Статья Интегрированный контроль знаний в начальной школе+ Интегрированная контрольная работа для 3 класса


Интегрированный контроль знаний
в начальной школе
Глубокое взаимопроникновение, установление связей между структурными компонентами содержания образования с целью формирования целостного представления о мире именуется в педагогической литературе интеграцией.
Потребность во внутрипредметной (интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных предметов), межпредметной (синтез фактов, понятий двух и более предметов), транспредметной (синтез частей основного и дополнительного образования) интеграции обусловлена рядом существенных причин.
Во-первых, окружающий мир познается детьми во многообразии и единстве, однако школьные предметы, ориентированные на рассмотрение отдельных составляющих этого единства, не дают целостного представления, а дробят то или иное явление на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, за счёт интеграции создаются оптимальные условия для развития личности, гибкости, критичности мышления (способности к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, обобщения и т.д.).
В-третьих, интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя. Интегрированные уроки, за счет разнообразия, поддерживают внимание учеников на высоком уровне, снимают утомляемость, перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
В-четвертых, интеграция в современном обществе диктует необходимость интеграции в образовании. Обществу нужны высококлассные специалисты с развитым системным мировоззрением, подготовка которых начинается с начальной школы.
Учитывая то, что механизмом интеграции в системе начального обучения является «образ», создаваемый средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности»[7], следует заявить, что учёные и учителя из числа последователей Л.В.Занкова создали особый тип обучения, в котором ведущим понятием методологии является целостность психолого-педагогической системы.
Последняя понимается как единство цели обучения и средств её достижения: принципов, средств и форм обучения, организации изучения результативности всей выстроенной системы обучения.
Целостность системы Л.В. Занкова «является условием целостности всех учебных программ (интеграция горизонтальная), а также целостности программы каждого учебного предмета (интеграция вертикальная)»[6].
Содержание образования в рамках системы общего развития Л.В. Занкова, являясь по своей сути интегрированным, диктует необходимость интегрированного контроля знаний. С этой целью авторы учебников и методических пособий (Н.Я. Дмитриева, С.Н. Кормишина, Н.В. Нечаева и др.) разработали примеры интегрированных проверочных работ на конец 1-го и 2-го классов.
Возможности интегрированных контрольных работ широки и интересны. Они позволяют проверить предметные знания и умения по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку и математику. Кроме того, учитель может оценить степень сформированности общеучебных универсальных действий: умение работать с информацией и выделять необходимое (основное) и второстепенное в тексте, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, владение общеучебными интеллектуальными умениями (классификацией, обобщением и пр.). Интегрированные контрольные работы включают (интегрируют) знания на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, творческом, - а значит, каждый ребенок может найти в работе «свою нишу», то есть ученик оказывается в ситуации психологической безопасности. Более тог, знания предъявляются парциально (в течение нескольких дней) в соответствии с темпом детальности конкретного ребенка. При оценивании учитель оценивает предметные знания (отдельно по каждой дисциплине) и качественной отметкой (характеризующей тот или иной уровень) степень сформированности универсальных учебных действий.
Применение в собственной педагогической практике интегрированного контроля знаний по окончании 1-го и 2-го года обучения оставило положительное мнение о такой форме оценки результативности учебной деятельности и сподвигло на попытку разработки собственных контрольных работ.
Интегрированная контрольная работа
для учащихся 3-го класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова
1. Прочитай текст.
____________________
Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Рядом в снегу от когтей дырки - лисий след. Заячий дал круп по полю; лисий тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам.
Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние2 лапы, отдерет зубами кусок2, сжуёт, переступит лапками, радом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел2. Пошёл искать, где бы спрятаться. Ушёл заяц спать.
Час проходит, другой. Идет полем лиса. Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась: след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк - и в сторону. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула в бок - по свежему следу: бежит, бежит - встала: оборвался след! Куда теперь? Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к петле подошла, всю её выследила. Идёт, идёт, видит - обманул её заяц: никуда след не ведёт! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.
А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залег под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из- под хвороста - и в чащу. Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…
А на пне сидит большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по спине бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примяг. Где филин крыльями хлопал, - там знаки на снегу, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.
(по В.В. Бианки)
2. Подбери заголовок к прочитанному произведению и напиши его перед текстом.
3. Определи жанровую принадлежность прочитанного текста, обведи правильный ответ.
а) стихотворение б) статья
в) басня г) рассказ д) сказка
4. Какое значение имеют выделенные в тексте слова и словосочетания?
а) «Набродили» - ______________________________________________
б) «Разберем по складам» - ______________________________________
в) «… жировал…» - ____________________________________________
г) «… как прыснет из-под хвороста…» - ___________________________
5. В какой зависимости находятся объекты живой природы в этом тексте? Составь 1-2 цепи питания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. О каких природных сообществах (экосистемах) упоминается в этом тексте. Заполни таблицу.
Название экосистемы Типичные представители животного мира Типичные представители растительного мира
7. О каких атмосферных осадков говорится в тексте? Полезно ли их большое количество? Объясни свой ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Спиши третий абзац текста. Проверь написанное, исправь, если нужно, ошибки. Обведи служебные части речи. Разбери по составу слова, обозначенные цифрой 2.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выпиши из текста 5 имён прилагательных и подбери к ним анонимы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Выпиши из текста по одному примеру глаголов, в которых:
а) звуков больше, чем букв ______________________________
б) букв больше, чем звуков ______________________________
в) одинаковое количество звуков и букв __________________________
11. Выпиши из текста 3 имени существительных и подбери к ним синонимы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Приведи из текста по одному примеру слов на указанные в таблице орфограммы. Форму слов менять не нужно.
Орфограмма Примеры слов Проверочные слова (где возможно и где необходимо)
Буква парного согласного Буква непроизносимого согласного Буква проверяемого безударного гласного Разделительный «Ь» «Ь» - показатель мягкости Буква непроверяемого безударного гласного Буква удвоенного согласного Буквы «и, у, а» после шипящих Орфограмма - пробел Буква безударного гласного в падежных окончаниях имен существительных 13. В тексте встречаются слова: «круг», «двойка», «час». Что они обозначают с точки зрения математики? Обведи правильный ответ.
а) Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью.
б) Круг - это дуга, которая строится вокруг точки, называемой центром.
в) Двойка - это знак (цифра) для обозначения числа «два».
г) Двойка - это однозначное число.
д) Двойка - это плохая отметка в школе.
е) Час - это величина, равная полному обороту минутной стрелки на циферблате часов.
ё) Час - это единица измерения времени, равна 60 минутам.
14. а) Допустим, что скорость зайца 400 м/мин, а скорость лисы 200 м/мин. Во сколько раз больше расстояние пробежит заяц за 3 минуты, чем лиса за это же время? Запиши решение задачи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Какой вопрос следует задать к условию задачи, чтоб последнее действие в решении соответствовало модели.
на
- =(М) - меньше.
Запиши вопрос ____________________________________________________________
Выполни действие для ответа на него._____________________