Доклад: Изучение демографической ситуации малых сёл как экономический 9 класс фактор их развития


Министерство образования Республики Саха/Якутия
XVI республиканская научная практическая конференция
«Шаг в будущее»
Изучение демографической ситуации малых сёл как экономический фактор их развития
Выполнил: Прокопьев Артём, уч. 9 кл.
Хоточчунской ООШ Хангаласского улуса
Руководитель: Черноградская Е.В., учитель
Математики ХООШ Хангаласского улуса
2012
Введение
Демографическая ситуация- это сложившееся в данном районе соотношение, рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.
Начиная с 1990 года, в связи с социально-экономическим кризисом в России и в республике резко увеличилось миграционная подвижность, уменьшилось рождаемость, увеличилась смертность, то есть обострилась демографическая проблема.
Особенно сильно пострадали малые сёла, которые отдалены от центра. В период между двумя последними переписями населения, российское село утратило 10,7тыс. населённых пунктов. Число сельских населённых пунктов, не имеющих постоянных жителей увеличилось на 40% и достигло 13,1тыс. против 9,4тыс. в 1989 году.
Неблагоприятное демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сохранение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась “волна” молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села?
Почему в новых экономических условиях, молодёжь не смогла изменить ситуацию на селе? Более того, стала наименее защищённой и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей.
Актуальность: В условиях демографического кризиса миграция сельской молодёжи наиболее перспективной части сельского социума в город.
Цель: Изучение демографической ситуации малых сёл Хангаласского улуса как экономический фактор их развития.
Ранее (2006-2007г.) этой темой занималась Черноградская Настя. Она собрала статистический материал о возрастно- половых структур сёл Хоточчу, Красный Ручей, Чкалов на 2006год. Показала графически демографическую ситуацию этих сёл на половозрастных пирамидах, провела их анализ. (таблицы 1,2, 3)
Периоды спада численности населения ”перетяжки” приходится первая на 1952-1953г., вторая на 1980-1981г., третье на 2006.
Большая доля в трёх пирамидах из родившихся с 1952г. по 1970года и наименьшая доля лиц родившихся с 1070г. по 1980года.
В трёх пирамидах наибольшая доля пожилых людей.
Вывод:
В последующие 10-15 лет ожидается снижение трудовых ресурсов сёл, то есть людей занятым сельским хозяйством.
(В пирамидах ”перетяжки” 1970 годах рождения.)
Население, родившееся 1980-1990 годах, в 2006 году были студентами и учащимися старших классов. Эта трудоспособная часть населения была включена в численность населения села.
И я ставлю себе задачу:
1.Узнать какой процент выпускников школ сел Хоточчу. Красный Ручей, Чкалов остались жить и работать в родных
2. Собрать статистический материал о численности населений сел Хоточчу, Красный Ручей, Чкалов на 2010 г.
3. Выявить доли лиц трудоспособного населения, работающего населения молодежи относительно всего населения.
4. Сельская школа может ли быть важным звеном в системе жизнеобеспечения села?
Что я сделал и узнал.
1.Собрал статистический материал и составил таблицу:
Численность населения и демография. 2010г.
хоточчуКрасный Ручей Чкалов
Население 235 211 284
Дети(0-17) 55 (25/30) 50 (26/24) 76 (40/36)
Взрослые 180 (105/75) 161 (78/83) 210 (102/108)
Трудоспособное население 106 (55/51) 150 (74/76) 180 (82/98)
Работающее население 69 (27/42) 54 (23/31) 91 (39/52)
Неработающие пенсионеры 26 (11%) 21 (9,9%) 16 (5,6%)
Инвалиды не работающие 6 10 8
Итоги переписи населения.
2002 г 2010г
Хоточчу 265 (144/121) 265 (135/130)
Красный Ручей 273 (138/135) 270 (136/134)
Чкалов 284 (137/147) 280 (137/143)
2.Выявил доли лиц трудоспособного возраста, какой процент из них имеет постоянную работу, а также какой процент составляют неработающие пенсионеры в общей численности населения.(таблица 4)
Согласно классификации ООН «старым» считается то государство, где доля пожилых людей составляет 7,4 % в общей численности населения.
3.Чтобы узнать какой процент выпускников школ сёл Хоточчу, Красный Ручей, Чкалов остались жить и работать собрал сведения о молодёжи этих сёл.
село
год Выпускники Остались жить и работать Молодых семей Молодежь села Из них работают на производстве
Хоточчу
1990-2010 ХООШ
109 19 (17%) 9 (12% от всех семей) 34 (14% в общей численности) В СХПК «Хоточчу»
7 (всего работников 25)
В крестьянских хозяйствах 3
Красный ручей
1995-2010 КРООШ
86 23 (28%) 8 (14% от всех семей) 27 (13% от общей численности) Нет коллективного сельскохозяйственного предприятия
Чкалово
1996-2010 3-МООШ
81 20 (24,6) 10 (11% от всех семей) 42 (15% в общей численности населения) Коллективное предприятие – 4
Маслоцех 2

Вывод:
Остаются на селе менее 30% выпускников школ, что не обеспечивает стабильного развития сельских территорий, успешного решения демографической проблемы, воспроизводства кадров в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере.
Школы в селах Хоточчу, Красный Ручей, Чкалов малокомплектные, здесь учат детей по всем общеобразовательным дисциплинам. В школах численность обучающихся каждым годом уменьшается. Например, в нашей школе в 2006-2007 учебном году училось 32 обучающихся, то в этом учебном году 28 учащихся. Из 28 учащихся 6 детей из патронатной семьи. Мы живем в селе Хоточчу 3-й год, это село стала для нас родной. Мы вместе со всеми работаем на посадке, уборке урожая, также летом в лагере труда и отдыха, помогаем родителям по хозяйству.
Еще было бы лучше, если в школах была система подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду, в котором организуется допрофессиональная и профессиональная подготовка с выдачей документом по специальностям. Тогда не только сельские, но и поселковые, городские дети пожелали бы учиться в наших школах. Следовательно, увеличилось бы число будущих жителей и тружеников села. Правительство нашего государства поддерживает предпринимательскую деятельность молодых. Выпускник сельской школы, имея профессиональную подготовку и документ, сможет даже открыть своё дело, свой бизнес.
В итоге работы я пришел к выводу:
1. Демографическая ситуация в селах Хоточчу, Красный Ручей, Чкалов ухудшилось по сравнению с 2006 годом. В школах сел с каждым годом сокращается число обучающихся.
2. Я вижу развитие сельской школы – как фактора социально-экономического, духовно-нравственного развития села. Потому, что развитие сельского хозяйства возможна, если будут созданы хорошие условия жизни, при котором молодёжь будет оставаться на селе. В то же время развитие сельскохозяйственного производства может обеспечивать развитие социальной сферы села. А сельская школа, являясь важным звеном сельского социума, так должна обучать, воспитывать нас, чтобы многие из выпускников могли успешно жить и работать на родных сёлах.
3. Подготовка детей к сельскохозяйственному труду - это продовольственная безопасность всех и самосуществование села. Следовательно, улучшение демографической ситуации сельских населенных пунктов.
Использованная литература.
1.Алексеев А.И., Николина В.В. География: Население и хозяйство России. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
2.Васильковский В.»Демографическая ситуация в современном мире». Реферат(Электронный ресурс).
3.Зубченко Е.»Ушли и не вернулись» Новые известия. Статья.18.07.2001(Электронный ресурс).
4.Максимов К.И., Кривошапкина О.М. География. 9 класс. Н.К.И.; Бичик, 2004.
5.Крылова О.И. Перепись населения в школе. Проектно исследовательская деятельность учащихся, как шаг к планированию будущей карьеры, как шаг к познанию населения мира. Статья. Приложение. География. Еженедельная газета. Изд.Дом; Первое сентября. №27-28 2003.
6.Петрова Н.И., Сухинин С.А. Статистический метод. Статья. География в школе №4 2004.
7.Черноградская А.П. Изучение демографической ситуации малых сел как экономический фактор их развития. Доклад. 2007.
Информаны:
1.Антипина Г. Г. директор КРООШ. с. Красный Ручей.
2.Борисова Р.С. библиотекарь с..Чкалов.
3.Варламова С. В. учитель КРООШ с. Красный Ручей.
4.Естафьева Л.В. фельдшер ФП с. Чкалов.
5. Скрябина М.И. врач 1Жемконской врачебной амбулатории с. Тит-Эбя.
6.Сомсонова Т.П. завуч 3-й МООШ с. Чкалов.
7.Яндреева Т.И. зам. главы 1Жемконского наслега с. Тит-Эбя.
8.Управление статистики улуса г. Покровск.