Конспект урока по предмету письмо на тему: Составление предложений по картинке. Их запись (коррекционное инд.обучение)


Автор-составитель: учитель индивидуального обучения,
МБОУ НСКШИ г. Ногинска, Московской области,
Свечник Алла Эдуардовна
Урок по предмету: «Письмо» 4 класс МБОУ НСКШИ (VIII вида).

Тема урока: «Составление предложений по картинке. Их запись»
Цели деятельности педагога:
- коррекционно-образовательная: развитие речи, обогащение активного словаря, повторение и закрепление пройденного;
- коррекционно-развивающая: развитие памяти, развитие понимания обращенной речи, развитие звукопроизношения и связной речи, развитие графических способностей;
- коррекционно-воспитательная: организация внимания, воспитание интереса к занятиям русским языком и письмом;
- здоровьесберегающая: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата при помощи логопедической и артикуляционной гимнастики, физического развития - физминутка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного, комбинированный.
Применяемые технологии:
- логопедические занятия, артикуляционная гимнастика;
- интегрированные образовательные технологии.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Методы и приемы обучения: беседа, рассказ, мыслительная деятельность, чтение стихов, практическая работа, показ, игры «Сочиняй-ка», «Весёлые картинки».Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: дидактический материал, иллюстрации, карточки, задания.
Термины и понятия: роща, поход, сочинение рассказа; повторение: большая буква в именах людей, большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Ход урока:
Создание эмоционального настроя.
Психологический настрой: сегодня на занятии мы поиграем в игру «Сочиняй-ка». Мы станем настоящими писателями. Мы будем сочинять рассказ. Тема нашего урока так и называется «Составление предложений по картинке». Итак, начнём. Но сначала, как обычно мы потренируемся.
Разомнем пальчики: стих: «Этот пальчик-мамочка…» (гимнастика пальцев и кистей рук, сомкнули-разомкнули)
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - я,
Познакомьтесь - мы семья (массаж подушечек пальцев, ладошки в «замочек»).
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Лошадки», «Прятки».
Повторение изученного.
Работа в прописи. Написать в прописи буквы и слоги.
-А теперь, откроем свою тетрадь и потренируемся в написании трудных слов.
Работа в тетради.
Чистописание: пропись слогов и слов в тетради, вызывающих трудности у ребёнка в написании и произношении: за, жи, роща, сорока, корзина.
Записываем: сегодняшнее число, тему урока.
Повторение правила оформления предложения и его записи. (Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения).
Повторение правила написания имен людей. (Имена и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы).
Активизация полученных знаний.
Словарно-логическое упражнение (устно).
- Игра «Кто лишний?».
Дятел-сова-кукушка-кошка.
Заяц-лиса-корова-лось.
Бабочка-кузнечик-собака-жук (ученик читает и отвечает на поставленный вопрос).
- Составь предложение (3-4 слова) со словами: белка, корова, собака.
ФизпаузаВетер северный подул (взмахи руками, ребенок имитирует ветер).
Всю листву с деревьев сдул (шевелим пальцами).
Полетели, закружились (ребенок кружится в движении)
И на землю опустились (ребенок садится за парту).
Постановка проблемы урока. Знакомство с новой темой.
-Начинаем игру «Сочиня-йка». Правила игры просты. Мы внимательно рассматриваем картинку-иллюстрацию. Составляем предложения. Предложения «собираем» в рассказ. Придумываем заглавие (название рассказа). Записываем рассказ в тетрадь.

Рассмотрим картинку-иллюстрацию.
-Кто изображен на картинке?
-Что делают дети?
-Каких животных ты видишь на картинке?
-Что делают животные?
-Что ты ещё видишь на картинке? Опиши свои мысли, впечатления.
Составь по картинке несколько предложений, чтобы получился небольшой рассказ (6-8 предложений, без записи - устно). Придумай название к рассказу.
(Поход в лес за грибами).
(Дети пошли в лес за грибами. Они набрали в корзинки много грибов. Мальчик Саша увидел на дереве белку с грибком. Девочка Маша увидела ящерицу и лягушку. А маленькая Настя увидела на пеньке сороку. Ласточка летала над деревьями. Красивая бабочка сидела на цветке. Всем детям было очень весело).Работа в тетради.
Повторяем и записываем наш рассказ в тетрадь. Проговариваем слова наиболее трудные в написании. Особенно обращаем внимание ребенка на написание таких слов как: сорока, корзина, ящерица, лягушка.
- А теперь, когда мы составили предложения, запишем их в тетради. Сначала запишем название нашего рассказа, затем сам рассказ.
Поход в лес за грибами.
Дети пошли в лес за грибами. Они набрали в корзинки много грибов. Мальчик Саша увидел на дереве белку с грибком. Девочка Маша увидела ящерицу и лягушку. А маленькая Настя увидела на пеньке сороку. Ласточка летала над деревьями. Красивая бабочка сидела на цветке. Всем детям было очень весело.
-Вот какой большой и интересный рассказ у нас получился. Теперь нам нужно отдохнуть.
Физминутка.
Выполняем упражнения вместе с ребенком, проговаривая совместно стихотворение наизусть.
«Дружно встали.
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо».
Первичное закрепление нового материала.
А теперь снова игра «Веселые картинки» (выполняется устно).
Внимательно рассмотри картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник? (ответы ребёнка).

Подведение итогов урока.
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили и закрепили знания, полученные ранее о предложении, о таких понятиях как начало и конец предложения, усвоили правила написания большой буквы. Выполнили различные виды упражнений. Самостоятельно составили предложения к картинке-иллюстрации и записали рассказ, придумали и записали название к нашему рассказу.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Мы были настоящими писателями. Составляли предложения, получили рассказ, придумали названия. Мы молодцы.
На последующих уроках письма и развития речи, мы будем и дальше учиться наблюдать за окружающим миром, чувствовать его красоту, точно излагать свои мысли, расширять словарный запас; развивать внимание и зрительную память, любознательность (выводы ребенка совместно с учителем).