Конспект урока на тему Мифологические персонажи в произведениях Н.В.Гоголя и якутском народном эпосе Олонхо.


Урок внеклассного чтения на тему:
«Мифологические персонажи в произведениях Н.В.Гоголя
и якутском народном эпосе «Олонхо».
Класс: 6
Предмет: литература
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с образами народной мифологии в произведениях Н.В.Гоголя и якутском народном эпосе «Олонхо».
Задачи:
1.Вызвать интерес к творчеству Н.В.Гоголя и якутскому эпосу «Олонхо».
2.Способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии: компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, толковый словарь С.И.Ожегова, отрывки из мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством», карточки с иллюстрацией мифологических героев.
Ход урока.
I.Организационный момент.II.Сообщение темы и задачи урока. (Слайд 1)
III. Словарная работа.
-Подберите однокоренные слова к прилагательному «мифологические» (миф, мифология).
-Выяснение с помощью словаря С.И.Ожегова лексическое значение этих слов.
(Слайд 2. Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа. Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.)IV. Изучение нового материала.
1.Эпиграф урока (Слайд 3): «Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное, я испытал это на себе».
(Н.В.Гоголь, октябрь 1833г.)
2. Вступительное слово учителя.
- С ранних лет маленький Гоголь очень любил общаться с людьми, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустоту.
Его герои понимали, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого.
И все воплотилось в его замечательных произведениях «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обратите внимание на название повестей: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или Утопленница». (Слайд 4).
3. Мотивация к получению новых знаний.
Беседа по прочитанному.
а) Какое ключевое слово вы наблюдаете в названиях повестей Н.В.Гоголь?
(Ночь… время покоя, тишины, сновидений, время красивых, но порой и страшных сказок. А в народных поверьях традиционно ночь – время действий «нечистой силы», риска и опасности.)б) Вспомните именно те сюжеты с участием «нечистой силы» в произведениях Николая Васильевича.
(Например: кузнец Вакула летит на черте в Петербург за царицыными черевичками; в «Сорочинской ярмарке» Петро с помощью «нечистой силы» добывает клад, который дает ему возможность жениться на Параске; в «Майской ночи или Утопленнице» Левко, благодаря покровительству русалочки, находит свою любовь, счастье.)
4. Слово учителя.
- Олонхо – важная часть духовной культуры якутов. Олонхо представляет собой богатырский эпос. В нем изображается добро – с одной стороны, а зло – с другой. Обитатели добра называются людьми племени Айыы – Аймага, а обитатели злых духов – существами Абаасы – Аймага. В основном во всех Олонхо этапы развития одинаковые. (Слайд 5)
Этапы:
Описание земли.
Описание богатыря и его коня.
Приход богатыря Абааhы в Средний мир.
Кража невесты или сестры богатыря Айыы.
Погоня.
Битва богатырей Айыы Абааhы.
Победа богатыря Айыы и возвращение в Средний мир.
В старину олонхо создавали и исполняли певцы – олонхосуты, без музыкального сопровождения, которые пользовались особым почетом у народа за свой талант. Это были талантливые певцы, импровизаторы, обладавшие уникальной памятью запоминать наизусть многотысячные строки олонхо. Оно исполняется одним человеком. Каждого персонажа олонхо певец исполнял как драматический актер, но также пел монологи особой мелодией. Собравшись в чью-либо юрту, якуты очень любили слушать олонхо.
2. Обсуждение отдельных эпизодов произведений.
а) Какие мифологические персонажи, то есть добрые и злые духи упоминаются
в произведениях великого писателя Гоголя, легендах и сказках русского народа?
б) Какими они изображаются?
в) В мировом искусстве есть своя традиция изображения мифологических персонажей. В качестве кого изображена нечистая сила?
3. Чтение вслух учеником описание черта. (Слайд 6)
4. Продолжение обсуждения.
5. Вывод.
- Гоголь разрушил суеверное значение слова черт, которое нельзя было и произнести, не сплюнувши и не перекрестивши лба.
V. Словарная работа. - С помощью толкового словаря С.И.Ожегова объясните значение слов: русалка,ведьма, леший, водяной, Баба Яга, демон.
VI. Информация учащихся о трех разрядах сверхъестественных существ в якутской мифологии.
Божества Айыы. (Слайд 7)
Духи. (Слайд 8)
Абааhы. (Слайд 9)
VII. Работа по группам.
-Класс делится на 6 групп. Каждой предстоит выполнить задание: дать описание внешности, поведение, речь, выражение лица мифологических персонажей, которые изображены на карточке. Результаты деятельности будут представлены в виде схем и таблиц на листах. Работа идёт с музыкальным сопровождением – звучат произведения П.И. Чайковского «Святки» (или Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством»), мелодия на хомусе.
Рассматривание иллюстраций.
1 группа готовит характеристики Ведьмы и Удаганки (портрет, одежда, движения, характер, особенности речи).
2 группа – характеристики Лешего и Духа леса - Байанай.
3 группа – характеристики летающего черта и духа гор, дорог (Аартык иччитэ).
4 группа – сопоставляет образы Водяного и Духа воды (Куох Болох Тойон).
5 группа –образы Бабы Яги и Кыыс Кыскыйдаана.
6 группа – образы чертей из русской сказки и маленькие абааhы.

VIII. Презентация групповых работ
- Творческие работы учащихся должны обладать речевым разнообразием: содержали не только повествование, но и описания, а также рассуждения, не только слова автора, но и диалоги между героями.
IX. Вывод.
- Изучение мифологических образов – это интересно, увлекательно и познавательно. Мы обнаружили, что все мифологические существа в произведениях Н.В.Гоголя и якутском эпосе Олонхо имеют общие черты, удивительным образом вбирая в себя бы т и психологический уклад народа. Сравнивая мифологические персонажи появляется желание больше узнать о мифологической картине мира и сохранить эту систему образов.
X. Рефлексия.
- Сегодня я узнал (а)…
- Меня удивило…
- Что я чувствовал(а)…
-Урок завершается словами Нонны Александровны Марченко: «Зло слабее добра, оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр».