Джани Родари, Солнце и туча


Конструкт
урока литературное чтение
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (пробные уроки)»
по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
студентки 36 группы
Максимовой Виктории Жоржевны
Дата: 13.04.16
ОУ: № 40
Класс: 2 «а»
УМК: «Школа 2100»
ФИО учителя класса: Сербина Людмила Валерьевна
ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись:
Тема урока: Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Джанни Родари «Солнце и туча»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», демонстрируют доброту и уважительное отношение к природе. Высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Метапредметный: обогащают словарный запас, умеют воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем исверстниками – определение цели,функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметный:имеют представленияо литературном творчестве Джанни Родари, знакомы с его произведением «Солнце и туча» из цикла «Самое обыкновенное чудо».
Цель: формирование навыков характеризовать особенности художественного произведения; передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес к уроку «литературное чтение», воспитывать доброту и уважительное отношение к природе. Воспитывать умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и одноклассников, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
Развивать у обучающихся личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Развивать регулятивные УУД: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
Развивать познавательные УУД: (общеучебные):развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательная: познакомить с литературным творчеством ДжанниРодари, познакомить с его произведением «Солнце и туча» из цикла «Самое обыкновенное чудо».
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
•Создание положительного эмоционального подъёма;
•Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
•Принцип наглядности;
•Принцип систематичности и последовательности;
•Принцип доступности;
•Принцип целостности;
•Принцип минимакса;
•Принцип деятельности;
•Принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
1.Методы формирования соц. опыта:
•Педагогическое требование.
•Создание ситуации успеха.
2.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
•Создание ситуации успеха.
Методы обучения
1.По источнику получения знаний:
•Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;
•Наглядные: демонстрация, иллюстрация;
•Практические: самостоятельная работа, упражнение.
2.По уровню включения в продуктивную деятельность:
•Частично-поисковый.
3.Методы организации учебно-познавательной деятельности:
•Словесные: беседа, объяснение, повторение.
•Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оснащение
Средства обучения:
1.Демонстрационные:
•презентация, учебник литературного чтения.
2.Индивидуальные:
•учебник, карандаш
Информационные источники
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2)Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа 2100» 1-4 классы.
3)Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 2 класс. В 2х частях. Ч.2. – Изд.4-е, перераб. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011. -160с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (2мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5мин.)
3.Решение проблемы (10мин.)
4.Первичное закрепление (10мин.)
5.Физминутка(2мин.)
6. Организация самостоятельной работы (13мин.)
7.Информация о домашнем задании (1мин.)
8.Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Оформление доски
13 апреля
Классная работа

Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приёмы Деятельность учителя и обучающихся Планируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. Словесный:
педагогическое требование.
Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) -Здравствуйте, ребята!
-Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга!
-Сначала тихо сядут девочки, а затем еще тише сядут мальчики.
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: выявить проблему, сформулировать тему и цель урока. Словесный (беседа);
Наглядные методы (демонстрация). -Ребята, чтобы определить название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, посмотрите на слайд. СЛАЙД. Что изображено, Маша? Ответь пожалуйста полным предложением.
-Опиши пожалуйста солнце, Дима?
-Верно. Что изображено на следующем слайде, Сёма? СЛАЙД
-Гриша, опиши эту тучу.
-Может кто-нибудь уже догадался, о чем мы сегодня с вами будем читать? (о солнце и туче).
-Верно ребята, сегодня мы познакомимся с вами со сказкой «Солнце и туча».СЛАЙД.
-Может кто-нибудь знает автора этой сказки? (да, нет).
А как нам его узнать? (посмотреть по оглавлению книги).
-Откройте оглавление учебника, найдите произведение «Солнце и туча». Кто нашел, поднимите руку. Кто автор этой сказки?
-Автор этого произведения- Джанни Родари. СЛАЙД
-Вам интересно узнать об этом авторе?
-Давайте поставим цель урока. Что мы должны сегодня сделать?
Цель нашего урока узнать о жизни и творчестве Джанни Родари и познакомиться с его произведением «Солнце и туча». СЛАЙД
личностные УУД: действие смыслообразования.
Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3.Решение проблемы
Задача:предложить метод разрешения возникшей проблемы. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с книгой.
Наглядные: демонстрация.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные: беседа.
Методы самостоятельной работы. СЛАЙД Джа́нни Рода́ри— известный итальянский детский писатель и журналист. Родился он в Северной Италии. В детстве увлекался музыкой и книгами. Когда повзрослел-получил профессию учителя и преподавал в начальной школе. По его книгам создаются мультфильмы и кинофильмы.
-Ребята, что вы читали из произведений Джанни Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.). Например, СЛАЙД «Дворец из мороженого»
«Чем пахнут ремесла»
«Какого цвета ремесла»
«Десять килограммов Луны»
«Лифт к звёздам»
«Маги на стадионе»
«Мисс Вселенная с тёмно-зелёными глазами»
«Робот, которому захотелось спать» и многие-многие другие.
ВЫКЛЮЧАЮ ДОСКУ
-А теперь поработаем с учебниками. Откройте страницу 122, что изображено на странице учебника? (солнце и туча). Кто же будут герои произведения? (солнце и туча).
-Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Да)
– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное.)
– Что же может произойти между солнцем и тучей? (варианты ответов детей). Для того, чтобы узнать, что же все-таки произошло, нам нужно познакомиться с этой сказкой. Но для начала, давайте определим слова, которые могут быть не понятны.
-Я прочитаю вам текст, а вы будете карандашом галочками помечать сверху слова, которые вам не совсем понятны, а потом мы с вами найдем им объяснение, толкование.
-Кому не понятно, что делать, поднимите руки.
ЧИТАЮ СКАЗКУ
-Какие слова вам показались не совсем понятными?
огненная колесница – большой красный колёсный экипаж
транжира – тот, кто тратит деньги без разбора
грозовое настроение - плохое настроение
щедрое – делится с другими, не жалеет ничего для других. личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4. Первичное закрепление
Задача: научить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а, так же работать над правильным и выразительным чтением.
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с книгой.
Практические: самостоятельная работа.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные: беседа, повторение.
Методы самостоятельной работы. -Ребята, вам понравилась сказка? Чем?
-Что вам больше всего запомнилось?
-Ребята назовите главных героев сказки? Почему вы так думаете?
-Почему туча называло солнце транжирой? После какого момента это было?
-Отвечало ли солнце, на реплики тучи? Как оно себя вело?
-Что произошло в конце концов с тучей? А с солнцем?
-Кто был счастливее – солнце или туча? Почему?
-Чему удивилась туча? (доброте и щедрости солнца)
- Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)
-Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что солнце было щедрым.
Оно щедро разбрасывало лучи- во всем стороны. Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
-Ребята, как вы думаете, с какой интонацией нужно читать слова тучи? (грозно, надменно, невежливо)
-Костя, попробуй нам прочитать слова тучи. Ребята, кто не нашел слова тучи? Следите за чтением Кости.
-Спасибо, молодец. личностные УУД: Положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Проявляют регулятивные УУД: самоконтроль.
Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5. Физ. минутка (гимнастика для глаз)
Задача:снять физическое утомление с глаз. По источнику получения знаний:
Наглядные (демонстрация) -А теперь, давайте дадим нашим глазам отдохнуть! Повторяйте упражнения глазами. ВКЛЮЧАЮ ВИДЕО
Молодцы! Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
6.Организация самостоятельной работы
Задача: создать условия для пересказа текста. По источнику получения знаний: словесные (беседа),практические (пересказ).
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы контроля и самоконтроля. -А теперь я предлагаю вам прочитать текст вслух. Читать будете по желанию. Когда я скажу стоп, продолжит читать другой, поэтому, следите за текстом и слушайте внимательно. Мы готовимся с вами к дальнейшему пересказу сказки.
-Ребята, как вы думаете, сможем ли мы с вами пересказать содержание сказки? Я предлагаю вам пользоваться иллюстрациями, которые вы видите на СЛАЙДЕ. Внимательно посмотрите на них. Эти иллюстрации помогут вам вспомнить текст и действия сказки. Кому не понятно?
-Выступающему необходимо понимать по каким критериям будут оценивать его пересказ. Сейчас я раздам вам их на каждую парту. Сема, прочитай эти критерии вслух.
1.Осмысленность (понимание текста).
2.Полнота передачи текста (отсутствие существенных пропусков).
3.Последовательность и связность пересказа.
4.Использование авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5.Плавность (отсутствие длительных пауз).
6.Выразительность речи.
7.Культура поведения во время пересказа.
-Поднимите руку, кто хочет попробовать себя в роли пересказчика?
-Выходи сюда, смотри на иллюстрации, и пересказывай содержание. А остальные ребята, внимательно послушают, и оценят выступающего по критериям. Кому не понятно, что мы сейчас с вами будем делать?
-Ребята, вам понравилось пересказывать по иллюстрациям? познавательные (общеучебные) УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль.
7.Информация о домашнем задании
Задача:проинструктировать по работе над д/з.По источнику получения знаний: словесные (объяснение) - А сейчас я хочу предложить вам домашнее задание по выбору. Я предлагаю вам сочинить и записать свою сказку на одну из тем. СЛАЙД
«Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звёзды». личностные УУД: действие смыслообразования
8. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты)
Задача:самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания.
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа)
-Наш урок подходит к концу.
-С каким литературным произведением вы познакомились сегодня?
- Кто автор?
- К какому жанру отнесём литературное произведение «Солнце и туча»?
-Ребята, посмотрите на слайд, достигли ли мы цели урока, кто считает, что да, поднимите руки.
- А теперь я вам предлагаю оценить свою деятельность.
Ребята, выберите тот вариант, который описывает ваше состояние, ваше настроение в конце урока.
Какое состояние Вы испытали после урока?
Восхищения.
Удовольствия.
Радости.
Скуки.
Впустую потраченного времени.
Ваш вариант…
Спасибо за урок! Проявляют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проявляют регулятивные УУД: самоконтроль.