Влияние социальной действительности на формирование героического эпоса Древнерусского государства


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Секция история
Влияние социальной действительности на формирование героического эпоса Древнерусского государства.

Автор: Закиржанова Венера,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
6 «Б»класс. Руководитель: Пашкова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалифицированной категории
г. Черногорск, 2014
Оглавление:
I. Введение………………………………………………………………...4
II. Основная часть
2.1 Киевская Русь………………………………………………………….5
2.2. Внешняя политика………………………………………………...….5
2.2.1 Хазарский каганат…………………………………………….......5-6
2.2.2 Древнерусское государство и Византия…………………….….…..6
2.2.3 Борьба с кочевниками………………………………………...…….7
2.3. Былинные образы врагов – реальные внешнеполитические противники Руси………………………………………………………..8-9
2.4. Образ Ильи Муромца……………………………………….….…9-10
2.5. Исцеление Ильи…………………………………………………10-11
2.6. Анализ былин……………………………………………………….11
2.6.1 Илья Муромец и Соловей-разбойник……………………………11
2.6.2 Илья Муромец и Идолище………………………………………..11
2.6.3 Илья и Жидовин…………………………………………….…12-14
III. Заключение……………………………………………………..15-17
IV. Список использованной литературы…………………….……..18
V Приложение ………………….………………………………..….19-21
I. Введение
История позволяет осмыслить опыт, ценность которого сильно зависит от способности правильно его воспринимать. Одной из форм сохранения сведений о прошлом является эпос - «старина», былина. Эпос позволяет взглянуть на действительность глазами народа, принимающих участие или присутствующих при описываемых событиях. Целый мир русской жизни открывается в былинах.
«Былины - наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа. Былины эпические поспи о событиях Древней Руси, возникшие и народной среде отразившие народные идеалы» - так характеризует современная фольклористика значение, содержание и происхождение былин.
Их основной герой - богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Русский эпос чаще всего простирался на территории Киевской Руси.
Объектом исследования является отражение социальной стороны в эпосе.
Предметом исследования является феномен социальной практики Древнерусского государства, отразившейся в славянском эпосе.
Цель работы: рассмотреть влияние социальной действительности на формирование героического эпоса Древнерусского государства.
Задачи работы:
рассмотреть историческую действительность становления международных отношений Древнерусского государства с соседями.
определить, как международные отношения выразились в героическом эпосе.
рассмотреть образ богатыря Ильи Муромца, как собирательный образ защитника Родины.
Гипотеза: в былинах историческая действительность дополняется художественным вымыслом, но отражает жизнь Древней Руси.
Практическая значимость: возможность использования материалов работы при изучении истории Древнерусского государства.
II. Основная часть
2.1 Киевская Русь.
Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.
В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237-1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.
Жизнь развивалась, а вместе с ней и люди. Народ стал заниматься ремеслом. Основными занятиями на Руси являлись: металлургия и металлообработка железа и стали, обработка дерева, обработка цветных металлов, прядение и ткачество, обработка кожи, гончарное дело, земледелие, бортничество, скотоводство.
2.2 Внешняя политика.
Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских»
2.2.1 Хазарский каганат.
В конце IX и в X в. Русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства, некоторые славянские племена платили хазарам дань.
Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря. Во второй половине началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами. На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце X в. Русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.
2.2.2 Древнерусское государство и Византия
Важное значение имели в этот период отношения Руси с Византией. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. К тому времени там уже было построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносили попеременный успех то одной, то другой стороне». Развитие древнерусского государства проходило во взаимодействии с народами соседних стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная тогда Византийская империя. Русско-византийские отношения IX–X вв. носили сложный характер. Они включали в себя и мирные экономические отношения, политические и культурные связи, и острые военные столкновения. Несмотря на свое могущество, Византия постоянно подвергалась нашествию со стороны славянских князей и их дружинников. В то же время византийская дипломатия стремилась превратить Русь в зависимое от Византии государство. В этих целях она решила использовать и христианизацию Руси. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а князю Олегу удалось даже захватить столицу Византии - Константинополь. Летописец рассказывает, как Олег, собрав множество варягов, словен, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, двинулся на Византию «на конех и на кораблех». Греки замкнули гавань цепью и заперлись в Константинополе. Олег разграбил городскую округу и сотворил «много зла», а потом поставил корабли на колеса, развернул паруса и двинулся при попутном ветре на город. Греки ужаснулись при виде наступавшей русской рати и запросили мира, пообещав Олегу выплатить дань, какую он захочет. Олег остановил войско. Начались переговоры, которые в дальнейшем закончились заключением мирного договора Руси с Византией. «Во второй половине X в. Начинается более активное русско-византийское сближение. Идя на это сближение, византийские императоры одновременно рассчитывали использовать русские дружины в войне, со своими соседями.Новый этап отношений Руси с Византией и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, проводившего активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, разгром которого в 965 г. привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство».
2.2.3 Борьба с кочевниками
Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызвали беспокойство у Византии. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Планы византийцев не оправдались. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переславец на Дунае. Поскольку этот исход был нежелательным для византийцев, они начали войну с Русью. Хотя русские дружины и сражались храбро, силы византийцев намного превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать нападений. На этом, однако, события не заканчивались. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использует печенегов. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли северное Причерноморье. На днепровских порогах печенеги напали на русское войско, Святослав погиб в бою. Следующая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. Дружина Владимира помогла подавить восстание. Однако византийский император не спешил выполнять свое обещание выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Между тем брак этот имел для Руси важное политическое значение. Дело в том, что византийские императоры занимали в тот период самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы и женитьба на византийской принцессе заметно поднимала международный престиж русского государства. Чтобы добиться выполнения договора, Владимир начал военные действия против Византии. Победив Византию, он добился не только выполнения договора, но и независимости своей внешнеполитической деятельности от византийского императора. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Это положение Руси нашло отражение и в династических связях русских князей. В те годы Древнюю Русь с Германской империей и другими европейскими государствами объединяли династические связи. «К этому времени древнерусское государство становится одной из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии. Взаимоотношения с сопредельными государствами и народами носили неоднозначный характер.
Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы - Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.
2.3 Былинные образы врагов - реальные внешнеполитические противники Руси.
В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина Змеевича просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом. Под именем Жидовина выводится Хазария, где государственной религией был иудаизм. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непросто складывались отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они - и князь, и герои - в конце концов, решали одно общее дело - дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых. А в некоторых былинах отразились легендарные времена борьбы предков восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами. Сказочные сюжеты летописи о чудесном спасении Владимира и белгородцев, о бескровной победе русских на Трубеже не должны вводить в заблуждение. В реальной жизни все было намного страшнее и драматичнее. Печенежские вторжения губительным образом сказывались на жизни южных земель Руси. Без радикальных мер по их защите нечего было, и думать об успешном отражении печенегов.
К счастью для Руси, Владимир Святославич адекватно оценивал печенежскую опасность. Понимая, что на юге Руси недостаточно сил для осуществления такой грандиозной задачи, Владимир привлек для этого людские резервы всей страны.
Борьба с печенегами положительно воспринималась населением Киевской Руси. О подвигах Владимира Красное Солнышко, Ильи Муромца и Добрыни Никитича народ слагал песни. В героическом эпосе (былинах) нашла отражение жизнь городов, которые призваны защищать Русь от кочевников. Былины, повествующие о древних богатырях тех времен, сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.
Монголо-татарское нашествие на Русь является одним из самых значительных и драматических событий в русской истории периода феодализма. Полчища Батыя, лавиной прокатившиеся по русским землям, подвергли их страшному опустошению, нанесли колоссальный урон производительным силам, разорвали многовековые торговые и культурные связи Руси с соседними странами; над русским народом повисло тяжкое иноземное иго.
История установления монголо-татарского ига, характер взаимоотношений русских князей с Ордой, международное положение русских княжеств, политическая борьба в Северо-Восточной Руси во второй половине XIII-XIV вв., причины усиления одних феодальных центров и ослабления других, процесс формирования русского централизованного государства и русской народности - все эти вопросы невозможно осветить с достаточной полнотой без ясного представления о событиях нашествия Батыя.
Таким образом, основными соперниками Древнерусского государства являлись печенеги, половцы, Хазарский каганат, монголо-татары.
2.4 Образ Ильи Муромца.
Главные герои киевского цикла былин - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын.
Образ Ильи - наиболее зрелое и наиболее совершенное создание русского эпоса. Образ этого могучего героя не может быть счерчен вкратце; он постепенно предстанет перед нами по мере того, как перед нашими глазами пройдут главнейшие из совершаемых им подвигов. Только могучий народ в одну из решающих эпох своей истории мог создать этот монументальный и величественный, но вместе с тем простой в своей человечности образ национального героя. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Основная черта Ильи - беззаветная, не знающая пределов любовь к родине. Этим определяются и все его остальные качества. У него нет никакой «личной» жизни вне того служения, которому он себя всецело посвятил: вне служения Киеву и Руси. Его служение - глубоко сознательное. Он не менее смел и удал, чем его младшие собратья, Добрыня и Алеша. Но к их порывистой смелости в образе Ильи присоединяется опытность и зрелость, которые даются только с годами. Он всегда стар, изображается седым, с развевающейся по ветру белой бородой. Но старость не может сломить его могучей духовной и физической силы: в бою он страшен врагам и никогда не знает ни малейшей пощады для них. Ненависть к врагам есть одно из проявлений его любви к родине. Когда дело идет не о врагах, он всегда великодушен и добр. Он честен до мелочей и прям. Все эти качества делают его наиболее любимым героем народа, который, сам того не сознавая, в лице трех героев во главе с Ильей изобразил и отразил самого себя.
Былин, в названиях которых упоминается имя Ильи Муромца, чрезвычайно много. В них получают развитие все темы русского народного эпоса. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри па Руси».Однако, как установили ученые-фольклористы, создавались эти былины не в биографической последовательности. Первые (по времени появления) былины воспевали подвиги богатыря, и лишь тогда, когда в народе утверждалась его слава, возникали другие былины, отвечавшие на вопросы, откуда взялся герой, что предшествовало великому подвигу, что последовало затем. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершенные другими, менее популярными; так, былина «Илья Муромец и Идолище поганое» является переработкой более древней «старины» об Алеше Поповиче и Тугарине. Неизменным оставалось отношение народа к своему любимцу Илье Муромцу. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях только народными интересами, выразилось, прежде всего » описании его внешности: Ехал стар по тосту полю, По тому раздолью широкому. Голова бела, борода седа, По белым грудям росстилаетси, Как скачен жемцгогроссыпаетси... В былинах Илья ласково именуется Илыошенькой, Илеюш-КОЙ. Илья Муромец герой, прежде всего крестьянский. Добрыня связан с Рязанью, Алеша с Ростовом, Илья Муромец рождается в городе Муроме, селе Карачарове. Это наиболее часто упоминаемое место его рождения. Фактически Илья находится к началу песни не в городе Муроме, а именно в селе Карачарове.
2.5 Исцеление Ильи.
Крестьянским сыном в народной поэзии издавна изображается герой сказки, и народ, создавая образ Ильи - крестьянского сына, широко использовал сказочные художественные образы. Илья Муромец до совершения своих подвигов «сидит сиднем», «сидел седуном» 30 лет. Он сидит на печи потому, что он болен, парализован. О нем поется, что он «не имел ни рук, ни ног», то есть не мог двигать ими.
Илья остается один. К дому приходят странники. Странники эти описываются очень различно. Это «люди проходящие», «нищий стар человек», «две калики перехожие, переброжие», два старика, сиротинушка, в одном случае - двое юношей и т. д. Это нищие, которые пока ничем не изобличают своей необычайности. Они стучатся в окно и просят подать напиться или милостыню. Странники эти несомненно создались не без воздействия легенды, где чудесные странники стучатся сперва к богатым, которые их гонят, а потом к беднякам, которые их принимают. Но здесь происходит иное. Илья не может встать, не может подать им напиться.
Ай же вы, добрые людишки!
Не могу напоить вас:
Не имею ни рук, ни ног.
«Встать не могу», «Не владею ни руками, ни ногами», - так отвечает Илья.
Я бы рад-то вам подать я милостынку все спасеную...
Не могу сойти со печки со кирписьною.
«А стань-ко ты, стань, дак добрый молодец», «Выставай на резвы ноги», «Спусти-ко ты резвы ноги с печки», - так с особой настойчивостью предлагают странники. Илья превозмогает себя, и происходит чудо: «Резвы ножоцькирастянулися». Илья, тридцать лет не встававший с места, начинает ходить. «Выставал Илья на резвы ноги, отворял ворота широкие и пускал калик к себе в дом. В некоторых случаях он выражает свое ликование. Его походка сразу оказывается богатырской. Он ступает так, что «балки кричат» и калиновый пол под ним опускается.
Теперь Илья идет за водой или за квасом и подносит странникам. Но они ему «отворачивают», то есть сами не пьют, а предлагают испить ему, или же, отпив немного, предлагают ему испить остаток. Происходит второе чудо: Илья не только выздоравливает, но чувствует прилив огромной, нечеловеческой силы. «Что чувствуешь в себе, Илья?» Бил челом Илья, калик поздравствовал: «Слышу в себе силушку великую». «Я теперь, добрые люди, корпус в себе имею». Странники дают ему испить во второй раз, и теперь сила его настолько велика, что если бы
От земли столб был да до небушки,
Ко столбу было золото кольцо,
За кольцо бы взял, святорусскуповоротил.
Такой силы странники пугаются.
Момент получения Ильей силы есть момент превращения крестьянина Ильи в богатыря. Сиденье Ильи в этом отношении приобретает особое значение: героем, богатырем становится убогий человек из народа.
Чудесные странники исчезают, теряются из виду.
2.6 Анализ былин
2.6.1 Илья и Соловей-разбойник
Сюжет былины принадлежит к числу распространеннейших, записей его сравнительно очень много. В основе сюжета - совершенно ясное противопоставление Ильи Муромца, как защитника культуры, анархическому противнику — Соловью-разбойнику. В образе Соловья воплощено разбойничество, с которым молодому русскому государству приходилось много бороться. Очень отчетливо подчеркивается крестьянское происхождение Ильи и торжество его над насмешниками-боярами, а иногда и над самим «окарачившимся» князем. Имя «Соловей» было известно в древней Руси. Соловей иногда называется по отчеству: Рахманьевич или Рахматович; в этом отчестве видят воспоминание о хане Ахмате (вор-Ахматович - Рахматович), совершившем набег на Москву в XIV в. Сюжет об Илье и Соловье, может быть, связан был с южной Русью: в древнем Черниговском княжестве известны река Смородина (близ города Карачева) и урочище Девятидубье, с которыми связываются сказания о Соловье-разбойнике.
2.6.2 Илья Муромец и Идолище
Былина эта является одной из весьма популярных среди былин об Илье. Столкновение Ильи с Идолищем некоторыми чертами сходно с историей Алеши Поповича и Тугарина Змеевича. Есть мнение, что былина об Илье и Идолище является лишь позднейшей переработкой более древней былины об Алеше и Тугарине. В основе былины нет возможности указать какой-либо конкретный исторический факт; сущность ее - общая идея героической защиты родины от насильника. В некоторых вариантах (как у Рябинина) Илья освобождает от Идолища Киев, в других (как у Кривополеновой) - Царьград.
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын.
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей - то все мертвы лежат".
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:
"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
2.6.3 Илья и Жидовин.
Былина описывает битву Ильи с Великим Жидовином, заканчивающуюся победой русского богатыря. Существуют два достоверных исторических события, которые могли послужить отправной точкой для сюжета. Первое -разгром Святославом Хазарского каганата. Иудейское иго длилось по 965 год, когда хазарская держава пала под ударами дружин русского князя. Учитывая человеконенавистническое содержание учения талмудических религиозных сект, признающего человеческое достоинство лишь за “богоизбранным” пародом и приравнивающего остальную часть человечества к скотам, лишенным бессмертной души, вполне вероятно, что общение с хазарскими “жидовинами” не оставило в русичах никаких приятных воспоминаний.
Вторым историческим событием, которое могло повлиять на былину, стал разгром в конце XV века ереси “жидовствующих”, носившей, кроме чисто религиозных черт, и черты политического заговора. Не знавшая за пятьсот лет ни одной ереси, Русь была потрясена коварством еретиков, тайно разрушавших устои веры и государства при внешнем лицемерном благочестии. Впрочем, эти события вряд ли могли стать источником сюжета былин. Он явно более раннего происхождения. Борьба с ересью “жидовствующих” могла лишь оказать некоторое влияние на дальнейшее его развитие.
Столь же “оправославленными” и укорененными в соборном сознании народа являются и другие сюжеты былин об Илье, например, былина о его бое с Идолищем Поганым. Есть, впрочем, и “секуляризованные” сюжеты, например, бой Ильи с паленицей (богатыршей) или бой Ильи с сыном (не узнавших друг друга).
Илья, всегда бросающийся в самые страшные бои, никогда не погибает именно потому, что он смерти не боится, что она для него просто не существует.
Свою любовь к нему и восхищение народ выразил и теми эпитетами, которые всегда сопровождают его имя: добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский. Творцы былин поэтизируют все, что связано с богатырем: его коня, одежду, вооружение. В печальную эпоху феодальной раздробленности эпический Киев служил знаменем единства, к которому стремился народ. Это объясняет нам многие особенности былин. Становится понятным, почему герои самых различных областей тяготеют к Киеву, хотя ни один из основных киевских богатырей не родился в Киеве. Они киевские не по своему происхождению, а по своей идейной направленности, точно отражая этим характер эпоса, киевского по сосредоточению устремлений, общерусского по своему происхождению и содержанию. Так, Илья Муромец родом из города Мурома или села Карачарова. Но все они неизменно приезжают в Киев. Только с этого момента они становятся героями эпоса, и только с выезда в Киев начинается путь героя. Киев притягивает их к себе. Они служат не своим местным князьям, о которых эпос никогда не упомнил.
Русские богатыри играют большую роль в русской истории. Они рассказывают о тех славных людях, которые становили Русь, защищали свой народ от нападок враждебных племён. Таких, как они, русский народ не должен забывать никогда, ибо это те наши пращуры, которые своей кровью, в те дикие, жестокие времена, отвоевали нам наше будущее.
Илья, всегда бросающийся в самые страшные бои, никогда не погибает именно потому, что он смерти не боится, что она для него просто не существует.
С целью исследования общественного мнения было проведено анкетирование. В котором приняли участие 72 респондента: учащихся и учителей МБОУ «Гимназия», жителей города. Им были заданы вопросы:
1.Что такое былина?
2.Кто является героями былин?
3.Кто такие богатыри?
4.Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
5.Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
6.Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
Результаты предлагаю вашему вниманию.
1.Что такое былина?

2.Кто является героями былин?

3.Кто такие богатыри?

4.Есть богатыри в наше время?

5.Какие качества должны быть в богатыре?

6.Где можно встретить богатырей в наше время?

III. Заключение
Итак, былины - это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Особой ценность былин является особый, неповторимый язык. Именно язык отражает культуру, созданную человеком, хранит ее для потомков и передает от поколения к поколению.
Таким образом, доказана гипотеза, что в былинах историческая действительность дополняется художественным вымыслом, но отражает жизнь Древней Руси.
IV. Литература
Степан Викторович Козловский. Монография. История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц. ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века, Просвещение, 2008г.-256с. соответствует федеральному перечню рекомендованных и допущенных учебников в 2011-2012 г.
Былина в пересказе для детей И. В. Карнауховой. "Детская литература" Л., 1974, Первый бой Ильи Муромца, Илья избавляет Царьград от Идолища, На заставе богатырской, Три поездки Ильи Муромца, Как Илья поссорился с князем Владимиром, Илья Муромец и Калин-царь
Богатырские сказы. Издательский центр детской книги. М. 1999 г            
Интернет-ресурсы
http://www.xliby.ru/istorija/istorija_rusi_i_russkogo_slova/p5.phphttp://az.lib.ru/k/karnauhowa_i_w/text_1949_russkie_bogatyri-byliny.shtml
Приложение
№1. Илья Муромец

Приложение №2.
Как выглядели богатыри.


Приложение №3. Репродукция с картины М. Врубеля «Богатырь»

Приложение №4. Илья Муромец и Змей Горыныч

Приложение №5. Самые известные богатыри:Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» («Три богатыря»)