Обобщающий урок по химии Классы неорганических соединений


Урок обобщение « Классы неорганических соединений»
Проводится в 8 классе
Цели: 
Развивающие: развить экспериментальное исследование и творческие навыки. Мышление, интерес к химии, навыки составления уравнений реакции.
Обучающие: систематизировать и расширить знания учащихся по теме; применить на практике знания и умения.
Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента ( правила работы в химическом кабинете), самостоятельность , трудолюбие.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование и химические реактивы: NaOH, H2SO4, HCl, AgNO3 лакмус, фенолфталеин, пробирки,
                                                Х О Д        У Р О К А
Организационный момент.
Обобщение знаний.
Сегодня мы побываем в удивительном царстве государстве -  «ГОСУДАРСТВО  ВЕЩЕСТВ». Много в ней  тайн и загадок. Открыли эту страну давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает.  Эту страну населяют множество маленьких существ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности и обычаи. В этой стране живут вещества простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но  все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Но с недавних пор дорогу в эту страну преграждает злой дракон ( слайд 2) и познакомиться с каждой семьей государства мы сможем лишь отрубив дракону голову. Голова с плеч дракона упадет если мы угадаем загадку
Загадка 1
 Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества? ( оксиды)
Молодцы ( слайд 3)
Загадку отгадали.
Что такое ОКСИДЫ. Дайте определение ( слайд 4)
Рассмотрим классификацию оксидов. ( слайд 5)
Хорошо. Мы познакомились с жителями государства - Оксидами. Но нам надо освободить и других жителей.
Загадка 2
Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. с фиолетового на красный. (кислоты)
( С помощью лакмуса и кислоты показывается опыт1. Определение кислот)
Отгадали МОЛОДЦЫ! Вторая голова дракона полетела с плеч.( слайд6)
Дайте определение, что такое КИСЛОТЫ ( слайд 7)
Классифицируйте их; по силе, по основности, по содержанию кислорода ( слайд 8)
Мы познакомились и с жителями данного государства.
А кто ожидает помощи от нас дальше?
Загадка 3
«В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?» ( щелочи )
( Опыт2. Определение щелочей: фенолфталеин , NaOH пробирка)
Мы справились и с третьей головой дракона. (слайд 9)
Что такое основание? Щелочи? ( слайд 10)
Классифицируйте их. ( слайд 11)
Осталась последняя голова. Мы и с ней справимся.( слайд 12)
Загадка 4
Хлориды и нитраты,Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс... ( соли)
Определение . Что такое Соли. ( слайд 13)
Классифицируйте соли. ( слайд 14)
Молодцы теперь мы познакомились со всеми жителями царства « Государства веществ»
Они любят ходить друг к другу в гости и нас с вами приглашают. ( слайд 15)
1.Составляем генетические ряды
S SO2 SO3 H2SO4
CaSO4
Ca CaO Ca(OH)2
2.Запишите соответствующие уравнения реакций
3.Свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
Демонстрируем некоторые опыты: в) гидроксид натрия + соляная кислота + фенолфталеин, г) качественная реакция на распознание иона хлора
Допишите реакции.
а) Натрий + кислород
б) Оксид натрия + вода
в) Гидроксид натрия + соляная кислота
г) Хлорид натрия + нитрат серебра
д) оксид фосфора(V) + вода
е) Оксид натрия + оксид фосфора(V)
На этом знакомство с жителями царства « Государства Веществ» подходит к концу и нам надо возвращаться домой.
Сейчас вы сделаете небольшое задание , чтобы получить пропуск домой.
Тесты « Классы неорганической химии»
А 1. Группа формул веществ, включающая формулы основания, кислоты, соли и кислотного оксида.
1) CuO, Zn(OH)2, AlCl3, K2S 3) SO2, H2SO4, NaCl , CuO
2) Cu(OH)2, HCl, NaNO3, SO3 4) Zn(OH)2 , HCl, K2S, Na2O
А 2. Формула сульфата натрия:
1) Na2SO4 3) Na2S
2) Na2SO3 4) Na2 Si O3
А 3. Изменение свойств оксидов от кислотных к основным происходит в ряду веществ с формулами:
1) Li2O — BeO — B2O3 3) NO2 — CO2 — SO2
2) P2O5 — SiO2 — Al2O3 4) P2O5 — CаO — SO3
А 4. Пара формул веществ, реагирующих с оксидом серы (IV):
1) Ca (OH)2, H2O 3) H2O, NaCl
2) Na2O, Na 4) SO3, H2SO4
А 5. Металл, реагирующий с водным раствором хлорида меди (II):
1) Золото 2) Железо 3) Ртуть 4) Серебро
А 6. Верны ли следующие высказывания?
А. В уравнении реакции: Х + HCl = NaCl + H2O
веществом Х является вещество с формулой Na.
Б. В уравнении реакции: Х + HCl = NaCl + H2O
веществом Х является вещество с формулой NaOH.
1) верно только А 3) верно только Б
2) верны оба суждения 4) оба суждения не вер
В1. Установите соответствие между формулой оксида и соответствующего ему гидроксида.
ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА
А. Cu2O 1.H2SO4
Б. CO2 2. Al (OH)3
В. Al2O3 3. Cu (OH)2
Г. SO3 4. H2CO3
5. CuOH
6. H2SO3
Заканчиваем тестовую работу, сдаем учителю.
Урок окончен . Работа ребят оценивается учителем
Рефлексия У ребят на партах смайлики. Выбирают смайлик и отдают учителю.