Статья на тему Организация ранней помощи в условиях школы-интерната Часть 1


Организация ранней помощи
в условиях коррекционной школы-интерната
Докторова Д.Е.,
заместитель директора по УВР
учитель - дефектолог
МОКУ С(К)ОШ-И №34

Одним из определяющих направлений стратегических преобразований школы-интерната намечено дошкольное обучение и воспитание;данный вопрос модернизирован открытием с 2013-3014 учебного года на базе интерната подготовительного класса для детей разного возрастного диапазона, не охваченных организованным дошкольным образованием (классный руководитель Юмшанова Я.И., воспитатели Дягилева Н.Г., Аргунова А.А.).
Класс укомплектован в количестве 9 детей от 5,5 до 6 лет, 80% из которых не посещали дошкольные образовательные учреждения.
По заключению городской ПМПК рекомендовано наблюдение у невропатолога – 6 ученикам, занятие логопеда – 7.
Из 9 дошкольников: интеллект в норме - 6/66%, ЗПРР - 1/11%, социальные депривация - 2/22%.
Для достижения динамических результатов образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста имеются адекватные условия сопровождения:
наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;
построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития, стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь школы-интерната, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей);
событийный характер в организации жизнедеятельности детей;
проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.
-3810474154530822904747895Учителем (Юмшанова Я.И.) адаптированы учебные программы, построенные на основе преемственности связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, содержащие планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями: русский язык «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» составители Г.Ф.Маршинкевич., чтение – «Развитие речи» в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Развитие речи для подготовительной группы» - автор-составитель КТП Л.Е.Кыласова; математика – на основе БДОП по УМП «Математика в саду» под редакцией В.П.Новиковой., «Развитие элементарных математических представлений для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР» - Морозова И.А., Пушкарева М.А.; Окружающий мир на основе БДОП «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» - Л.А.Парамоновой.
Расписание образовательного процесса в подготовительном классе было составленов соответствии с СанПиНом. Обучение осуществлялось с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводились по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использовался «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии.
Психолого-педагогическое сопровождение проводилось по следующим направлениям:
Профилактическое направление - работа с обучающимися велась по программам:
Программа «Вместе: играем, учимся, переживаем» И.В. Рахновской коррекционно-развивающей работы по адаптации учащихся подготовительного, первого класса.
Программа работы в РИК (релаксационной игровой комнате) для детей младшего школьного возраста: (с элементами сказкотерапии на основе программы «В гостях у Феи» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, М.А.Панфиловой.,«Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми дошкольного возраста», Н.М.Сертакова).
2. Просветительское направление:
•повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
•информирование всех участников образовательного процесса по индивидуальным запросам.
3.Диагностическое направление:
На этапе диагностики изучены индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Особенности развития учащегося рассмотрены на школьном консилиуме (сентябрь, январь, май). Из 9 обследованных детей - интеллект в норме – 6/66%, «ЗПРР» - 1/11%, социальные депривация (запущенность) – 2/22%.С результатами мониторингов участники образовательного процесса ознакомлены на классных родительских собраниях и индивидуальных консультациях.
25.10.2013 – Организационное родительское собрание
25.12.2013 –Мониторинг достижения детей планируемых результатов освоения программы (начало)
21.03.2014 - Мониторинг достижения детей планируемых результатов освоения программы (промежуточный результат)
23.05.2014 – Мониторинг детского развития (итоговый результат).
4. Коррекционно-развивающее направление (осуществляется в индивидуально-групповой форме):
•коррекция и развитие познавательной сферы ребёнка;
•коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка;
•коррекция и развитие личностной сферы ребёнка.
По результатам видовой диагностики на КРЗ специалистов зачислены 4 ученика (по показаниям) с программной коррекционной работой, организовано индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (Василиса К., Слава С., Вика Х., Зарина Б.,) с учетом их потенциальных возможностей.
5.Консультативное направление:
Оказана консультативная помощь всем участникам образовательного процесса по проблемам:
вопросы адаптационного периода в новых жизненных условиях;
04502153060700420370детско-родительские отношения;
межличностные отношения в социальной среде;
сопровождение психолого-педагогического процесса (планы взаимодействия, коррекционные дневники).
Результаты деятельности, качество образования.
Управление реализацией образовательной программы подготовительного класса обеспечило положительные результаты.
Для организации образовательного процесса администрацией школы-интерната была подготовлена нормативно-правовая база.
Процесс социально-психологической адаптации первоклассников (первично) прошел в психологической комфортной обстановке.
Формирование социально значимых практических умений и навыков:
Создана атмосфера доброжелательного общения, поддержание активности детей.
На начальном уровне сформированы элементарные представления о навыках.
Стимулированы проявления самостоятельности с одновременным увеличением количества требований и поручений.
Проводимые рейды, конкурсы показывают сформированность знаний, умений и навыков самообслуживания разной степени выраженности.
Сформированность практических навыков имеет положительную динамику.
Прохождение программы по основным предметам
Основные предметы Количество часов по программе Количество часов
по факту
Русский язык (обучение грамоте) 129 129
Чтение 96 96
Математика 98 98
Ознакомление с окружающим миром 63 63




Показатели динамики формирования интегративного качества
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
(пособие «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».Подготовительная группа /Ю.А.Афонькина.- Волгоград:Учитель,2013.)

Мониторинг проведен по следующим показателям: игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд, музыка.
Сводная таблица по группе детей (9 детей):
Уровни Высокий Выше среднего Средний Низкий
1 п/г 2п/г 1п/г 2п/г 1п/г 2п/г 1п/г 2п/г
Количество детей - 2 2 4 4 3 3 -
Показатели % - 22% 22% 44% 44% 33% 33% -


По результатам мониторинговой системы, имеющей прогностический характер на конец 2013-2014 учебного года имеем следующие перспективные линии развития ребенка:
Из 9 детей имеют:
высокий, выше среднего уровня сформированности интегративных показателей - 6 / 66%;
средний уровень – 3 / 33%;
по рекомендации школьного ПМП-консилиума от 22 мая 2014 года двоих учеников (Славу С., Зарину Б.)направить на городскую ПМПК для определения формы обучения по программе 7 вида; ученицу (Василиса К,), имеющей диагноз «ЗППР» перевести в 1-й класс по программе 7 вида по заявлению родителей с обучением и проживанием в школе-интернате.

Воспитательный блок
Интернатным проживанием по заявлению родителей охвачено 8 детей, 1 воспитанник по статусу кратковременного пребывания. С воспитанниками подготовительного класса с первых дней обучения в школе-интернате велась целенаправленная работа по сплочению детского коллектива, по адаптации маленьких воспитанников к жизнедеятельности в школе-интернате. Педагоги вели работу по обеспечению дружеских взаимоотношений между детьми, по привитию навыков самообслуживания, по формированию общеучебных умений и коммуникативных навыков детей.
Возникшие вопросы адаптации и социализации в новых для них жизненных условиях, повлекшие изменения домашней обстановки (5-дневные круглосуточные условия проживания с выполнением распорядка дня, режимных моментов интерната