Интегрированный урок развития речи Выразительные средства художественной речи

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ».
Цели урока: повторить основные сведения о выразительных средствах художественной речи; формировать умение работать с текстом художественного произведения, картиной, формировать познавательный интерес, способствовать расширению кругозора учащихся; развивать творческое мышление и воображение.
Тип урока: применение знаний на практике.

Оборудование: тексты художественных произведений, репродукции картин, презентация.

План урока:
Организационный момент.
Работа с эпиграфом к уроку.
Художник-маринист И.К. Айвазовский. «Девятый вал».
К. Бальмонт «Воззвание к океану». Анализ текста.
Писатель-маринист К.М. Станюкович. Работа с текстом.
Творческая работа.
Итоги. Домашнее задание.


Ход урока:
Организационный момент. (слайд №1)
Тема нашего урока «Выразительные средства художественной речи», а это значит, что на уроке нам предстоит трудная, кропотливая, но интересная работа.
Мы будем работать с текстами художественных произведений, картинами, чтобы развивать творческое мышление и воображение.
- Запишите тему в тетради.

Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Воззвание к океану»: (слайд №2)
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном Вечность! Океан!
К. Бальмонт

- Вы, вероятно, уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
- Какова интонация этих строк? (торжественная)
- Каким настроением они проникнуты? (бодрым, жизнерадостным)
- Какие чувства испытывает поэт, обращаясь к океану?
(уважение, восхищение, преклонение)
- Укажите выразительные средства, с помощью которых достигается торжественный, приподнятый тон речи автора.

эпитеты, антитеза: тихий, бурный, нежный, стройно-важный (Рядом соседствуют противоположные по смыслу эпитеты. С какой целью поэт употребляет их?)

сравнение: ты, как жизнь

метафоры: пылинкой влажной, каплей в вечном, вечность

риторическое обращение, олицетворение: Океан! (придаёт речи торжественность, выразительность, показывает эмоциональное состояние автора)

- Ребята, это очень важно, что мы акцентируем внимание на средствах художественной выразительности, ведь нам предстоит самим создавать тексты. И чтобы они были яркими, красочными, мы должны использовать в речи тропы.
- Запишите эпиграф в тетради.

3. А иллюстрациями к нашему замечательному эпиграфу могут служить репродукции картин с изображением моря, представленные на нашей мини-выставке.

- Пейзаж, изображающий море, называется «марина». (слайд №3)
- А как называют художника, пишущего морские виды? (маринист)
- На доске представлены репродукции картин русских маринистов: Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918), Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896).
- Самым известным выдающимся художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский. (слайд №4)
- Айвазовский писал свои марины исключительно по памяти.
- На многих полотнах художника изображена трагическая схватка моряков с необузданной стихией. (слайд №5)
- Одна из самых знаменитых картин - «Девятый вал». (слайд №6)

- Мотивом для полотна «Девятый вал» послужило бытовавшее среди моряков поверье об особенно грозной и страшной во время шторма девятой по счёту волне.
В картине впечатляюще переданы неотвратимое движение стихии, её грандиозность, глубина пучины под продолжающими бороться за жизнь моряками.
Но несмотря на трагическое начало, заложенное в самом сюжете картины, мы не можем не испытывать восхищение красотой бушующей стихии, её грандиозностью, величием, притяжением, которое заставляет моряков вновь и вновь пускаться в опасное плавание.
- А сейчас мы совершим небольшую экскурсию, побываем на выставке художника. (слайды№№7-30)

























4. Дополнит ваши впечатления . (ученик читает стихотворение
К. Бальмонта «Воззвание к океану»)
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее больше наших знаний,
Я с тобой, бессмертным говорю!

Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мёртв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном Вечность! Океан!


- прочитал нам стихотворение К. Бальмонта «Воззвание к океану», отрывок из которого мы взяли в качестве эпиграфа.
- У вас на партах есть текст стихотворения.
- Найдите в 1 и 2 четверостишиях метафоры, запишите в тетради.
- Проверка (слайд №31)
- Какой ещё художественный приём позволил автору изобразить океан как живое существо? (олицетворение, риторическое обращение)

О море, океане писали не только поэты, но и писатели-прозаики.
Классиком русской маринистики в литературе считается Константин Михайлович Станюкович. (слайд №32)
- Ребята подготовили для вас сообщение об этом писателе.
(сообщение о К.М. Станюковиче)
Константин Михайлович Станюкович
Крупнейший русский писатель по «морской части» с самого раннего детства видел и слышал море и близко знал людей, чья жизнь так или иначе связана с морем.
Его отец был адмиралом, мать – дочерью военного моряка. Отец и для сына избрал военную карьеру. И возможно, к концу жизни дослужился бы Константин Станюкович до адмирала, как и его отец. Но он принимает решение отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет.
Отец отправляет кадета Станюковича в кругосветное плавание, надеясь, что «блажь» за годы плавания рассеется и всё встанет на своё место.

Мечта отца осуществилась: имя Станюковичей навсегда запечатлелось в истории русского флота. И этого не произошло бы, если бы Константин не совершил трёхлетнего кругосветного плавания, давшего ему столько впечатлений, что их хватило почти на все написанные им впоследствии морские рассказы и повести.
Решение стать писателем только укрепилось за время плавания. Отцу пришлось смириться с выбором сына, и Константин Станюкович, выйдя в отставку, начинает жизнь профессионального литератора.

Вышедший в 1888 году сборник «Морские рассказы» круто изменил всю его литературную судьбу. До этого он был известным писателем и публицистом, а теперь стал знаменитым автором морских рассказов.
Подобно старинным навигаторам, Станюкович чувствовал норов корабля, привычки его и повадки.
Он глядел на море глазами труженика моря, в солёном ветре слышал не только аромат океана, но и пот корабельщины. Не просто подмечал деталь и штрих – перевоплощался. И поэтому стал автором марин, поэтически полнозвучных, реалистически достоверных.
- А сейчас послушайте отрывок из рассказа Станюковича «Максимка».
(учитель читает текст) (слайд №33)

«Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Как-то торжественно безмолвно кругом.
Только светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа».
- Ребята, у вас есть этот текст. Ваша задача: найти и выписать из текста эпитеты, которые помогают создать яркую, красочную картину океана.
- А теперь проверьте, все ли эпитеты вы выписали. (слайд №34)

А дальше вам предстоит побыть в роли писателя-мариниста.
- Мы рассмотрели два текста, увидели, какие эпитеты можно использовать в описании моря, какова их роль. И сейчас постараемся использовать их в речи.
- Вставьте в текст подходящие по смыслу эпитеты, текст запишите в тетради. (слайд №35)
Море смеялось.
Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь нежной рябью, улыбалось бирюзовому небу тысячами серебряных улыбок.
В голубом пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы.
М. Горький
- Прочитайте.
- Давайте посмотрим, какие эпитеты использовал М. Горький.


Итоги (слайд №36)

- Мы поработали очень продуктивно.
Вспомнили основные выразительные средства художественной речи;
Увидели мастерство писателей в создании ярких, образных, эмоциональных текстов;
Учились употреблять эпитеты в своей речи.
- Вам предстоит дома продолжить эту работу. Сочините миниатюру о море, используя тропы, записанные в тетради.





















Приложение

Текст №1 Найдите в 1 и 2 четверостишиях метафоры, запишите в тетрадь.

Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,
Видевшее первую зарю,
Знающее больше наших знаний,
Я с тобой, с бессмертным, говорю!

Ты никем не скованная цельность.
Мир земли для сердца мёртв и пуст, -
Ты же вечно дышишь в беспредельность
Тысячами юно-жадных уст!

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты – как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном Вечность! Океан!




Текст №2 Найти и выписать из текста эпитеты, которые помогают создать яркую, красочную картину океана.

«Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подёрнутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.
Как-то торжественно безмолвно кругом.
Только светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками, нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашёптывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа».









13PAGE 15


13PAGE 14615




15