Урок по русскому языку на тему: Д.Родари Солнце и туча


Урок по литературному чтению
Тема. Д. Родари. «Солнце и туча».
Цели: Формировать представление о творчестве Д. Родари, умение слушать, анализировать, определять идею произведения. Развивать речь, творческое воображение, умение ориентироваться в тексте, совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения. Воспитывать любовь к окружающей природе, чувство доброты, щедрости по отношению к окружающим.
Оборудование: Гость урока изображение солнышка, рисунок с изображением тучки, карточка с чистоговорками, со словарными словами, учебник.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Мы друг к другу повернемся
И немного улыбнемся.
2. Мотивация. На доске висят картинки с изображением солнышка и тучки.
— Отгадайте загадку.
Красный пряник в небе есть,
Никому его не съесть.
(Солнышко.)
- Верно, у нас сегодня в гостях Солнышко. Оно дарит нам свои лучики и желает нам на уроке прекрасного настроения и добрых отношений друг к другу. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова солнце, туча? (дети называют и записывают на доске ассоциации.)
— Как вы думаете, о чем будет произведение с которым мы сегодня ознакомимся? Прогнозирование. (Ответы детей.)
3. Реализация.
А) Сегодня мы познакомимся с творчеством Д. Родари.
Д. Родари - детский писатель. Его Родина — Италия. В молодости Д. Родари работал учителем начальных классов, очень любил детей, придумывал для них веселые игры. Позже он стал журналистом и получил задание писать для детей. Благодаря переводам С.Я.Маршака он стал популярным и известным.
Б) Работа со словесной лесенкой.
— При чтении произведения вам встретятся слова, значения которых надо выяснить.
На доске лесенкой написаны слова. Дети хором читают их, объясняют значение непонятных слов.
Швыряться — легкомысленно бросаться, безрассудно тратить.
Не унималась — не успокаиваться, не прекращать, не останавливаться.
Щедро — бескорыстно, не скупой.
Колесница — в старину: колесная повозка.
Транжирить — легко тратить что-либо.
В) Работа над речевым аппаратом.
— Перед чтением текста давайте с вами поработаем над произношением, проговорим чистоговорки.
Ло-ло-ло - всем было весело.Ят-ят-ят — вас отблагодарят
Ась-ась-ась — туча хмурилась. Го-го-го — всех до одного.
Г) Целевая установка.
- Отчего хмурилась туча?
Д) Работа над произведением.
1) Первичное чтение текста (читает учитель).
2) Вопросы по восприятию текста
— К какому жанру относится это произведение?
— Что вам больше всего понравилось в этой сказке? Отчего злилась туча?
3) Повторное чтение сказки (читают учащиеся).
4) Анализ произведения.
Кому раздаривало свои лучи солнышко? Какое настроение было у тучи? Как вы понимаете выражение «грозовое настроение»? Кто, по— вашему был счастливее: солнце или туча? Почему? докажите словами из текста. Что случилось с тучей? Вам жалко ее? Какие приемы художественного изображения использовал автор? Найдите в тексте сравнение, олицетворение. Чем закончилась сказка?
4. Физминутка.
5. Работа в парах.
А) Используя слова-эпитеты, составьте диаграмму Венна.
Б) Чем были похожи солнце и туча? Впишите в общий круг. (Ответы детей: живут на небе, создают нам настроение, создают условия для жизни.)
6. Определение идеи произведения.
— Чему научила вас эта сказка? Расшифруйте замечательные крылатые слова, которые выражают главную мысль сказки:
орбод; тальде; тешипес. (Спешите делать добро.)
— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
— Я надеюсь, что Солнышко сегодня вам подарило не простые лучики, а лучики доброты и каждый из вас станет теперь чуточку добрее.
7. Выставление оценок.
— Оцените свою работу. С каким настроением вы покидаете урок? Перед вами кружочки, нарисуйте на них свое настроение
8. Рефлексия.
— А теперь давайте напишем синквейн (пятистишье).
1-вариант — про солнце, 2 вариант — про тучу.
Например:
Солнце Туча
Доброе, щедрое Злая, хмурая
Катилось, раздаривало, разбрасывало, Хмурилась, ворчала, злилась
Солнце щедро разбрасывало лучи. Туча злилась и ворчала на солнце.
Радость Грусть
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
9. Домашнее задание. Читать сказку по ролям. Нарисовать иллюстрацию к сказке.