Презентация к уроку ИЗО на тему «Роль цвета в портрете»


Пономарева Любовь Владимировна, МБУ СОШ№1 г,Мензелинска РТТема: «Роль цвета в портрете»6 кл. УМК Б.М.Неменский Цели: : 1. Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете. 2. Дать понятие цвета, тона и освещения в портрете, познакомить с приемами чиароскуро и контражур. 3. Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета. 4. Воспитывать интерес к личности М.Ю. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов ребёнком. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1817-1818. Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным .Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Здесь отражена его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздёрнутый нос  М.Ю.Лермонтов ребёнком. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1820-1822.Второй портрет также выполнен неизвестным художником, возможно, тоже крепостным. На портрете 6–8-летний мальчик с каштановыми, гладко причёсанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём. Парадность портрету придаёт пышный белый воротник. М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834. Лермонтов изображён в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить.. М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837. Поэт изображён в расстёгнутом ментике с золотыми шнурами . Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к поэту. Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. Среди прижизненных считается одним из лучших. М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. В 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа  Автопортрет предназначался любимой женщине – В.А.Лопухиной , которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, – одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. М.Ю.Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. Акварель А.И.Клюндера.1838. После возвращения из ссылки .Лермонтов в чёрном расстёгнутом сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Нейтральный фон портрета заставляет вглядеться в черты лица Лермонтова, и особенно в его глаза. М.Ю.Лермонтов в штатском сюртуке. Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло.1840. Лермонтов одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта