Шефство — это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов

Н.В.Ипатова, учитель биологии и географии,
Е.В.Корниенко,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №18» (г.Бийск)

Шефство - это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов
С того момента когда ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше, чем он начинает разговаривать. Но вот малыш впервые оказался рядом с другими детьми и сразу же возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них. Шефство является формой межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся 5А и 10А классов.
Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
В настоящее время много внимания уделяется формированию социальной направленности личности, развитию творческой индивидуальности, теории коллективизма. Все это невозможно без единства педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, как содружества разновозрастных групп учащихся.
Мы постарались создать такую воспитательную систему, которая направлена на раскрытие и развитие индивидуальности учеников 5 и 10 классов и включает в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами школы. Как классные руководители мы в первую очередь уделяем внимание эмоциональной поддержке классов, созданию в них положительного психологического климата, развитию детского со управления. Шефство помогает в организации вне учебной работы, досуговых и каникулярных мероприятий и для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности стараемся активно взаимодействовать с учителями-предметниками, педагогом-психологом, с социальным педагогом школы, библиотекарем и родителями ребят.
Воспитательной целью шефской работы стало: создание условий для формирования личности, образованной, интеллектуально и эмоционально развитой, волевой, способной к нестандартным решениям, нравственной, стремящейся к самосовершенствованию, понимающей, что строить отношения с людьми – это ответственность.
Добиваться поставленной цели помогает именно шефство. Задачами в этом направлении мы определили:

В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Методика работы в школе включает в себя создание индивидуального и группового единства десятиклассников над пятиклассниками, как в школе, так и по месту жительства. Разница в возрасте шефа и подшефного 5 лет. Стремление пятиклассников к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждении самооценки. Пятиклассникам более доступно копирование деятельности и поведения десятиклассников, нежели взрослого человека. Старшеклассники искренне радуются успехам младших, они небезразличны к ним, быстро находят с контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец для подражания.
Основа шефской работы - это самостоятельность, которая способствует формированию единых требований семьи и школы к учащимся, создает атмосферу ответственности в детском коллективе, укрепляет межвозрастные связи, способствует передаче опыта старших младшим. Таким образом, в школьном коллективе формируются разновозрастные группы детей со своими самобытными, сложными и во многом саморегулируемыми внутренними межличностными отношениями.
Формирование у младших школьников межличностного и группового взаимодействия необходимо для укрепления дружеских взаимоотношений в коллективе, развитие личностных качеств учащихся.
Так через общение, познание, игру и различные виды творческой деятельности происходит сплочение детского коллектива, развитие шефства среди школьников. Результатом шефства в пятом классе является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях школы, что способствует развитию у детей уверенности в себе, самоуважения, ответственности за порученное дело, активных жизненных позиций. Результатом шефства десятиклассников является формирование способности к принятию самостоятельных решений и поступков, которые развивают нравственные и моральные качества, необходимые в дальнейшей жизни.












Литература:
ФГОС. Проект. Среднее полное общее образование. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член – корреспондент РАО.
Материалы с сайтов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.rg.ru/2011/10/06/reg-urfo/schefi.html






















Заявка


Ф.И.О. (полностью) Корниенко Елена Владимировна, Ипатова Наталья Владимировна
степень, звание
Должность учитель русского языка и литературы, учитель биологии и географии
Название ВУЗА или организации (полностью)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Форма участия: очная/заочная очная
Тема доклада «Шефство – это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов»
Нуждаетесь ли в гостинице: да/нет
Адрес с почтовым индексом по которому отправлять сборник
659322, Бийск, Радищева, 28, МБОУ «СОШ №18»
Контактные телефоны 89132399368, 89628100796
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
E-mail: natka300171@mail.ru

15