Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам»


Технологическая карта урока химии «Расчеты по химическим формулам»
Тема: Расчеты по химическим формулам
 
Цели урока:
Образовательные:  Формировать навыки решения простейших расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в соединении и установлении молекулярной массы вещества по массовым долям.
 
Развивающие: развитие логического мышления и математического анализа информации.
 
Воспитательные: воспитание культуры научных знаний и организации труда.
 
Формируемые УУД
Личностные умения_  демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,
познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.
 
Метапредметные универсальные учебные действия:
 
 
познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в парной работе,  использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические:: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемыкоммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи всоответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
 
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;планирование – составлять план ответа; работать с
текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
учащимся, и того, что еще не известно.
 
Предметные умения:
Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач
Знать определения понятий « химическая формула», « Относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента».
Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элементов в химических элементах.
 
 
 
 
 
 
 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УудI.
Орг. момент Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу Л:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
II. Актуализация знаний
  Задает учащимся вопросы:
Что такое вещество?
Что называют простым веществом?
Что называют сложным веществом?
Приведите примеры простых и сложных веществ.
Что такое химическая формула?
 
Предлагает учащимся прочитать формулы сложных веществ.
Что такое молекула вещества?
Как узнать какую массу имеет молекула вещества?
В каких единицах измеряется масса молекул?
Предлагает учащимся рассчитать массу молекул предложенных веществ.
  Отвечают на вопросы учителя
 
 
 
 
 
 
Читают формулы веществ по карточкам.
 
 
Рассчитывают массу молекул предложенных веществ. К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
Развитие критического мышления
 
III. Целеполагание
Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы  Предлагает учащимся оценить верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.
 
Как вы понимаете качественный и количественный состав вещества?
Можно ли самостоятельно вывести формулу вещества, зная процент содержания в нем того или иного элемента?
Что необходимо узнать сегодня на уроке?
Какова его тема и цель?  
Слушают учителя, оценивают верность высказываний, выдвигают предположения
 
Слушают учителя,  отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения,
Определяют тему урока и его цель М:освоение умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Р:сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
IV. Изучение нового материала  
Для формулирования понятия про химическое соединение важное значение имел закон постоянства состава, открытый Жозефом Прустом в 1799 году. Этот закон утверждает, что независимо от того, каким образом было получено определённое соединение, оно всегда состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношение масс этих элементов выражается малыми целыми числами. Через несколько лет, в 1803 году Джон Дальтон сформулировал закон кратных отношений, согласно которому в случае, когда из определённых элементов могут образовываться два соединения, с определённой массой первого из них сочетаются такие массы другого, что отношение их тоже даёт целое число. Эти два утверждения подготовили путь к пониманию атомного строения вещества.
 
Предлагает учащимся определить качественный и количественный состав веществ, показывает форму записи.
 
Предлагает учащимся определить массовые доли элементов в соединении.
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция и нитрат аммония. Какое азотное удобрение лучше выбрать?  
Слушают учителя, делают записи в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Определяют состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3, Ca(OH)2, Al(NO3)3
Na2CO3
 
Вместе с учителем решают задачу, обращают внимание на оформление решения.
 W(N)= 0,35
W(N)= 0,17  
Р: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
• умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и источников;
 
 
 
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 
 
владение основами самоконтроля и самооценки;
•овладение понятийным аппаратом биологии
 
V.
Закрепление  
Предлагает учащимся   решить задачи:
 
Можно ли было решить эту задачу без расчетов?
 
 
 
 
 
 
 
 
Предлагает учащимся решить обратную задачу. Помогает построить алгоритм решения..
   
Решают задачи:
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинкаZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?
 
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу веществаMgSO4?
 
Предлагают выход из положения.
 
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ и фиксировали результаты. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.
  К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
 
П: формирование первоначальных систематизирование представлений о веществе и его свойствах
 
 
Р: владение основами самоконтроля и самооценки;
VI. Подведение итогов: Рефлексия: Просит  учащихся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы.
1.      По химической формуле можно рассчитать содержание элементов в соединении
2.      Определить качественный и количественный состав веществ
3.      По массовым долям элементов можно определить формулу вещества. Р:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их 
 
VII. Д/З: Сообщает дом.зад.  п. 5, решить задачи
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 ,  Ca(NO3)2
 
 
 
  Записывают дом. Задание
   
 
Задание 1. Оцените верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.
 
Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3,  Ca(OH)2, Al(NO3)3      Na2CO3
 
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция Ca(NO3)2  и нитрат аммония  NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?
 
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинкаZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?
 
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.
 
 
 
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 ,  Ca(NO3)2
 
 
 
 
 
 
   
Задание 1. Оцените верность высказываний:
1.Вещество вода всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
2.Вещество карбонат кальция, образующее мел может иметь постоянный состав, в зависимости от  способа его получения.
 
Задание 2. Определите качественный и количественный состав веществ:
BaCl2, H3PO4, Al2(SO4)3,  Ca(OH)2, Al(NO3)3      Na2CO3
 
Задача 1: Необходимо выбрать минеральное удобрение для садового участка. В магазине продавец предложил два варианта  нитрат кальция Ca(NO3)2  и нитрат аммония  NH4NO3. Какое азотное удобрение лучше выбрать?
 
Задача 2. Технологу на производстве необходимо выбрать руду для производства цинка. Поставщик предлагает  оксид цинкаZnO     и сульфид  ZnS. Что выберет технолог?
 
 
Задача 3. Какая диаграмма соответствует составу вещества MgSO4?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задача 4. В лаборатории провели анализ веществ: поташа, гашенной извести и перманганата калия. Незадачливый  лаборант перепутал записи,  помогите ему разобраться.
 
 
 
 
Дом. Задание:
1.Найдите формулу вещества, если известно, что в нем содержится 40% меди, 20% серы и 40% кислорода.
2.Вычислите массовые доли кислорода в соединениях: H2SO4 ,  Ca(NO3)2