План-конспект занятия внеурочной деятельности общекультурного направления в3 классе по теме Лепка игрушки по мотивам народных образцов


План-конспект занятия внеурочной деятельности общекультурного направления в3 классе по теме
Лепка игрушки по мотивам народных образцов
Цели занятия: ознакомление с глиняной игрушкой, как с одним из видов народного творчества;
углубление знаний учащихся о пластической выразительности формы, совершенствование понятия художественной формы в искусстве (правило визуальной соразмерности);
расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства и привитие любви к этому виду творчества.
Оборудование: образцы глины,
глиняные игрушки и цветные иллюстрации мастеров с. Дымкова, д. Петровское, д. Филимоново, с. Абашево;
матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские;
схемы, изображающие особенности пластических форм игрушек разных художественных школ;
динамическая таблица, отражающая этапы лепки игрушки.
Материал для детей: подкладная доска (фанера, плотный картон), блюдце с водой, стеки (можно использовать ручки от кисточек или отточенную палочку).
Ход урока:
Оргмомент.
Беседа.
Ой, вы, гой еси, дети - милые!
Ой, вы, гой еси, гости – званные!
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядили класс, поукрасили?
А расскажем мы нынче сказочку,
Может сказочку, может быль пойдет,
И не быль совсем – правда чистая,
Мы расскажем вам, вы послушайте!
А) А перво-наперво вы ответьте мне, что изображено на этих иллюстрациях?
Б) Как можно обобщить ваши ответы? Предметы какого искусства здесь представлены? (Декоративно-прикладного)
В) Что такое декоративно-прикладное искусство?
Г) из какого материала сделаны эти предметы? (Из дерева и глины)
(Звучит мелодия «Коробейников», под которую мальчик и девочка в русских костюмах вносят плетеный короб и ставят его на стол)
Ребята! Конечно вы догадались, почему наша встреча началась с этой знакомой русской песни. Правильно, потому что в центре нашего внимания сейчас будет вот эта самая «коробочка», а вернее старинный русский короб. И конечно он располным-полон. А вот чем? Давайте подумаем, чем может быть наполнен короб?
Конечно вещами старинными, русскими. И конечно игрушками. Но не найдете вы в нем заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что в нем лежат не менее красивы, и не менее знамениты в мире.
А особенность их в том, что, как и сам короб созданы они руками знаменитых русских мастеров, да ими же и придуманы.
Итак, откроем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка).
Что вы знаете об истории создания матрешки? (90 лет назад, под Москвой художником Милютиным)
Какие бывают матрешки? (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, Марийская)
В чем их отличие? (в росписи)
Какие основные части можно выделить в матрешке? (туловище и голова). Совершенно верно! При этом они плавно переходят друг в друга.
Физкультминутка: (можно использовать танец-песню «Мы матрешки – вот такие крошки)
Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки.
А теперь снова заглянем в короб. Кто же это?
С переливами поет
Утром будит весь народ,
Золотистый гребешок
Гордо носит … (петушок)
Этот петушок глиняный. А если его поднести к губам и дунуть, то запоет он заливисто и звонко. Да он здесь не один, есть у него в коробке братцы: мужичок, играющий на гармошке, конь с лихим наездником. Вы согласны, что это братцы петушка?
Совершенно верно! Все они без яркой красочной росписи, лишь покрыты глазурью зеленовато-болотного отлива. У всех игрушек 3 точки опоры: 2 ноги и хвост-свисток.
Но история этих игрушек печальна, т.к. умер мастер в 1986 году и ни кому не передал секрета своего мастерства. И вот сейчас мастера из Костромы пытаются овладеть секретом изготовления петровской игрушки. Да и сын принялся осваивать отцовское мастерство. Кто знает, может и возродится петровская игрушка.
А теперь новая игрушка! Кто это?
Гордый, важный, пышный, статный
В оперении нарядном: синий, желтый, красный круг –
Распушил свой хвост… (индюк)
Этот индюк тоже глиняный. Мастерят таких индюков умельцы Кировской области, а вот как называется село, которое послужило названием этих игрушек, вы мне сейчас, думаю назовете? (Дымково)
Совершенно верно, это дымковская игрушка. Скажите, а какая еще, кроме индюков, игрушка-любимица этих мастеров? А ответить поможет мелодия. (звучит «Барыня»)
Правильно, «Барыня». Скажите, ребята, а с какими барышнями вы еще знакомы. (Абашевской, Филимоновской)
Давайте сравним формы этих барынь.
Филимоновская (Тульская область) Абашевская (Пензенская область) Дымковская
(Кировская область)
Вытянутые пропорции
Высокие юбки-колоколы с плавным пологим расширенным книзу.
По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. Сдержаны, и при этом очень декоративны. Декоративность проявляется не только в окраске, но и в линиях силуэта Так же имеют ярко выраженные особенности пластики и росписи.
В фигурах барынь выделяются головы в кокошнике, шляпе или просто с высокой пышной прической, грудь, юбка-колокол с передником. На руках у барыни либо ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока.
Мы с вами сравнивали барынь. А теперь скажите, какое общее свойство, вернее прием характерен для них? (Предельное обобщение – т.е. при лепке фигур индивидуальные отличия отбрасываются и вылепляются только типовые признаки предмета)
В данном случае в женских фигурах отмечены голова, грудь, руки, и конус – юбка. Сегодня мы с вами и попробуем вылепить барышень из глины.
Практическая работа.
На нашем сегодняшнем занятии вы, ребята, не учащиеся 3 класса, а мастера в творческой мастерской. Каждый из вас сегодня может проявить и продемонстрировать свое творчество и свои способности.
Но прежде чем приступить к работе с глиной мы должны вспомнить правила работы с ней. (Доска нужна не только для защиты парты, но и для поворачивания изделения. Вода нужна для смачивания рук в процессе лепки, чтобы изделие было гладким)По указанию учителя дети прикрепляют глину к доске. (По ходу занятия учитель напоминает последовательность основных операций. И ведет фронтальную проверку.)Далее делается заготовка. Затем применяется принцип соразмерности головы и туловища, толщины, высоты игрушки.
После уточнения строения изделия дети выравнивают заготовку, придают ей нужную форму барышни.
Так лепка барышни заканчивается, т.к. остальные детали не лепные, а рисовальные.
Итог занятия.
Сегодня мы с вами, ребята, еще раз вспомнили народные игрушки. И даже сами дали первую жизнь своим игрушкам.
А скажите, почему я говорю «первую жизнь»?
Совершенно верно, ведь у глиняных игрушек жизнь не одна, а несколько. Чтобы наши барышни были красивы и радовали глаз, они должны еще не раз родиться.
2 жизнь – это сушка,
3 жизнь – обжиг
4 жизнь – грунтовка,
5 жизнь – повторный обжиг,
6 жизнь - роспись
и вот только тогда они станут веселыми.
На этом наш урок окончен, до встречи с барышнями на уроке рисования.
Итог – показ игрушек.