Конспект урока литературное чтение, 2 класс на тему Сыновья В.А.Осеева

Тема урока: В. А.Осеева «Сыновья»
Цели урока: организовать знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;
формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;
учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;
формировать умение определять основную мысль произведений;
развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;
воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях;
способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний и умений учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование:учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, доска, книжная выставка, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой.

Ход урока
Приветствие.

- Ребята, давайте вспомним, какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? (Рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»)
Слайд1.
-Найдите портрет Валентины Осеевой среди других портретов на слайде. Что вы узнали об этой писательнице на прошлом уроке.(Ответы)
Слайд2.(портрет и текст)
Однажды Валентина Александровна обратилась к ребятам с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.»

-Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами писательницы. Как вы думаете, чему мы будем учиться, читая эти произведения?(ОТВЕТЫ) А ещё мы будем(Слайд3)
1.Объяснять соответствие заглавия содержанию;
2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;
3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;
4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.
ЗАКРЫТЬ ЭКРАН
Сначала давайте вспомним домашнее задание.
-Кто главный герой рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»? Какое волшебное слово ему помогло в выполнении его желаний?
- Кто подсказал ему это слово?(пожилой человек, с которым Павлик сидел на скамейке)) Значит, по отношению к нему Павлик был собеседником(КАРТОЧКА-СОБЕСЕДНИК)
-А кем Павлик приходится бабушке?(ВНУК)
-БРАТУ СЕСТРЕ? (МЛ.БРАТ,СТ.БРАТ)
-МАМЕ? ПАПЕ?(СЫН)

- Какие ещё «волшебные слова» вы знаете?
(Учитель фиксирует на доске карточки со словами: Какие ещё волшебные слова не называли?
Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро).

- Сейчас вы поработаете в группах и попробуете научить Павлика пользоваться другими «волшебными словами».
- 1-я группа представляет ситуацию, где Павлик-внук просит свою бабушку рассказать ему интересную историю из бабушкиной жизни во время войны.
- 2-я группа представляет ситуацию, где Павлик-младший брат просит своего старшего брата взять его с собой на футбольный матч.
-3-я группа представляет ситуацию, где Павлик-старший брат просит свою сестру пришить ему пуговицу к его любимой рубашке.
-4-я группа представляет ситуацию, где Павлик-собеседник просит незнакомого человека помочь найти ему нужную улицу.
-Ваши диалоги должны состоять не меньше, чем из 3-4 предложений. Например, я- мама. Олег- Павлик. Павлику нужно попросить маму помочь решить задачу. Олег, как ты это сделаешь?
ДИАЛОГ:
-Мама, извини, пожалуйста, ты очень занята?
-Я проверяю тетради учеников. А что ты хотел?
-Прости за беспокойство. Не могла бы ты помочь решить мне задачу?
-Хорошо. Сейчас помогу.
- Работая в группах, помните, что необходимо сотрудничать, уважать чужое мнение.
(Выступление представителей от групп)
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Я надеюсь, что вы и сами будете пользоваться волшебными словами в своей речи.
- А как вы думаете, каким человеком станет Павлик? (Добрым, вежливым человеком)
- О чём заставил нас задуматься этот рассказ? (Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова.)

Физминутка
Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.) Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки. (Потягивания руки в стороны.) Светит солнышко-ромашка, Скоро высохнут рубашки. (Потягивания руки вверх.)


- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями ещё одного рассказа В.А.Осеевой. Он называется «Сыновья».
Находится это произведение в учебнике на с. 39

- Приготовьтесь слушать рассказ. ЗАПОМНИТЕ слова, значение которых покажутся вам непонятными.
- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?»
- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?
(Учитель дочитывает рассказ до конца)
- Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева,
некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему?
Словарная работа.
- Во время чтения рассказа вам встретились незнакомые слова? Какие?
- Давайте с вами порассуждаем. Кто герои этого рассказа? (Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья».)
- Мальчики или сыновья?
- Сколько было мальчиков? 3.
- А сколько было сыновей?


- Давайте перечитаем рассказ ещё раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле? (Чтение цепочкой)

- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.
- Найдите слова второй женщины и прочитайте.
-А какие слова сказала мама третьего мальчика?
У.с81
-Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?
- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?
- Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын?
- Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?
- Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации. И только третий мальчик проявил сыновнюю заботу о маме. Помог ей донести тяжёлые вёдра с водой. Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец смогут стать сыновьями?
Можете ли вы о себе сказать: «Я – сын» или « Я – дочка»? Подтвердите своё высказывание примером.
- «Мама» - это самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, 8 или 48. Вам всегда нужна мама. Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за нас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.
Работа в группах.
-Как назвала свой рассказ В.Осеева? (Сыновья.)
Можно ли по-другому озаглавить этот рассказ?
-Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами, и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носит в себе главную идею рассказа и больше подходит к заголовку этого рассказа.
Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова. Нет милее дружка, чем родная матушка.

Слайд4 ПОСЛОВИЦЫ
1.Прочитайте 1-ю пословицу. Как вы её объяснили?
2. Прочитайте 2-ю пословицу. Как вы её поняли?
3. и т.д.
Какая из этих пословиц подойдёт для заголовка рассказа?


-О чём заставил задуматься вас этот рассказ?
- Дома выполните задание в рабочей тетради к этому рассказу.
Слайд5 Р.Т. с. ,№№1-


- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?
Оценки за урок.

Скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта.
- У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. А на празднике у нас в классе, посвящённом нашим мамам, мы обязательно подарим ваши любящие сердца.
- Спасибо за урок. (Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках»).











13PAGE \* MERGEFORMAT14815