Примеры применения приемов продуктивной познавательной деятельности ( ППД) по темам программы школьного курса (приложение 4 к творческому отчету)


Примеры применения приемов продуктивной познавательной деятельности
( ППД) по темам программы школьного курса
Тема «Законы движения».
Пример 1.
Примененный прием ППД – трансформация умений.
Исторический факт: Г. Галилей занимался изучением свободного падения тел как частного случая равноускоренного движения. Для работы ему было необходимо точно измерять время, но точных часов тогда не существовало. Как быть?
Решение. Ученый нашел остроумный способ повысить точность измерения времени: он решил «замедлить» падение, заставив деревянный шар не падать вертикально, а скатываться по наклонному желобу.
Пояснение и дополнения. Этот метод давал возможность использовать для определения времени движения, не обладающие высокой точностью водяные часы (время измеряли по объему вытекшей воды).
Пример 2.
Примененный прием ППД – видение проблемы и новой функции объекта.
Исторический факт: Г. Галилей много раз во время богослужения наблюдал, как в соборе под влиянием сквозняков раскачивается светильник. Он решил узнать закономерности этих колебаний (проблема); подвешенный светильник выступал в роли физического прибора.
Решение. Используя собственный пульс в качестве устройства, отсчитывающего равные промежутки времени (новая функция объекта), ученый выяснил, что период малых колебаний светильника не зависит от амплитуды (колебания изохорны).
Пояснение и дополнения: позже он сконструировал первые маятниковые часы, в основу действия которых положил идею изохронизма колебаний.
Тема «Температура».
ППД – трансформация умений.
Исторический факт. В научно-исследовательском институте зерна группа наших научных сотрудников под руководством академика Лисицина искала способы борьбы с жуком-долгоносиком – опасным вредителем. В процессе решения этой проблемы потребовалось определить некоторые характеристики жука, в частности его температуру. Как это сделать? (Проблема.)
Решение. Инженер Качугин предложил обычным термометром измерять температуру внутри стакана, наполненного жуками.
Пояснение и дополнения. Академик Лисицын рекомендовал своим сотрудникам сконструировать для этой цели специальный микротермометр. Задача была решена!
Тема «Распространение света».
ППД – видение проблемы, новая функция объекта.
Исторический факт. Звук распространяется только в материальной среде; ряд опытов подтверждает это. А свет? (Выдвижение проблемы.)
Решение. Итальянский физик Э. Торричелли (1608-1647) для ответа на этот вопрос провел наблюдения и убедился, что свет можно видеть через «пустоту» в верхней части стеклянной трубки ртутного барометра. Вывод: световые волны распространяться в вакууме.
При решении задач организовать продуктивную познавательную деятельность можно с помощью следующих мер:
составление задач самими учащимися;
составление системообразующих схем по изученному разделу;
составление задач-таблиц;
составление задач с использованием логических цепочек;
подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий;
использование эвристических приемов в процессе обучения решению
задач.
Особое внимание для развития умений и навыков продуктивной познавательной деятельности должно быть уделено формированию у учащихся умения решать качественные задачи. Например, через решение качественных задач можно организовать продуктивную актуализацию знаний учащихся, так как этот тип задач способствует либо переносу уже имеющихся знаний в новые нестандартные ситуации, либо позволяет отследить некоторые новые закономерности.
Тема 11 класса – «Волновые свойства света».
Перед началом урока целесообразно записать на доске:
Явление интерференции.
Явление дифракции.
Явление дисперсии.
Перед чтением задач даю пояснение, что будет предложено 15 задач на 3 варианта, из которых каждый выбирает только те случаи, которые соответствуют указанному в варианте явлению.
Вопрос: С помощью каких явлений можно объяснить нижеследующее?
Разнообразную окраску полевых цветов.
Образование радуги.
Образование радужных полос в тонком слое керосина.
Расцветку крыльев стрекоз.
Образование цветных венцов вокруг уличных фонарей во время снегопада.
Образование цветных бликов, если рассматривать светящуюся лампочку сквозь ресницы.
Образование цветных полос на поверхности металла.
Появление цветных бликов на белых пуговицах.
Голубой цвет неба.
Разнообразную окраску крыльев бабочки.
Невозможность различить в оптическом микроскопе частицы размером менее 0,5 мкм.
Приобретение радужной окраски стеклянной пластиной вскоре после того, как на нее нанесли тонкий слой спирта.
Образование полутени от острого конца иглы.
Окрашивание окружающих предметов в зеленый цвет, если рассматривать их сквозь зеленое стекло.
Образование радужной окраски на поверхности мыльного пузыря. Ответы в тетрадях учащихся к приведенным задачам записываются в виде таблицы.
Первый вариант. Второй вариант. Третий вариант.
Интерференция светаДифракция светаДисперсия света3 5 1
4 6 2
7 8 9
12 11 10
15 13 14
2030095-12719054055745-12719052030095-9150354055745-9150352030095-7334254055745-7334252030095-5518154055745-5518152030095-3702054055745-3702052030095-1885954055745-1885952030095-69854055745-6985
Этот этап занимает на уроке 10 мин. При традиционном подходе такое количество задач, включив в работу всех учащихся класса, за указанное время проанализировать невозможно. Данный же подход позволяет решить за то же время большее количество задач при меньшей утомляемости и большем внимании учащихся. При этом весь класс вовлекается в активную деятельность.
Полезный методический прием при изучении в 10 классе вопроса о потенциале электрического поля. Предлагаю учащимся заполнить таблицу силовой и энергетической характеристик электрического поля. Даю форму этой таблицы.Характеристики электрического поляХарактеристикиФизические величиныНапряженностьПотенциалНапряжениеСодержание левого столбца учащиеся должны придумать, а трех правых – взять из учебника. Работа по составлению таблицы помогает ученикам хорошо повторить материал, сравнить две важные физические величины, обращает их к учебнику и вынуждает читать и анализировать текст.
После заполнения таблицы обсуждаем ее.
ХарактеристикиФизические величиныНапряженностьПотенциалНапряжениеТип характеристикиСиловаяЭнергетическаяЭнергетическаяЧто характеризуетСилу, действующую на единичный заряд Энергию, которую имеет
единичный заряд,
помещенный в данную
точку поля Работу по перемещению
единичного заряда междудвумя заданнымиточкамиОпределениеОпределяющаяформулаЕ=F/q φ = Wp/q U=A/q
1407795-19729452834005-17913354657725-17913351407795-16097252834005-16097254657725-16097251407795-12528552834005-12528554657725-12528551407795-5454652834005-5454654657725-5454651407795-3638552834005-3638554657725-3638551407795-69852834005-69854657725-6985ЕдиницаизмеренияН / КлДж / Кл= В Дж / Кл= В
Формула для поля точечного заряда E =kq /r2 φ= kq/ r -
Векторнаяили скалярная величинавекторскалярскалярНаправление действияВдоль силовых линий- -
1407795-16097252834005-16097254657725-16097251407795-12528552834005-12528554657725-12528551407795-8959852834005-8959854657725-8959851407795-3638552834005-3638554657725-3638551407795-69852834005-69854657725-6985