Реализация технологии проектного обучения на уроках английского языка через информационно-коммуникационных технологии и интернет ресурсы.


Реализация технологии проектного обучения на уроках английского языка через информационно-коммуникационных технологии и интернет ресурсы.
Веригина Наталия Алексеевна (veriginana@yandex.ru)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" (МАОУ "Средняя школа №6"), г. Москва, г.о. Троицк
Сегодня современный учитель знает, что обучение иностранному языку невозможно без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий и интернет ресурсов. Введение ФГОС в школе на всех ступенях обучения заставляет учителя внедрять в процесс обучения самые прогрессивные педагогические технологии, менять формы учебной деятельности, увеличивать долю самостоятельности учащихся, увеличивать объем используемых средств для процесса обучения, расширять рамки каждой учебной темы. Целью моей работы в последние годы является выявление возможности технологии проектов и информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения учащихся 5-11 классов, развитие креативных способностей обучающихся на уроках английского языка и реализации потенциала каждого учащегося.
Задачи: активизировать деятельность каждого учащегося через ИКТ; оживить и разнообразить учебный процесс; повысить результативность обучения;. повышать мотивацию к изучению языка; развивать речевую компетенцию; увеличивать объемы лингвистических знаний. Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы. По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).
2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).
3. Информационные и исследовательские проекты.
4. Проекты конкретного социологического обследования.
5. Издательские, сценарные, творческие проекты.
Позиции проектного обучения:
1) В центре внимания — учащийся.
2) Образовательный процесс строится в логике деятельности.
3) Индивидуальный темп работы над проектом.
4) Комплексный подход в разработке учебных проектов.
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим проект в соответствии с требованиями ФГОС.
Первый этап. Подготовительный. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.
Учащиеся на этом этапе выбирают темы индивидуальных исследований. Учащиеся также планируют свою деятельность индивидуально или в группах. Им можно предложить следующий план работы:
Тема исследования Цели и задачи исследования Что я должен сделать для достижения этой цели? С кем я это делаю? Кто за что отвечает? Источники информации Сроки исполнения
При организации работы над коллективным проектом в каждой группе выбирается ответственный для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений и трудностей на пути исследования и принятия мер к их устранению.
Второй этап. Основной. Согласование общей линии разработки проекта.
На данной стадии учителю необходимо скорректировать планирование самостоятельных действий учащихся на следующих этапах:
предварительная подготовка: мозговой штурм, обсуждения;
практическая работа: работа в библиотеках, экскурсии, занятия на местности, моделирование;
исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, обсуждение научных проблем, практические работы;
распределение работы между учащимися: работа под руководством, коллективная и самостоятельная работа;
планирование и создание работ;
демонстрация и защита работ.
Вместе с учителем продумывается творческое название проекта.
Основная работа над проектом базируется на самостоятельном исследовании. Роль учителя, в данном случае - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Третий этап. Завершающий. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
В процессе работы каждая исследовательская группа под руководством учителя создает электронный проект, который может быть представлен в форме многостраничных публикаций в программах Word и Publisher. Графики, диаграммы и таблицы данных, полученные в ходе наблюдений, экспериментов, сбора и обработки статистической информации представляем в программе Excel, презентации в программе Power Point.
В итоге каждая группа представляет свою электронную работу на иностранном языке, освещая как ее содержательную, так и техническую стороны. Ребята составляют интересные вопросы, кроссворды, задания творческого характера по теме проекта, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, является мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей. В ходе защиты школьники учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать застенчивость, излагать полученную информацию. Ребята сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, нужно защитить.
Для самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности применяю технологию “Портфель ученика” – комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Все материалы по проекту, в том числе и рабочие, хранятся здесь. «Портфолио» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Данная технология позволяет увидеть развитие каждого ребёнка.
Сегодня технология проектов является одной из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Актуальность этой технологии обусловлена тем, что она отвечает требованиям, выдвинутым  государством в Концепции модернизации российского образования.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-№16
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000,