Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему Правописание слов с безударными гласными в корне


3-А класс
24.11.2016
Урок 55.Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне
Цели урока:Предметные:
усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
расширение творческой деятельности учащихся;
формирование объективной самооценки.
Личностные:
формирование личностных универсальных учебных действий;
развитие внимания, мышления, интереса к языку.
Ход урока
I. Организационный момент Психологический настрой на работу.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно пожелайте своему соседу хорошего настроения на уроке.
Проверка готовности к уроку.
-Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
-У вас на партах лежат кружочки, цвета светофора. Посмотрите и покажите свое настроение. Если у вас сейчас грустное настроение покажите красный цвет, если среднее – то жёлтый, а если отличное – то зеленый.
-Я надеюсь, что у вас настроение в конце урока улучшиться.
-Итак, приступим к работе.
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.)
III. Актуализация знаний
1.Индивидуальная работа.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость согласных.
Солнце село, но в л.су ещё св..тло. Птицы весло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам деревьев.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
На л.сной п..лянке кланяются лиловые к..локольчики, вьётся цепкий горошек, к..чаются одуванчики и б..леют высокие ромашки. Проп..лзают по былинкам жучки-коровки, выб.гают на дорожку шустрые мур..вьи, порхают над цв..тами бабочки. Д..ловито звенит над п.ляной пч.ла.
2. Орфографическая минутка
(Запись под диктовку.)
Вершина, бежать, низина, замерзать, держал, далёкий, голодать, полезный, резьба, помогать, кленовый, тяжёлый.
(Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Гн..здо, к..рмушка, с..бака, л..нивец, г..лодный.
— Чем похожи все слова? (Слова с безударными гласными в корне.)
— Какое слово лишнее? Почему? (Собака - слово с непроверяемой орфограммой.)
— К остальным словам подберите проверочные слова.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Способы подбора проверочных слов
подбираем однокоренное слово: изменяем форму слова:
звонок – звон мосты – мост
шагать - шаг стена - стены
- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными.
Читаю слово.
Определяю ударение.
Подбираю однокоренные слова.
Выделяю корень.
Подбираю проверочное слово.
Пишу гласную.
Запомните!
Проверяйте по словарю Проверяйте ударением
вестибюль долина — дол
ветеран далекий — даль
ателье примирить (друзей) — мир
фойе примерять (платье) — примерка
помидор посвятить — свято
горизонт посветить — свет
1. Работа по учебнику
Упр. 196 (с. 105).
— Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.
— Найдите в каждом предложении слова, которые произносятся одинаково.
— Объясните написание этих слов.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
2. Устный диктант
(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный.) Село, глядеть, косилка, подарил, снегирь, зима.
VI. Физкультминутка Упражнения для формирования правильной осанки
1.У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
VII. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику
Упр. 197 (с. 106).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Назовите антонимы.
2. Работа в группах.
Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
уд…вительно (диво, дева)
л…пить (липка, лепка)
м…стерить (мост, мастер)
л…нивый (лень, линька)
скр…пучий (скрепка, скрип)

Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы
дворы, двор, дворовый
дождь, дождливый, дождик
и

Проверка выполнения задания
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
— Прочитайте. Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясните написание этих слов.
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и посидел.
2. Шарады
С е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С и — учительница часто
Говорит в конце урока. (Спеши — спиши.)
Делать с и спокойно нужно,
Если слушаешь урок.
Будешь с е ещё не скоро,
Не пришёл ещё твой срок. (Сидеть — седеть.)
С и недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С е же делать нелегко,
Коль забрался высоко. (Слизать — слезать.)
С буквой е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство —
Делай быстро с буквой и. (Запевай — запивай.)
С буквой а с грибами сделай,
Ешь, не бойся ничего.
Не открыть малышке двери —
Помоги-ка с буквой о. (Отвари — отвори.)
С и нам долго находиться
Можно в городе, в селе.
При еде, чтоб не давиться,
Надо сделать с буквой е. (Проживать — прожевать.)
— Как проверить безударный гласный в корне слова?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание : Упр. 196 (с. 105).