Урок литературного чтения. Джанни Родари «Солнце и туча»


Урок литературного чтения (2 класс программа 2100)
Джанни Родари «Солнце и туча»
Эпиграф: «Хлеб питает тело, а книга – разум»
Сегодня на уроке литературного чтения мы вновь имеем возможность прикоснуться к величайшему творению человечества – книге.
Проверка д/з.
Сегодня за хорошую работу вы будете получать солнечные лучики. А в конце урока подведем итог. Домой вам были заданы 2 стихотворения. Предложите свою проверку д/задания.
Положите перед собой текст №1 «Жадный мышонок».(Заголовка нет)
- Кто герой стихотворения?
- Каким был этот мышонок?
- Определите тему «Жадный мышонок»
Чтение стихотворения №2. «Добрый котенок» (заголовка нет)
- Кто герой стихотворения?
- Что вы можете сказать о нем?
- В чем заключается его доброта?
- Озаглавьте
- А можно назвать котенка щедрым?
Уточните значение слов добрый и щедрый.
- Отличаются ли эти слова (пытаются сами).
Откройте уч. На стр. 47. Прочитайте про себя.
- Можно ли назвать щедрым котенка?
_докажите.
_
Итог. Он не только добрый, но еще и щедрый. Он делился сыром, молочком, своими игрушками. Умел это делать.
Определите тему урока (работа в парах). У детей распечатки.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Быть щедрым – значит уметь дарить.
- Доброе дело само себя хвалит.
Быть щедрым – значит уметь дарить.
- Какие цели мы ставим на уроке литературного чтения?
I) Знакомимся:
1. С новым произведением.
II) Учимся:
Определять идею произведения.
Исследовать особенности языка.
Делать выводы.
Сравнивать.
Работать в парах и группах.
Выразительно читать.
III) Развиваем:
Речь.
Мышление.
Кругозор.
Будем учиться красиво говорить, размышлять и обогащать свои знания.
(постановка проблемного вопроса):
– А хорошо ли быть щедрым?
Поможет ответить на этот вопрос новое произведение уже известного вам ранее автора. Дж. Родари «Солнце и туча».
Италия. Работая учителем мл. классов. На уроках придумывал веселые игры, стихи. Слава нашла писателя в нашей стране, благодаря переводам Маршака. Одним из знаменательных творений этого писателя стала книга «Приключения Чиполлино».
Дж. Родари. Портрет.
Работа с текстом произведения до чтения.
Откроем учебники, прочитаем название произведения.
«Солнце и туча»
- Кто будут герои произведения?
- Есть что-то сказочное в иллюстрациях?
- Какое солнце на иллюстрациях? Почему так решили?
- А туча? Докажите.
- Что может произойти в м/у солнцем и тучей?
Работа с т/х во время чтения.
Самостоятельное чтение с заданием.
– Отметить непонятные слова
Проверка восприятия
- Кто главные герои этого произведения? (Солнце и туча)
- К какому жанру относится произведение?
- Почему вы так решили? Докажите,
- Как вы думаете , кто был счастливее Солнце или Туча?
- Кто не нашел никаких слов?
- Какие непонятные слова подчеркнули?
(огненная колесница, транжира)

Колесница – большой колесные экипаж. У древних греков и римлян – боевая колесница.
Чтение по абзацам лучшими учениками.
1 и 2
- Почему все радовались солнечным лучам?
- Что значит грозовое настроение?
- Покажите мимикой.
3 абзац
- Каких предложений много в этом абзаце?
(автор хочет подчеркнуть насколько сильны эмоции, чувства тучи).
Как сильно она возмущена!
- Какие необычные словосочетания встретились в этих абзацах.
228155590008Это все литературные приемы автора, делающие речь выразительной, богатой, точной
4000020000Это все литературные приемы автора, делающие речь выразительной, богатой, точной
168433091850Огненная колесница
Грозовое настроение
Дырявые руки
Читаем до конца
- Зачитайте, чему удивилась туча? (Когда же…)
- Что с ней случилось?
- Каким было солнце в конце дня? (веселым, счастливым, оно бултыхнулось в море) как…
Как мячик
Как ребенок
Как счастливый человек
Алиса, мальчик
- Кого по своим поступкам, действиями, речи наполняют герои?
(Олицетворение)

Цель: Это задание поможет создать литературный образ тучи и солнца.
Самостоятельная работа с текстом.
I ряд.
Найти в тексте спорные слова, которые помогают раскрыть характер солнца, его настроение.
Раздаривало свои лучи
Весело и горделиво
Весело бултыхнулось
У солнца дырявые руки
II ряд.
Найти слова – действия. Что делала туча.
Хмурилась
Злилась
Ворчала
Удивлялась
Рассыпалась
III ряд.
Найти в т/х абзац, в котором говорится о героях, которым солнышко дарило свои лучи. Пересказать абзац
Итог. Давайте сделаем вывод. Каким было солнце и туча.
(после проверки задания I ряда вопрос ко всем: Какое было солнце?
Доброе
Ласковое
Щедрое
Теплое
Приветливое
Счастливое
На доску вывешивается картинка солнца без лучиков
- Выберите самое точное слово.
Злая
Ворчливая
Грозная
Жадная
Угрюмая
Серая ( картинка тучи)
Здесь Д.Р. использует еще один литературный прием. Его герои не просто напоминают людей, но людей с определенными чертами характера. Аллегория.
Итог.
Кто был еще героями сказки?
Пересказ.
Сейчас мы озвучим картинки солнца и тучи
Выразительное чтение.
- Как будете читать слова Т. С.?
- остальных персонажей ?2 минуты готовятся
3 ученика – Солнце и друг. Гер. Тучу.
Итог.
Заключительная беседа.
- Что хотел сказать Дж. Р., когда в конце сказки написал: «Когда же к заходу солнца…»
- Какой совет дает автор читателям?
Это и есть идея произведения.
- Закончите слова пословицы: «У щедрого человека богатство…»
-Давайте подарим лучики, которые вы заработали, всем героям произведения.
- А приходилось ли вам быть щедрыми? Что вы испытывали?
П? Так хорошо ли быть щедрым?( ответ на проблемный вопрос)
А легко ли быть щедрым?
(над этим вопросом поразмышляйте дома)
Стихотворение о доброте и щедрости ,