Пищеварение в ротовой полости.


Тема урока : «Пищеварение в ротовой полости»
Цели урока:
Образовательная: раскрыть процесс пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них.
Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.
1. Организационный момент. (1мин)
2. Актуализация. (12мин)
Напомните название темы, с которой мы начали знакомство на прошлом уроке.
Я вам предлагаю ряд заданий, по результатам выполнения которых мы определим качество подготовленного вами домашнего задания.
а) Определить какие вещества образуются в результате переваривания.
Зашифруйте. (1мин)
1. Белки А) глицерин
2. Жиры Б) жирные кислоты
3. Углеводы В) аминокислоты
Г) Глюкоза
1-В, 2-Б,А; 3-Г
б). Решите, какое слово отсутствует в перечне отделов пищеварительной трубки, найдите ему место в предложенной цепочки слов: (1мин) глотка
Ротовая полость --- пищевод--- желудок--- кишечник--- анальное отверстие
в). Найдите ошибку: (1мин)
Рот --- глотка --- трахея --- пищевод --- желудок --- тонкая кишка --- толстая кишка --- анальное отверстие.г). "Третий лишний" (3мин)
1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
2. Питательные вещества: белки, жиры, сыр, углеводы и минеральные соли
3. К продуктам животного происхождения относят: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
4. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
5. Функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.
д). «Горячий стул». (4мин)
объяснить с помощью ассоциации данное слово, но не называть его вслух, а участник на стуле должен его угадать:
зубы, язык, зубная щетка, слюна
3. Постановка проблемы (2мин)
Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Предположите на чем основывалось доказательство вины человека?
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ивана Петровича Павлова "Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!"
- Как вы думаете, почему Павлов именно так говорил о слюне?
На этот вопрос вы мне более подробно ответите в конце нашего урока.
Но прежде чем продолжить нашу работу, давайте поработаем немного над мышцами своего лица.
Физминутка (2мин).
4. Открытие нового знания (4 мин)
А сейчас я вам предлагаю взять кусочек хлеба и положить его в рот. Подержите его несколько секунд во рту. Теперь пожуйте.
- Что происходит с хлебом в ротовой полости? Изменяется ли он? Каким становится?
- Что помогает нам в переработке пищи? (зубы и язык)
- А для чего нужна слюна?
Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок. Самые крупные из них это: околоушные, подъязычные, подчелюстные. За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. Слюна состоит из 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. Соли щелочных металлов нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня.
Итак, хлеб в ротовой полости превратился в пищевой комок, при участии зубов, языка и стал склизким благодаря белку муцину, входящему в состав слюны.
- Какой вкус вы ощутили при жевании хлеба? (сладковатый) Почему?
Вывод: в состав хлеба входят углеводы, которые расщепились в ротовой полости до глюкозы
В слюне находятся ферменты амилаза и лизоцим. Именно амилаза расщепляет крахмал до глюкозы, а лизоцим - обеззараживает пищу. Т.о., слюна участвует в процессе пищеварения.
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.
-Что еще мы можем узнать сегодня на уроке?
5. Лабораторная работа. (15-20мин)
Разбейтесь на группы по цвету стикеров у вас за спиной.
6. Подведение итогов. (4мин)
Заслушать выводы по лабораторной работе.
- Какие условия необходимы для того, чтобы работали ферменты слюны? (тепло, наличие крахмала).
- Можно ли есть "наспех"? Почему? К чему с вашей точки зрения может привести такое употребление пищи?
- Так почему же Павлов высказался о слюне: "Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!"
7. Оценивание.
Запишите количество "зубиков", которые вы сегодня заработали на уроке.
8. Домашнее задание.
а) п. 31, с.165 практические задания.
б) За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.
в) рекламный ролик
Сохранение зубов.
Влияние химических веществ на зубы.
Гигиена ротовой полости.

Лабораторная работа
Тема: "Действие слюны на крахмал"
Цель: изучить условия расщепления крахмала ферментами слюны.
Оборудование: кусочки накрахмаленного бинта, ватные палочки, чашки с йодной водой, чашки с чистой водой, лед.
Инструктивная карточка.
1.Накрахмаленный кусочек бинта смочите в йодной воде. Кусочек бинта посинел, это значит, что здесь есть крахмал.
2. Ватную палочку смочите хорошо слюной во рту. Возьмите 2 накрахмаленных кусочка бинта и на каждом из них напишите ватной палочкой, смоченной слюной, любую букву или нарисуйте любой знак. В случае необходимости смочите слюной ватную палочку несколько раз.
3. Один кусочек бинта положите на лед, второй зажмите на 1-2 минуты между двумя ладонями.
4. Через 1-2 минуты оба кусочка смочите в йодной воде. Что наблюдаете? Сделайте выводы и запишите их в тетрадь.
5. Возьмите чистую ватную палочку, смочите ее водой и напишите букву (знак) на накрахмаленном кусочке бинта. Зажмите на 2 минуты между двумя ладонями, а потом обработайте йодной водой. Что наблюдаете?
6. Сделайте общий вывод об условиях действия ферментов слюны.
Подсказка: для подведения общего вывода ответьте на вопросы:
- Есть ли в слюне ферменты, расщепляющие крахмал?
- Какие условия необходимы для работы ферментов слюны?
Справочный материал:
В состав слюны входит вода, неорганические и органические вещества. Органические вещества: белок муцин, который обволакивает пищу и делает ее склизкой; фермент мальтаза, расщепляющий крахмал до глюкозы; лизоцим - обеззараживает пищу. Ферменты слюны расщепляют только углеводы, активны в щелочной среде при температуре 360 - 370 С (т.е. температура тела человека)
.