Мультимедийная разработка урока по предмету Музыкальный инструмент. Аккордеон


Давыденко Инна Леонидовна, преподаватель по классу аккордеонаЛГМАОУ ДОД «Музыкальная школа» ЛГ МАОУ ДОД «МШ» урок-творческая лаборатория по предмету «Музыкальный инструмент. Аккордеон» с обучающейся первого класса Масолыко Ксенией, преподаватель И. Л. Давыденко Тип урока: урок изучения нового материалаВид урока: комбинированныйЖанр урока: творческая лабораторияТСО: два аккордеона, пульт, выход в сеть Интернетнотные учебные пособия раздаточный материал наглядный материалМесто проведения: ЛГ МАОУ ДОД «МШ», кабинет индивидуальных занятий на примере освоения нового музыкального материала(программное произведение детская песня «Лошадка») ЗАДАЧИ: образовательные: закрепить знания в области теории музыкиосвоить новый способ звукоизвлечения на «staccato»освоить алгоритм элементарного музыкального анализаразвивающие:развивать навыки анализа и обобщенияформировать навык чтения с листа развивать ассоциативное, музыкально-образное мышлениевоспитательные:воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыкивоспитывать духовно-нравственные качества, музыальную толерантность СТРУКТУРА УРОКА: Организация начала урока Подготовка к основному этапу урокаПроверка выполнения домашнего задания Усвоение новых знаний и способов действийПервичная проверка полученных знаний Закрепление новых знаний и способов действийКонтроль и самопроверка знаний РефлексияПодведение итогов урокаДомашнее задание, инструктаж по его выполнению 2 минуты 13 минут 20 минут 5 минут МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Аккордеон»рецензия на образовательную рабочую программуконспект урока «Организация музыкального восприятия в младших классах детской музыкальной школы»конструкт урока самоанализ урока учебные пособия:Бойцова, Г. И. Юный аккордеонист. Часть I. [Ноты]./Г.И. Бойцова. – М.: Музыка, 1996. - С.27.Талакин, А. Д. Хрестоматия аккордеониста: 1-3 классы ДМШ . Упражнения [Ноты]. / А.Д. Талакин. – М.: Музыка, 1995. – С.16.Хованский В.И. В подарок юному аккордеонисту. Вып.1 . /В.И. Хованский. – М: Златоуст, 1995. – С.4. дидактический материал:план разбора музыкального произведенияонлайн игра «Music Notes» http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htmнаглядные пособия:«Памятка для чтения с листа»иллюстрация к стихотворению А. Барто «Лошадка»мультимедийная презентация; раздаточный материал: «Таблица анализ музыкального произведения»«Дневник музыкальных впечатлений»планшет «Средства музыкальной выразительности»словарь музыкальных терминовребус «Домисолька»диагностический материал:диагностическая карта № 2 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: подготовительный этапI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТпредставление обучающегосясообщение темы урокаII. Подготовка к основному этапу урокаупражнения на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого поясаорганизация игрового аппаратавыработка правильной посадки за инструментомIII. Проверка выполнения домашнего заданияработа над музыкальным репертуаром: «Как под горкой», «По дороге жук, жук»работа с раздаточным материалом «Дневник музыкальных впечатлений»онлайн игра http://www.muz-urok.ry_igra/htm.творческое задание ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: основной этапIV. Усвоение новых знаний и способов действияпредставление нового музыкального произведения детская песня «Лошадка» работа с раздаточным материалом : планшет «Средства музыкальной выразительности»(иллюстрация к стихотворению А. Барто «Лошадка»)изучение нового музыкального произведения детская песня «Лошадка», освоение нового способа звукоизвлечения на «staccato»элементарный анализ музыкального произведения (План анализа музыкальных произведений)работа с раздаточным материалом «Памятка для чтения с листа»чтение с листа отдельными руками, эскизное исполнение музыкального материаларабота с раздаточным материалом «Словарь музыкальных терминов» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Заключительный этапV. Подведение итогов урокарефлексияработа с раздаточным материалом «Словарь музыкальных терминов»обобщение итогов оценка деятельности ученицы (отметка)инструктаж по выполнению домашнего задания ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Играть упражнения на различные виды штрихов № 21-23, 25-27.Украинская народная песня «По дороге жук, жук» - выучить на память, контролировать звуковедение, осуществлять смену меха через четыре такта.Соединить детскую песню «Лошадка» двумя руками, играть по нотам. контролировать исполнение штриха «стаккато». Самостоятельно разобрать русскую народную песню «Две тетери», использовать «Памятку для чтения с листа».Заполнить таблицу «Разбор музыкального произведения».Выполнить творческое задание: ребус «Домисолька». Заключительный этап ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заключительный этап Талакин, А. Д. Хрестоматия аккордеониста. 1-3 классы ДМШ. Упражнения. Этюды. [Ноты]. / А.Д. Талакин. – М.: Музыка, 1995. - С.12,14,16,Хованский, В. И. В подарок юному аккордеонисту. Вып. 1./ В.И. Хованский.– М.: Златоуст, 1995. –с. С. 4. Самоанализ урока: Вашему вниманию представлен открытый урок по предмету «Музыкальный инструмент. Аккордеон» с обучающейся первого класса отделения народных инструментов музыкальной школы города Лангепаса Масолыко Ксенией, преподаватель Давыденко Инна Леонидовна.Тема урока «Организация музыкального восприятия в младших классах детской музыкальной школы» выбрана нами не случайно, так как:во-первых: восприятие музыки – сложный процесс, требующий определённых умений и навыков, развития музыкальных и творческих способностей, определённого уровня развития музыкального мышления. во-вторых: исполнение музыкального произведение подразумевает создание некоего художественного образа, который с точки зрения музыкальной психологии, рассматривается как единство трёх начал: •материального - нотный текст и звучащая материя; •духовного - настроение, ассоциации, образные видения;•логического - гармоническая структура и форма произведения. Самоанализ урока: в-третьих: музыкальный репертуар младших классов содержит большое количество программных произведений, так как они привлекают младших школьников доступностью содержания, которое является выражением их внутреннего детского мира; конкретностью и яркостью образов, живым поэтическим содержанием. Однако их включение в изучаемый репертуар вызывает определённые сложности Поэтому мы считаем актуальным и практически значимым необходимость организации музыкального восприятия детей на основе элементарного анализа музыкального произведения, начиная с младших классов. Цель урока – развитие навыков элементарного анализа музыкальных произведений как формы организации музыкального восприятия на примере освоения нового музыкального материала (программное произведение детская песня «Лошадка»). Самоанализ урока: Развитие восприятия не происходит само собой. В этом процессе очень значительна и велика роль преподавателя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, специально организует деятельность обучающихся по восприятию тех или иных объектов.Для музыкального восприятия младших школьников характерен комплекс взаимосвязанных друг с другом свойств: эмоциональность, целостность, но в то же время нерасчленённость и избирательность. Восприятие непосредственно связано с практической деятельностью. Форма работы – индивидуальная. Принципы организации урока: взаимосвязь музыкально-педагогической цели и средств её достиженияединство художественного и технологическогопризнание самоценности личности каждого ученикаяркость, увлекательность и доступность;учёт индивидуальных особенностей развития обучающихсяинтеграции различных видов искусствпреемственность и последовательность. Самоанализ урока: Вид урока – комбинированный, так как наряду с изучением нового материала, систематизируются и обобщаются полученные ранее знания, используются различные виды музыкальной деятельности: слушание, музицирование, музыкальная онлайн игра, анализ и обобщение, работа с наглядным материалом.Подготовительный этап .Выполнение упражнений необходимы для организации игрового аппарата, раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса. Совместное их выполнение создаёт атмосферу непринуждённости и психологического комфорта.В ходе проверки выполнения домашнего задания мы закрепили знания теории музыки, повторили расположение и написание нот в басовом и скрипичном ключах, основные жанры музыки: «три кита» песня, танец, марш. Исполнение пьесы без нот развивает музыкальную память, двигательно-координационное мышление. Ученица представила творческую работу, в которой отразила свои музыкальные впечатления. Самоанализ урока: Основной этап.В ходе данного этапа работы мы изучали новое музыкальное произведение программного характера детская песня «Лошадка», так как поэтическая программа активизирует фантазию детей, заставляет их следовать за живописной кистью композитора, поэта, наполнять звуковые образы более точным жизненным смыслом. С целью большей активизации музыкального восприятия использовали иллюстрацию к стихотворению Агнии Барто «Лошадка».На данном этом этапе урока основным видом деятельности стал элементарный анализ и обобщение музыкального произведения. В процессе которого использовали планшет «Средства музыкальной выразительности». Основные задачи данного этапа: освоение нового способа звукоизвлечения на «staccato»; развитие эмоционально-образного, ассоциативного мышления, навыка музыкального восприятия посредством элементарного анализа музыкальных произведений; чтения с листа. Самоанализ урока: На заключительном этапе были подведены итоги, инструктаж по выполнению домашнего задания. Ученица самостоятельно объяснила, что нового она узнала на уроке, отметила интересные для неё моменты. В завершении отметим, что структура урока, по нашему мнению, была оптимально выстроена, все этапы урока логически связанны между собой. Оптимальная работоспособность ученицы была достигнута путём чередования различных видов учебной деятельности на различных этапах урока в спокойной доброжелательной обстановке. Всё это обеспечило предупреждение физической перегрузки ученицы.В результате успешной работы на уроке освоен новый способ звукоизвлечения на «staccato», алгоритм проведения элементарного анализа и обобщения музыкального материала. Самоанализ урока: В ходе урока нами был использован целый комплекс методов таких как:практический; живого исполнения музыки; наглядно-иллюстративный;ассоциативного наведения; анализа и обобщения; живого исполнения музыки;игровой; создание проблемной ситуации и ситуации успеха; словесного поощрения. С целью получения большей результативности, автором были поставлены следующие воспитательные задачи: воспитание толерантного отношение к музыке различных направлений, стилей, жанров, национальных композиторских школ, воспитание духовно-нравственных качеств личности.Которые, на наш взгляд, были успешно реализованы через: сотворчество, в атмосфере психологического комфорта, на основе уважения к личности ребёнка. Таким образом, считаем, что цель и задачи, поставленные на уроке, реализованы полностью и, закреплены в практических видах музыкальной деятельности. Урок проведён эффективно и результативно. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!