Методическая разработка «Дымковская барышня в подарок маме» (пластилинография)


Заявка-анкета участника
муниципального конкурса лучших методических разработок
в области творческого воспитания детей «Методический вернисаж»


Номинация____методическая разработка_______________________________________
Продолжительность реализации представленных программно-методических материалов_____одно_занятие______________________________________________________
Эффективность и результативность работы по данным материалам, достижения учащихся____ способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук, то есть развитию интеллектуальных и мыслительных процессов. А так же воспитывать любовь к народному искусству России ____________________________
Сведения об участнике Конкурса:
ФИО ___Ермакпаева Татьяна Владимировна__________________________________
Образование_____высшее__________________________________________________________
Место работы, должность__ Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №39 Усть- Кутского муниципального образования__ педагог дополнительного образования ________
Педагогический стаж__12 лет____________________________________________
Стаж работы в системе дополнительного образования__5 лет_____________________
Квалификационная категория___первая____________________________________
Юридический адрес организации__ _666780 г. Усть- Кут ул. Ломоносова, д.56__________
_____________________________________________________________________________
Телефон раб:__5-72-25
e-mail: _ lady.korablik-2010@yandex.ru ____________________________________________
Телефон: __89647379131________________________________________________________
Участник Конкурса ________________ / ___Ермакпаева Т.В.____________________/
(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель
образовательной
организации __________________/ ___Пшенникова Н.Н.___________________/
(подпись) (расшифровка подписи)

М.П.










Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 39
Усть- Кутского муниципального образования










Методическая разработка


«Дымковская барышня в подарок маме»
(пластилинография)










Разработала: педагог
дополнительного
образования
Ермакпаева Т.В.


г. Усть – Кут 2016 г.


Аннотация

Вашему вниманию предлагается занятие в техники пластилинография. Одного из сравнительно недавно появившегося нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Составленного педагогом дополнительного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №39 Усть-Кутского муниципального образования Ермакпаевой Татьяной Владимировной.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь, способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Кроме того, данное занятие закрепляет знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формирует умение создавать узоры по собственному замыслу. Воспитывает любовь к народному искусству России.
Конспект занятия адресован педагогам дополнительного образования, ДОУ, воспитателям ДОУ.


Пояснительная записка

    Педагогом дополнительного образования я работаю 5 лет. Обратила внимание, что из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется задуманное. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Данное занятие рассчитано для детей старшего дошкольного или школьного возраста. Тему подобрала с учетом темы недели, сезона и календарных праздников. А именно: «Дымковская барышня в подарок маме». Так как приблежался праздник Международный женский день 8 Марта.
Конспект занятия разработала с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста, использование интеграции образовательных областей:
-“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
-“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялось закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- “Музыкальные занятия”.
Использование художественного слова, призентации способствует оживлению занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Обучая детей созданию пластилиновых картин, я придерживаюсь следующей методики.  Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника или школьника создавать свои первые рисунки. Дети всегда спрашивают: «А у меня красиво?». Они всегда довольны результатом, но хотят и требуют похвалы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводятся в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Подготовительный этап. Дети осваивают прием надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. Осваивают правильную постановку пальца. Учатся работать на ограниченном пространстве.
Второй (основной) этап освоения техники пластилинография. Дети должны научиться не выходить за контур рисунка; действовать по образцу педагога и по его словесному указанию. Должны научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Использовать несколько цветов пластилина. Для выразительности работ, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.) и пользоваться специальной стекой-печаткой. Научиться аккуратно выполнять свои работы, доводить дело до конца.
Третий итоговый этап. Дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы. Должно сформироваться личностное отношение к результатам своей деятельности. Данное занятие можно уже предложить детям на втором этапе обучения данной техники.
    Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия была предложена физминутка.
Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет нам решать не только развитие творческих способностей, но и воспитательно-образовательные
·задачи.

Итак, можно сделать вывод: занятия в технике пластилинография представляет большую возможность для развития и обучения детей. А именно, развитию таких психических процессов как: внимание, память, мышление, развитию творческих способностей, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занятия пластилинографией обеспечивают своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук.


Конспект занятия «Дымковская барышня в подарок маме» в технике пластилинография.

Программное содержание:
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы пластилином.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Материалы, инструменты, оборудование:
Для детей: силуэт для раскрашивания "Дымковская игрушка", пластилин, стеки, клеёнка.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр. Презентация «Дымковская игрушка»
Методы и приёмы:
Рассматривание, рассказ, объяснение, художественное слово.
Музыка
«Барыня», «Частушки» (народная), спокойная музыка.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Место проведения:
изостудия
Ход занятия:
Педагог дополнительного образования:
- Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу и рассаживайтесь по местам. А теперь отгадайте загадку.
Весёлая красная глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка.)
Всё правильно ребята. Ой, а кто это к нам пожаловал?
(Входят дети под музыку и исполняют частушки)

«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!

С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

Вместе.) Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!

Педагог дополнительного образования:
- Понравились вам веселые барыни? И мне они очень понравились. А теперь послушайте мой рассказ.
(3 –слайд)
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково.
(4-слайд)
Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название.
(5-слайд)
-Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.
- Из чего делают эти игрушки? (Из глины)
(6-слайд)
- Да, из глины лепили фигурки. Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали (7-слайд), грунтовали (-слайд) и расписывали (9-слайд))
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
- Моя горница – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Игрушки, сделанные своими руками вы подарите мамам, так как скоро праздник мам.
Физминутка.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Педагог дополнительного образования:
- И чем мы сейчас с вами будем заниматься? (Расписывать пластилином игрушки)
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (10-слайд) (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)
(11-слайд) - Кто напомнит, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые)
- Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но мы будем с вами рисовать не красками, а пластилином.
- Давайте вспомним, какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)
- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что должно получиться.
(Включаю в этот момент спокойную народную музыку)
- Приступайте к работе.
Практическая работа детей
Дети занимаются раскрашиванием фигур.
Итог работы
(Когда дети закончили работу, со своими игрушками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.)
- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из пластилина.
Потом, ребята, мы подарим наших барышень мамам. Как вы думаете, они обрадуются вашему подарку?
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!


Список используемой литературы


Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. –Москва, Творческий Центр «СФЕРА», 2007г. -110с.
Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. –Москва, Творческий Центр «СФЕРА», 2010г. -128с.



Приложение


Презентация «Дымковские игрушки» для детей 5-6 лет. Лист оценивания конкурсных методических материалов

Номинация__методическая разработка___________________________________________________
Тема: ___конспект занятия «Дымковская барышня в подарок маме» (в технике пластилинография)
ФИО участника ___Ермакпаева Татьяна Владимировна______________________________________

1.
Соответствие общим требованиям оформления
Количество баллов


представлена аннотация



наличие пояснительной записки



наличие используемого списка литературы



Соответствие требованиям к оформлению текста (шрифт, интервал, поля)


2
Качество содержания представленной методической продукции



соответствие названия методического материала его содержанию



обоснование актуальности и педагогической целесообразности материала



новизна материала



Концептуальность, четкость и ясность формулировок целей и задач



результативность (наличие ожидаемых результатов и критериев их определения)




отражение применения современных педагогических технологий



соответствие документа заявленному виду методического продукта



культура подачи материала



Всего



Член жюри: ________________ / /










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515