Перспективный план сюжетно-ролевой игры в старшей группе


ПЕРСПЕКТИВЫЙ ПЛАН сюжетно – ролевой игры
в старшей группе
Сентябрь
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Семья»
Диагностика игровых умений и навыков детей. Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.
Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья».
Беседа: «Как мы играем с куклами»
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым». Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители. "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"
2 «Детский сад»
Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги. Экскурсия по детскому саду.
Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада.
Беседа: «Кто и как работает в нашем саду».
Д/игра «Режим дня».
Чтение рассказов и стихов о детском саде:
«Про себя и про ребят»,
«Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков;
«Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова.
«За обедом» С.Баруздин.
Рисование на тему: «Детский сад».
Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители."Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.октябрь
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Поликлиника» + «Аптека»
Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача. Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».
Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами.
Экскурсия в аптеку.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Чтение произведений:
«Лечу куклу» П.Образцов;
«Врач» И.Драг
Изготовление атрибутов к игре. Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др.Касса, деньги, рецепты.
Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, компьютер. "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет к Кате"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".
2 «Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека»
Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Беседы «Личная гигиена»,«Микробы», «Здоровье и болезнь».
Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина«Наш доктор» А.Кардашова«Едет, спешит мальчик» М.Коршунов
Беседа о деятельности мед. персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий. Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон."Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".
ноябрь
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Парикмахерская» + «Семья»
Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни.
Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей
Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др.«Открытие парикмахерской»;
«Мама ведёт дочку в парикмахерскую»;
«Папа ведёт сына в парикмахерскую»;
«Вся семья посещает парикмахерскую»;
«Мама делает причёску на праздник 8марта»;
«Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек».
2 «Магазин» (супермаркет)
Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.
Экскурсия в магазин.
Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет».
Чтение:
«Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров, Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.
Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.«В овощном магазине», отделы: «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Декабрь
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Почта»
Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. Занятие по предметному миру: «Знакомство с почтовыми принадлежностями».
Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом.
Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,
Рассматривание иллюстраций по теме.
Изготовление новогодних открыток на аппликации.
Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.
Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, компьютер, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны.Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители.
Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей.
2 «Водители»
Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД. Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».
Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице»,
Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;
Б.Житков «Светофор».
Конструирование автобус, мосты.
Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.
Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей).Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного
движения.
январь
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Библиотека» Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. Формуляры, книги, картотека, компьютер. Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
2 Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси»
Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Занятия:
предметный мир «Посуда»
аппликация «Чайный сервиз»
Чтение:
«Обедать!» Н.СаконскаяИзготовление совместно с детьми атрибутов к игре:
вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов.
Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. Открытие кафе «Сластёна»; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды.февраль
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Пограничники»
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.
Занятия: «Пилотка» (оригами)
Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?»
Чтение стихов и рассказов о пограничниках:
«На заставе» А.Барто,
«Пограничник» С.Маршак.
Разучивание песен о пограничнике.
Изготовление атрибутов для игры. Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски.
Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д.
2 «Транспорт» - ГИБДД
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения»
«Зачем нужны дорожные знаки»
Чтение:
«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей).Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
март
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Зоопарк»
Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?».
Изготовление альбома «Зоопарк».
Рассматривание иллюстраций по теме.
Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).
Дид. игра «Кого везут в зоопарк?»
Лепка животных.
Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк». Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные. "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С.Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т.п.
2 «Ферма»
Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием сюжетных картин, чтение пословиц:
Всякий дом хозяином держится.
От хозяйского глаза и конь добрей.
Без коровы – не хозяйство.
У свиньи сало в корыте.
Каков пастух – таково и стадо.
Как накормишь, так и надоишь.
Познакомить с профессиями фермера, животновода, птичницы, доярки, пастуха, плотника.
Строительный материал, с/х инструменты, ведерки, косынки, инструменты плотника, игрушки – животные.«Строим загоны для скота, ограждения», «Едем на автобусе на ферму», «Убираем загоны», «Кормим животных», «Ветеринар обследует животных, назначает лекарства» и т.п.
апрель
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Строители»
Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение. Занятия:
Аппликация: «Строим дом»
Рисование: «В городе построены разные дома».
Рассматривание иллюстраций по теме.
Чтение:
«Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин,
«Строители» Г.Люнцин«Строитель» Н.А.Кнушевицкая.
Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну. Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы.
Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта.
По ходу игры воспитатель (бригадир) советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д.
2 «Ветеринарная лечебница»
Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете.
Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций.
Беседа с детьми на тему:
Изготовление атрибутов к игре: вывеска лечебницы. Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. Открытие ветеринарной лечебницы: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты.
Приход больных, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт.
май
№ Название игры
Задачи Предварительная работа Игровой материал Сценарий игры
1 «Швейное ателье»
Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями (заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. Экскурсия в кабинет кастелянши.
Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Рассматривание образцов тканей. Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Рассматривание иллюстраций по теме.
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др.); выкройки, бланки заказов и др. Выбор заказчиком модели по журналу мод; закройщица снимает мерки, делает выкройку, приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения; портниха выполняет заказ, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ.
2 «Фотоателье»
Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу,
познакомить с новой ролью – фотограф. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Компьютер, детские фотоаппараты, зеркало, расческа, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.