Урок биологии «Пищеварение в ротовой полости»




Тема урока «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока: комбинированный
Цели (УУД).
Образовательные: познакомить с органами ротовой полости, раскрыть значение зубов и слюнных желез в процессе пищеварения; познакомить с деятельностью ферментов; познакомить с рефлекторной регуляцией процесса пищеварения.
Регулятивные: закрепить умения работать с учебной и дополнительной литературой, наглядными пособиями; формировать навыки экспериментальной работы; выделять главное и существенное и формировать монологическую речь.
Коммуникативные: умение работать в группах, формирую культуру общения
Личностные: раскрыть основы гигиены ротовой полости и питания.

Оборудование: учебник, дополнительная литература, интерактивная доска, ноутбук, диск Виртуальная школа «Кирилл и Мифодий», кусочки накрахмаленного бинта, ватные палочки, йодный раствор.

Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Мозговой штурм (питательные вещества, пищеварение, питание, этапы пищеварения, ферменты)
Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы
Считается, что здоровые зубы – это не только красивая улыбка, но и здоровый желудок.
Это выражения вы должны на этом уроке подтвердить или опровергнуть.
2. Постановка целей урока обучающимися, для этого используется прием «верное» или «неверное» утверждение
Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно.


Утверждение
До изучения материала
(предположения)
После изучения материала
(ответы)

1.
В ротовой полости пища только измельчается



2.
Зуб – это вырост челюсти



3.
Вкус пищи нельзя распознать без участия слюнных желез и языка



4.
Пищу можно проглотить стоя на голове



Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему.
У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле?
В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.

3. Работа в группах
1 группа – Строение и функции ротовой полости
2 группа – Зубы человека, их строение и значение
3 группа – Изменение пищи в ротовой полости.
4 группа – Глотание и движение пищи к желудку
Группы работают с учебником, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, диск Виртуальная школа « Кирилл и Мифодий»

4. Защита работы групп. Все слушают, делают записи в тетрадях, задают вопросы.
5. Физкультурная минутка
На расслабление глаз. Движение по восьмерке.
На раскрепощение мышц тела.
Зарядка у нас будет проходить следующим образом: я вам называю утверждение, вы если согласны со мной, то на счет 1,2,3,4 опускаете поочередно голову то вперед, то назад, а если не согласны, то на такой же счет наклоняете голову вправо, влево:
Пищевые продукты состоят из питательных веществ.
Белки – основной источник энергии для организма.
Теперь то же самое, но наклоняем туловище:
Жиры могут быть только животного происхождения.
Углеводов содержится больше в пище растительного происхождения.

6. Выполнение лабораторной работы «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» (работа в парах)

IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с тренажером Виртуальной школы «Кирилл и Мифодий» на интерактивной доске.
2. Учитель: В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Кто проповедует сыроедение, кто – раздельное питание. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему обработке пище и состоянию ротовой полости придается такое важное значение?
Ученик: Механическая обработка пищи с помощью зубов обеспечивает уменьшение ее частиц, благодаря этому она легче переваривается. Это облегчает работу всем органам пищеварительной системы и желудку в первую очередь, сохраняя их нормальную работоспособность. У людей, которые плохо пережевывают пищу, или у которых отсутствуют некоторые зубы, частицы пищи остаются большими, и они взваливают дополнительную нагрузку на желудок, с которой он может не справиться. Это часто приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Вот почему плантаторы не брали рабов без зубов, они не хотели тратить свои деньги на их лечение, а больной будет плохо работать.
Учитель: Зубы выполняют сложную работу, поэтому они могут портиться и разрушаться, если не ухаживать за ними правильно. Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту. Эти микробы попадают в трещины зубов и вызывают их воспаление. Чтоб этого избежать вы должны помнить важные правила ухода за зубами и ротовой полостью, которые вы составите дома.

3. Рефлексия.
А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы
Выводы: - По каким вопросам ваше мнение совпало? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание Стр. 174-179 Составить памятки по уходу за зубами.