Программа кружка научно-технического творчества Образовательная робототехника


«Рассмотрено» Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы:
протокол №____
от «____»______ 20___г _________/Никулина Т.В/ __________ /Горбунова О.Г./
«___»_________2016г. «____»__________2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка научно-технического творчества
«Образовательная робототехника»


Программу составил: учитель физики Потанин А.Н.

г. Ковылкино - 2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc123848851 \h 3Цели и задачи курса PAGEREF _Toc123848852 \h 4Форма контроля PAGEREF _Toc123848853 \h 4Срок обучения PAGEREF _Toc123848854 \h 4Методы обучения PAGEREF _Toc123848855 \h 5Формы организации учебных занятий PAGEREF _Toc123848856 \h 5Содержание курса PAGEREF _Toc123848857 \h 6Календарно-тематическое планирование PAGEREF _Toc123848858 \h 8В результате обучения учащиеся должны PAGEREF _Toc123848859 \h 10Перечень учебно-методического обеспечения PAGEREF _Toc123848860 \h 11ЛИТЕРАТУРА PAGEREF _Toc123848861 \h 11
Пояснительная запискаСуществует множество важных проблем, на которые никто не хочет обращать внимания, до тех пор, пока ситуация не становится катастрофической. Одной из таких проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Рабочая программа, составлена на основании: •Учебного плана МБОУ «Ковылкинская СОШ №2» на 2016- 2017 учебный год; Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора Robo-Robo , базовые детали, компьютеры.

Цели и задачи курсаЦель: обучение основам конструирования и программирования
Задачи:
Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую  личность ребенка.
Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
Развивать мелкую моторику.
Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
Форма контроляВ качестве домашнего задания предлагаются задания для учащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме; •Выяснение технической задачи, •Определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.
Срок обученияВсего часов на изучение программы ___68___
Количество часов в неделю __2____
Методы обученияПознавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров; моделирование; изучение иллюстраций; анализ и обобщение демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий метод (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятийСреди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются
практикум;
урок-консультация;
урок-ролевая игра;
урок-соревнование;
выставка;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
Содержание курсаВведение (1 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете физики и при работе с конструкторами.
Конструирование (22 ч.)
Правила работы с конструктором Robo-Robo .
Основные детали конструктора Robo-Robo . Спецификация конструктора.
Сбор непрограммируемых моделей. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры:
• Датчик касания;
• Датчик освещенности.
Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Программирование (26 ч.)
Языки программирования. Разделы программы, уровни сложности. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования . Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами, соединение команд.
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.
Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.
Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками.
Проектная деятельность в группах (17 ч.)
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с кружковой работой. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Повторение (2 ч.) Повторение изученного ранее материала.
Календарно-тематическое планирование№ урока Тема Количество часов Дата
Введение (1 ч.)
1 Правила поведения и ТБ в кабинете физики и при работе с конструкторами. 1 Конструирование (22 ч.)
2-3 Правила работы с конструктором Robo-Robo . Основные детали. Спецификация. 2 4 Кнопки управления. 1 5-10 Сбор непрограммируемых моделей. 6 11 Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы. 1 12-14 Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. 3 15 Параметры мотора и лампочки. 1 16 Изучение влияния параметров на работу модели. 1 17 Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры:
• Датчик касания;
• Датчик освещенности. 1 18-19 Модель «Выключатель света». Сборка модели. 2 20-22 Разработка и сбор собственных моделей. 3 23 Демонстрация моделей 1 Программирование (26 ч.)
24 Визуальные языки программирования 1 25 Разделы программы, уровни сложности. 1 26 Передача и запуск программы. 1 27 Окно инструментов. 1 28 Изображение команд в программе и на схеме 1 29 Работа с пиктограммами, соединение команд 1 30 Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп 1 31 Составления программы по шаблону 1 32 Передача и запуск программы 1 33 Составление программы 1 34-35 Сборка модели с использованием мотора 2 36-37 Составление программы, передача, демонстрация 2 38-39 Сборка модели с использование лампочки. 2 40-41 Составление программы, передача, демонстрация 2 42-43 Линейная и циклическая программа. 2 44-45 Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. 2 46-47 Датчик касания 2 48-49 Датчик освещенности 2 Проектная деятельность в группах (17 ч.)
50 Выработка и утверждение тем проектов 1 51- 64 Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков 14 65 Презентация моделей 1 66 Выставка 1 Повторение (2 ч.)
67-68 Повторение 2 ИТОГО: 68 В результате обучения учащиеся должныЗНАТЬ:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов Robo-Robo;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как использовать созданные программы;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
создавать программы на компьютере для различных роботов;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
УМЕТЬ:
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора Robo-Robo;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
передавать (загружать) программы ;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов.
Перечень учебно-методического обеспеченияИндустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
Наборы образовательных конструкторов Robo-Robo:
ЛИТЕРАТУРАКружок робототехники, [электронный ресурс]//http://robo-robo.rkc-74.ru/index.php/- robo-robo
В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://robo-robo.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.