Отчет по теме самообразовании Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности в условиях ФГОС


Отчет
о выполнении темы по самообразованию
преподавателя: Кузнецовой Анны Валерьевны за 2014-2015 учебный год
1. Тема по самообразованию: Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности в условиях ФГОС_______________________
2. Год начала работы над темой самообразования 2014 год________________________
3. Год окончания работы над темой самообразования 2017 год_______________________
4. Как преподаватель принимал участие в этом году в следующих профессиональных конкурсах.
А) участие в областном конкурсе «Мой мир-моя профессия»
Б) участие в международном чемпионате профессионального мастерства «World skills»
В) организация и проведения «Мастер-класса»
5.В рамках работы над темой было проведена следующая работа. Развитие познавательных и творческих интересов на уроках, я стараюсь обеспечить, ставя перед собой и выполняя следующие задачи содержание учебного материала;
виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
активное использование форм самостоятельной работы студентов, самоконтроля, взаимоконтроля;
искусство преподавателя, как лектора, оратора;
искусство преподавателя в общении со студентами (использование различных стилей, позиций, ролей);
создание благоприятного психологического климата
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования. Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт студентов. Виды и формы урока также играют немаловажную роль.
При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер). Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках применяются следующие виды творческих заданий:
составление задач учащимися;
конструирование обратных задач;
творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний студентов);
конкурсы «Лучший рисунок блюда», «Лучшая инструкционная карта по блюду» и т.п.
реферат;
доклад;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
проект - создание студентами нового блюда. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым студентами со следующих позиций:
- уровень мотивации студентов;
- оригинальность метода решения;
- творческая фантазия;
- оригинальность оформления;
- уровень использования межпредметных связей;
- умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:
1. Успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений преподавателя и студентов. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
2. В своей деятельности преподаватель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом студентов и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной и творческой активности.
3. Преподаватель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
4. Работая над развитием познавательной и творческой активности студентов, преподавателю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для студентов лично значимым и устойчивым.
5. Важным педагогическим условием развития познавательной и творческой активности является приобщение студентов к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа студентов характеризовалась целенаправленностью и системностью.
6. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности студентов важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача преподавателя – возбудить внимание студентов, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ преподаватель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами студенты. Важно и то, чтобы преподаватель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной и творческой активности студентов определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у них познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов студентов. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для студентов, актуальность.
8. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности студентов важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае, возможно, научить студентов применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
9. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной и творческой активности студентов, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена студентами с помощью традиционных методов. Опыт показывает, что успех в решении задачи развития познавательной и творческой активности студентов заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Преподаватель __________ /А.В. Кузнецова