Конспект урока по литературному чтению Дж. Родари «Волшебный барабан».

Дж. Родари «Волшебный барабан».
Цель: познакомить учащихся с переводной литературной сказкой Дж. Родари «Волшебный барабан» и определить её особенность.

Задачи урока:
создать условия для формирования понятия «переводная литература»;
познакомить с литературной сказкой;
учить работать в группе;
создать условия для формирования системы читательских и речевых умений;
создать условия для повышения уровня культуры учащихся;
способствовать развитию воображения, эмоциональной чуткости к слову и мышления ребёнка.

Ресурсы и оборудование:
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть 2.
Доска.
Проектор.


Ход урока.

1.Орг. момент
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Все ль уже готовы слушать? Навострили свои уши?
Руки тех прошу поднять, кому нужна отметка «5»
2. Актуализация знаний (слайд 1)
- Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? (Раздел называется «Литературные сказки»).
- Объясните, как вы понимаете понятие «литературные сказки»? Как иначе можно назвать такие произведения? (Авторские сказки)
- Я предлагаю вам проверить свои знания: вспомнить авторов литературных сказок, которые мы
изучали на уроках литературного чтения (слайд 2).
- Найдите пару: автора и его произведения.
3.Подготовительная работа
«Первый шаг» к определению темы урока:
- Назовите «лишнее» произведение, объясните свой выбор. (Андерсен Оле Лукойе - это иностранная сказка, зарубежная сказка, переводная литература -слайд 3).
- К какому жанру будет относиться произведение? (Сказка).
«Второй шаг» к определению темы урока:
-Догадайтесь, произведение какого автора будем сегодня изучать. (слайд 4-6)
a) Родился в Италии (учащиеся высказывают предположения);
б) Автор известных стихов «Чем пахнут ремёсла» и «Какого цвета ремёсла» (учащиеся высказывают предположения);
в) Сказочник, который придумал мальчика -луковку? (учащиеся высказывают предположения).
-Совершенно верно, это Джанни Родари.

4. Рассказ о писателе (слайд 7-12)
- Дж. Родари, работал учителем младших классов, на своих занятиях придумывал весёлые игры,
развивающие детское мышление и фантазию. Детским писателем сделался случайно. Дж. Родари
– лауреат Международной премии имени Х.-К. Андерсена. Часто бывал в СССР, встречался с
детьми, читал им ещё не опубликованные стихи и истории. Сначала слава нашла писателя в СССР, благодаря переводам С.Я. Маршака. В Италии Дж. Родари стал широко известен позднее.
Ныне произведения Дж. Родари переведены на многие языки.
- Что вас удивило в рассказе о Дж. Родари?

5. Формулирование темы урока
-Попробуйте сформулировать тему урока (Сказка Дж. Родари)
- Как же мы сможем прочитать итальянскую сказку: я изучала немецкий язык, а вы изучаете английский язык? (Сказка переведена на русский язык)
Цели :прочитать сказку, проанализировать, оценить поступки героев, высказать мнение по отношению к герою.

6 . Работа по учебнику :
а) Подготовительная работа к изучению произведения.
Отгадайте загадку:
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (слайд 13, 14)

-У кого есть барабан? (шумный, цилиндрический, ударный, натянутая кожа (мембрана), ритмическая музыка, символ пехотных частей).
- Предположите, о чём будет сказка по названию. (О барабане.)
-Уточните название сказки, используя содержание учебника (стр.48)
Физкультминутка (слайд 15)
-Какую музыку можно создать, используя барабан? (марш)
-Как называется музыкант, владеющий этим инструментом?
-Предлагаю вам попробовать себя в качестве юных барабанщиков.

Словарная работа (слайд 15-16)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Объясните значение предложенных слов.
б) Первичное восприятие произведения:
Выразительное чтение сказки подготовленными учащимися
-Предлагаю вашему вниманию выразительное чтение сказки учащимися.
(Учащиеся читают сказку до первого варианта концовки).
- Поразмышляйте над вопросами:

1.Как оказалась монетка в кармане солдата(монетку наколдовала старушка- колдунья).
2. Что вы можете сказать о старушке?( добрая волшебница наградила солдата за то,что он не жадный).

-Приключения солдата продолжаются, интересно, как закончится сказка.
Определение особенности сказки
-Просмотрите текст сказки, какую особенность вы заметили? (Три концовки).
- Как вы думаете, для чего автор написал три варианта концовки? (Учащиеся высказывают предположения)
-Я предлагаю вам познакомиться со всеми концовками сказки, выбрать тот, который понравился более других и объяснить свой выбор.
в) Беседа после прочтения сказки
- Какой вариант концовки выбрали вы, объясните.
- Хотите узнать, какой вариант завершения сказки, выбрал Джанни Родари? (2 вариант)
.
- Почему так рьяно Родари выступал против воровства? (сказочник рос в бедной семье, но никогда не позволил себе воровства)
- Хотелось ли вам, чтобы у вас дома был такой барабан?
- Если бы у вас дома оказался такой барабан захотели бы вы воспользоваться его необычными свойствами? Для чего?
- Плохо ли стать богатым?
- Надо ли делать добро?
- А может быть, лучше не знать секрета?

7.Рефлексия
- Почему авторы учебника включили данное произведение в раздел «Литературные сказки»?
-Чем необычна сказка Дж. Родари «Волшебный барабан»?
- Чему она нас учит?( доброте,не быть жадным,помогать и быть уважительными к старшим,не воровать).

8. Домашнее задание.
- Найдите сказки Родари, у которых несколько концов. Расскажите.

9. Выставление оценок.








13PAGE \* MERGEFORMAT14515