое ограничение движений в правом коленном суставе, особенно разгибания, наличие гемартроза (кровоизлияния в сустав). На следующий день наступила блокада коленного сустава в вынужденном фиксированном положении под углом 140-160°.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
Задача №8
Ситуационная задача: Рабочий-паркетчик, 35 лет, со стажем работы 10 лет, выполняет свою работу в основном на коленях. В течение последних 2 лет отмечает в области коленной чашечки (надколенника) слева округлую ограниченную припухлость, мягкой консистенции. Кожа над ней подвижна, не изменена. Функция конечностей не нарушена. Однако в последние 3 дня припухлость заметно увеличилась, стала болезненной, флюктуирующей из-за скопления жидкости.
Задание:
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

Приложение №7
Тема: Использование знаний о строении костей верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Ответы на морфофункциональные и ситуационные задачи:
Задача №1
Эталон ответа:
Повреждение большеберцовой коллатеральной (внутренней боковой) связки правого коленного сустава. Гемартроз.
Иммобилизация шиной от нижней трети голени до в/з бедра.
Задача №2
Эталон ответа:
Перелом наружной лодыжки левого голеностопного сустава. Данное повреждение следует дифференцировать с повреждением связочного аппарата, разрывом дистального межберцового синдесмоза, ушибом голеностопного сустава.
2. Иммобилизация путем наложения гипсовой повязки типа «сапожек», стопу установить под прямым углом к голени. Госпитализировать.
Задача №3
Эталон ответа:
Повреждение внутреннего мениска правого коленного сустава. Синовит.
Задача №4
Эталон ответа:
Травматический шок.
Вынос на носилках в положении лягушки.
Задача №5
Эталон ответа:
1. Перелом шейки левой бедренной кости.
2. Первая помощь: вынос в положении лежа на носилках. 

Задача №6
Эталон ответа:
1. У женщины-пенсионерки по механизму травмы, вероятно имеется закрытый медиальный перелом шейки правой бедренной кости со смещением отломков. Особенность этого перелома заключается в том, что нарушение кровоснабжения головки приводит к ее некрозу.

Задача №7
Эталон ответа:
1. По механизму травмы и клинической картине следует предположить повреждение медиального мениска правого коленного сустава. По статистике медиальный мениск повреждается в 8-10 раз чаще латерального мениска. Наиболее характерным для повреждения медиального мениска является так называемая блокада коленного сустава, вызванная ущемлением оторванной части или всего мениска между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой кости. Для уточнения диагноза следует назначить артропневмографию и артроскопию правого коленного сустава.

Задача №8
Эталон ответа:
1. У больного, по всей вероятности, имеется бурсит, т.е. воспалительное заболевание одной из слизистых сумок левого коленного сустава. Это заболевание чаще всего возникает у лиц, длительное время стоящих на коленях. При этом поражается сумка (бурса), расположенная между надколенником и кожей (препателлярный бурсит, или "колено домохозяйки"). Длительно текущий хронический бурсит может обостряться и приводить к образованию изолированной кистозной полости, заполненной жидкостью и называемой гигромой.
Приложение №8
Критерии оценки
При оценке практического задания используются следующие критерии оценки результата:
-Определено правильное решение предложенных ситуационных задач. Да/Нет
-Самостоятельное формулирование выводов с верным анатомо-физиологическим обоснованием. Да/Нет
- Выполнены все задания в полном объёме. Да/Нет
- Применены знаний анатомии и физиологии человека при решении задач. Да/Нет
- Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний.Да/Нет
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ОПОР Соблюдение профессионального стандарта при проведении дифференциальной диагностики неотложных состояний
Система оценивания применяется дихотомическая, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному – показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 -100 5 отлично
80 - 89 4 хорошо
70 -79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
Приложение №9
Задание на дом к следующему занятию
Тема: Использование знаний о строении костей верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. стр. 140 - 146 Анатомия и физиология человека, Н.И. Федюкович стр. 119-126. Лекция.
Подготовится к практическому занятию; Зарисовать кости нижних конечностей; Составить таблицу описания суставов нижних конечностей.